Следствие вели... с Леонидом Каневским. Адская бочка

Следствие вели... с Леонидом Каневским. Адская бочка

Все серии

1982 год, Выборг. Из дома уходит немолодая женщина и исчезает. Под подозрением ее муж. Но вскоре свидетели замечают: пропавшая бродит по ночным улицам и даже появляется возле так называемой Ведьминой пещеры. А затем на Финляндском вокзале в Ленинграде находят предсмертное послание, написанное рукой исчезнувшей женщины...


В популярной передаче «Следствие вели», выходящей на канале НТВ, в сюжете от 19 ноября этого года рассказывалось о трагическом событии, произошедшем в Выборге осенью 1982 года. Инженер приборостроительного завода Владимир Сергеев (в передаче названный Семёновым) убил свою жену и сжёг её труп в бочке, на даче. В те «закрытые» в информационном плане времена об этом ЧП знали не все, хотя, конечно, информация, так или иначе, просачивалась.

Тем более что показательный выездной судебный процесс над Сергеевым проходил непосредственно на заводе. Теперь же телевизионщики в своём расследовании под названием «Адская бочка» рассказали о давнем громком преступлении всему миру. После выхода передачи в местных социальных сетях началось её бурное обсуждение. Воспоминаниями делились сослуживцы Сергеева, его знакомые, дети знакомых… Сомнению подверглось сообщение ведущего «Следствия вели», актёра Леонида Каневского, – о том, что осуждённый на 15 лет лишения свободы и 5 лет ссылки Владимир Сергеев не дожил до освобождения. Но, в принципе, массы пришли к выводу, что на ТВ лучше знают.

И вот, можно сказать, - сенсация! Как удалось узнать корреспонденту «ВВ», герой нашумевшей криминальной истории жив и готовится в наступающем году отметить своё 85-летие. Об этом рассказал один из ветеранов Выборгского приборостроительного завода, поддерживающий связь с Сергеевым.

- Владимир Георгиевич живёт под Санкт-Петербургом, на даче, построенной собственными руками, женат. Периодически бывает в городе на Неве, в Выборг не приезжает. Я видел его здесь в начале 90-х годов, когда он приходил на завод, чтобы оформить пенсию. Если говорить о совершённом им преступлении, то сам Владимир рассказывал, что на даче вспыхнула ссора с женой, она попыталась его ударить, поленом, что ли. А он инстинктивно взмахнул топором и попал женщине по голове. Дальше - шок! Может быть, следовало ему во всем сознаться и похоронить жену… но… - вздыхает бывший приборостроитель.

Сергеев предпочёл сжечь труп, для чего использовал бочку, в которой обычно утилизировал дачный мусор. И если сам факт убийства можно списать на состояние аффекта, то идею предать огню останки супруги с целью сокрытия преступления сильным душевным волнением не объяснить. Ведь инженер сжигал тело почти сутки, периодически подкладывая в бочку куски паркета, приготовленного для покрытия полов на даче, и подливая в ёмкость бензин.

По версии следствия, позже подтверждённой в суде и озвученной в телепередаче, у Владимира Сергеева были нелады в семье. Натянутые отношения с супругой и тёщей, жена догадывалась, что у мужа есть роман на стороне, но не давала развода, требуя в порядке материальной и моральной компенсации продать дачу и автомобиль и разделить вырученные деньги. А для Сергеева продажа дачи, которую он построил в районе Красного Холма собственными руками, была как кость в горле. Не исключено, что одной из причин семейных конфликтов стало отсутствие совместных детей (у жены имелся взрослый сын от предыдущего брака).

Ситуация обострилась, когда любовница инженера забеременела. Якобы, как поведали в передаче, Сергеев долго размышлял, как избавиться от ненавистной второй половины и тщательно готовился к преступлению. Специально жаловался друзьям на невыносимое существование в семье, что жена и тёща даже бьют его.

- Он это рассказывал, - подтверждает ветеран ВПСЗ. – С одной стороны, странно, неужели здоровый, крепкий мужик, физкультурник, лыжник, не мог дать отпор? С другой, не драться же ему с женщинами! Я запомнил Сергеева как хорошего работника, инженера по призванию, хотя он так и не закончил вуз. В отделе главного технолога, где Владимир Георгиевич работал, к нему многие обращались за советом, и он никогда не отказывал в помощи. Хотя Сергеев, конечно, крепкий орешек. Он долго не признавался в убийстве, оставалось протянуть какой-то месяц, и его наверняка бы отпустили из-под стражи...

О том, что у правоохранительных органов не имелось неопровержимых доказательств вины Сергеева, было сказано и в выпуске передачи. Но следователи психологически перехитрили обвиняемого, и он, возможно, не выдержав мук совести, предварительно досконально изучив Уголовный кодекс РСФСР, предпочёл признаться в убийстве. Сергеев действительно получил солидный срок, но, вопреки утверждениям энтэвэшников, не ушёл из жизни в неволе.

- В исправительной колонии № 5 в посёлке Металлострой, где Сергеев отбывал наказание, под его руководством организовали бригаду строителей, которая построила православный храм, первый на территории подобных учреждений в России. На освящении храма, названного в честь бывшего митрополита Петроградского, священномученика Вениамина, в 1992 году присутствовал патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй.

Он даровал Сергееву грамоту, выслушал его исповедь и обратился к тогдашнему президенту России Борису Ельцину с просьбой о помиловании заключённого, который к тому времени уже отбыл 10 лет из назначенного срока наказания. Помилование было получено, - говорит собеседник корреспондента «ВВ». В дальнейшем Сергеев работал там же, в колонии, уже на вольных хлебах.

По словам ветерана-приборостроителя, друзья и бывшие коллеги были неприятно удивлены характером передачи, в которой не совсем объективно отразили события 35-летней давности и «похоронили» Владимира Сергеева. На канал НТВ ушло соответствующее письмо, но ответа телевизионщики пока не дали. Извиняться за неточность информации перед человеком, совершившим страшное преступление, они, скорее всего, не станут. И заступничество патриарха вкупе с помилованием президента здесь вряд ли имеют вес. Вина талантливого инженера, конструктора по призванию, способного организатора, прекрасного строителя и, для его друзей, наверное, замечательного человека, навсегда останется с ним.

Леонид Каневский

Леонид Каневский родился 2 мая 1939 года в Киеве. Его родители к искусству отношения не имели. Правда, мама в юности училась в Киевской консерватории, но в семнадцать лет вышла замуж, и с консерваторией пришлось распрощаться. Отец же по профессии был технологом-фруктовщиком. Он очень любил свою профессию и хотел, чтобы и сын пошел по его стопам.
Юный Леонид, однако, мечтал совсем о другом. С одиннадцати лет он хотел стать артистом. Окончив школу, семнадцатилетний паренек отправился покорять Москву.
Поступить в театральное оказалось совсем не просто. В Школу-студию МХАТ Леонида не приняли. Великий Масальский, сложив пальцы трубочкой и приставив ее (трубочку) к глазу, сказал: «Не наша фактура!». То же самое его ждало и Щепкинском училище. Вновь юноша услышал, что не подходит по фактуре.
Удача Каневскому улыбнулась в Театральном училище им. Б.В. Щукина. Он был зачислен на курс Веры Константиновны Львовой. Здесь же ему довелось учиться у замечательных педагогов Цецилии Львовны Мансуровой и Владимира Георгиевича Шлезингера. Педагогом по художественному слову был знаменитый чтец Яков Михайлович Смоленский. Вместе с Леонидом Каневским учились: Василий Ливанов, Андрей Миронов, Зиновий Високовский и Ольга Яковлева.
По окончании в 1960 году Щукинского училища Леонид Каневский был принят в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола. В 1967 году он перешел в Театр на Малой Бронной.
Дебютировал Леонид Каневский в кино в 1965 году, снявшись в сказке «Город мастеров». А спустя три года на экраны вышла искрометная комедия «Бриллиантовая рука». Каневскому досталась совсем небольшая, почти эпизодическая роль контрабандиста. Начинающий актер сам придумал текст, придумал, как все это обыграть, и роль получилась удивительно смешной, запоминающейся. Это был его первый большой успех.
Всесоюзную славу актеру принесла роль майора Томина в знаменитом телесериале «Следствие ведут Знатоки». Первые четыре фильма вышли в 1971 году и сразу обеспечили главным героям невероятную зрительскую любовь. В какой то степени этот успех был прогнозируемым. Детективный, лихо закрученный сюжет, обаятельные и такие непохожие Знаменский (Георгий Мартынюк), Томин (Леонид Каневский) и Кибрит (Эльза Леждей) – это и стало залогом популярности. Но вот то, что сериал затянется на многие-многие годы, вряд ли кто ожидал. На протяжении двух десятилетий зрители с неослабевающим интересом следили за очередными расследованиями Знатоков.
Не меньшей любовью Знатоки пользовались и у правоохранительных органов. Знаменитые концерты, посвященные Дню Милиции, практически никогда не обходились без их выступлений. Вспоминает Леонид Каневский: «И вообще, в Союзе не было такого горотдела милиции, который бы не приглашал нас выступить. Нас передавали, как эстафетную палочку. Знали, например, что я люблю париться, а Герка обожает пельмени. Встречавшие нас милицейские руководители еще у трапа самолета говорили: «Семеныч, банька топится. Яковлевич, пельмени варятся». Замечательно встречали! Конечно, это давало заработок, но и интересно было безумно. Каждый месяц - минимум по две поездки. <…> Мы были чем-то вроде жилетки, в которую можно все свои беды и проблемы выплакать. Такая себе живая исповедальня. И для кого? Для тогдашнего руководства!»
О популярности Знатоков говорит такой факт. Однажды в Комсомольске-на-Амуре милицией был задержан вор в законе, живший в одной гостинице с артистами. Узнав, о том какие соседи проживали рядом с ним, он был невероятно огорчен, что не успел ограбить их. На удивленный вопрос начальника милиции, мол, что у них, артистов, и брать то нечего, тот ответил: «Не понимаешь ты, начальник. Не в этом суть. Представляешь, какой бы звон по зоне пошел, что я ЗнаТоКов обнес!»
При такой популярности и длительности сериала, Каневский не стал актером одной роли. Актер много и интересно снимался. При этом играл он преимущественно характерные роли. Удивительно, но его майор Томин да еще эпизод в картине «Весна на Одере» стали единственными положительными ролями в кино. Каневский с присущей ему легкостью и изяществом играл всевозможных жуликов, воров, гангстеров, хулиганов, или просто отрицательных типов.
Все прекрасно помнят, например, его господина Бонасье в приключенческом фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» (1979). Как и в «Бриллиантовой руке», вновь небольшая, эпизодическая роль, и вновь успех, который стал для актера, по его собственному признанию, «полнейшей неожиданностью, хотя и очень приятной». Замечательным оказался его дуэт с Леонидом Ярмольником в детском фильме «Пеппи-Длинный чулок» (1984), где они изобразили двух жуликов-воров – Карла и Блона.
Начало 90-х. С развалом Советского Союза, стали приходить в упадок театры и кино. Многие актеры оставались без работы. Леонид Каневский вспоминает: «В то время вообще театры пустовали. Дикое было ощущение, совершенно непривычное. Понимаешь, невостребованным оказался не я, а дело, которому я служил и служу. В то тяжелое время людям было не до спектаклей. Как раз тогда Женя Арье носился с идеей создания русскоязычного театра в Израиле, собирал труппу, пригласил и меня. Я его хорошо знал, поверил и решил в свои пятьдесят круто изменить свою жизнь».
Так в 1991 году Леонид Каневкий оказался в Израиле, в Тель-Авиве, став вместе с Евгением Арье одним из основателей Театра «Гешер» («Мост»). «На первых порах было чудовищно тяжело... Трудностей хватало. Например, однажды мы четыре месяца не получали зарплату. Старая закалка помогла все это перенести. А затем театр начал развиваться, набирать обороты. Талант Жени Арье, его огромная энергия принесли свои плоды» - рассказывает Леонид Каневский.
Очень скоро театр приобрел в Израиле большую популярность, а для актеров, в том числе и для Каневского, стал настоящим домом. Здесь им было сыграно множество разнообразных ролей. Любимыми спектаклями Леонида Семеновича являются «Дело Дрейфуса», «Три сестры», «Деревушка», «Раб», «Шоша».
Там же в Израиле Каневский проявил себя в новом качестве – ведущего телепрограммы. Когда открылся русскоязычный телеканал, он был приглашен вести передачу «Хочу все съесть». Каневский согласился вести эту программу при одном условии - если она не будет копией программы Андрея Макаревича «Смак». В результате появилась новая интересная передача, которую смотрит в буквальном смысле вся страна.
А что же кино? Леонид Каневский продолжал немало сниматься. Только теперь талантом актера уже наслаждались израильские зрители. Он сыграл в довольно известных израильских фильмах: «Опоздавшая свадьба», «Электрический человек», «Еврейская месть» (роль - пятидесятилетний репатриант Натан) и других.
Со своей будущее женой Анной Леонид Каневский познакомился в 1967 году. Анна - дочь известного актера Ефима Березина – знаменитого Штепселя из киевского дуэта «Тарапунька и Штепсель», который многие годы блистал на эстрадных подмостках Советского Союза. Программы для этого дуэта писал Александр Каневский - старший брат Леонида. Он то и познакомил их. А поженились Леонид и Анна лишь спустя восемь лет.
Анна по профессии - филолог, переводчик с английского и польского языков. В 1977 году у них родилась дочь Наташа. Она окончила театральный факультет Тель-Авивского университета. По специальности Наталья - театральный дизайнер, работает на израильском телевидении.
С января 2006 года по настоящее время Леонид Семёнович Каневский — ведущий документального сериала «Следствие вели…» на «НТВ». Параллельно актёр продолжает играть в театре «Гешер». в 2009 году снялся в сериале «Семин».
Каневский сыграл роли в более чем семидесяти фильмах и много ролей в театральных спектаклях. Награждён орденом Дружбы (20 апреля 2010).
Женат на дочери знаменитого «Штепселя» (Ефима Березина) Анне Березиной. Родной брат — писатель-сатирик Александр Каневский.

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube