Следствие вели... с Леонидом Каневским. Бункер - смотреть онлайн бесплатно
Главная

Перейти на мобильную версию сайта

Следствие вели... с Леонидом Каневским. Бункер

Вятские Поляны, суровые 90-е. История, которая потрясла всю Россию.
Современный рабовладелец и его подземный город рабов. Что происходило за стенами бункера? Какие испытания ждали женщин-рабынь и как узницам все-таки удалось спастись?

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Комин, Александр Николаевич

Алекса́ндр Никола́евич Ко́мин (24 мая 1953 — 15 июня 1999[1]) — современный рабовладелец и серийный убийца. В разное время с 1995 по 1997 год держал в бункере глубиной 9 метров, выкопанном под собственным гаражом в городе Вятские Поляны Кировской области, четырёх женщин и двух мужчин; четверо из узников были им убиты.
Делу Комина посвящены документальные фильмы «Кооператив „Узник“» (1998) из цикла «Криминальная Россия», «Бункер. Современная версия» (2015) из цикла «Следствие вели…» и документальный фильм, вышедший на японском телевидении в рамках сериала «Маньяки XX века».
Александр Комин родился в 1953 году в городе Вятские Поляны Кировской области, где впоследствии и совершил все свои преступления. Окончил восьмилетнюю школу. В возрасте 18 лет был осуждён на 3 года лишения свободы за хулиганство. Отбывая наказание, Комин работал на швейной фабрике при колонии. Работа портного настолько ему понравилась, что, освободившись, он закончил техникум по этой специальности. Однако в небольшом городе реализовать призвание Комина было сложно, поэтому он работал сторожем, электриком, разнорабочим.
Как впоследствии расскажет Комин, отбывая наказание, он познакомился с одним заключённым, который был осуждён за то, что держал в подвале нескольких бомжей, заставляя их на себя работать. Он впервые увидел человека, который пользовался неограниченной властью над другими, и захотел испытать то же самое.
В советскую эпоху, учитывая опыт своего солагерника, Комин рисковать не стал, однако распад СССР дал ему эту возможность.
Для начала Комину нужен был надёжный партнёр. Вскоре, работая в ночную смену, он предложил свой план напарнику Александру Михееву, и тот согласился. Поначалу Комин планировал лишь организовать в бункере парник с электроподогревом, в котором бы выращивались овощи. Впоследствии Комин и Михеев планировали продавать их в кафе. По их плану, внизу работали бы не они, а подневольные работники.
Комин, уже давно не имевший автомобиля, гараж так и не продавал. Вскоре Комина также осенила новая идея — создать собственное швейное производство. Почти четыре года под гаражом компаньоны рыли подземный бункер, где устроили несколько комнат, провели электричество, вентиляцию, сделали лебёдку, выполнявшую роль лифта, и к началу 1995 года подземная тюрьма была готова.
Вскоре начались поиски будущих рабов. Идеальным вариантом была бы одинокая молодая портниха. Некоторое время Комин с Михеевым ходили по городу, искали потенциальных подневольных работников на рынке и вокзале, но безуспешно. 13 января 1995 года возле школы № 3 по улице Гагарина Комин встретил некую Веру Талпаеву, которой предложил встретить Старый Новый год в хорошей компании. Как ни странно, но она не удивилась, что Комин привёл её в гараж. Там Комин дал ей выпить водки с подмешанным в неё клофелином.
Поначалу Талпаева была примерной узницей. С ней Комин вполне удовлетворял свои сексуальные амбиции, однако шить она не умела, а учиться не хотела. Талпаева же навела Комина на портниху Татьяну Мельникову, которая должна была стать следующей узницей. Её адреса она точно не помнила, а назвала лишь улицу — Пароходная. Отправившись на поиски, Комин неожиданно встретил на этой улице своего солагерника Николая Малых. По совершенно невероятному стечению обстоятельств он оказался сожителем Мельниковой. Предложив им обоим отпраздновать встречу, он вновь напоил их водкой с клофелином. Однако Комин понимал, что Малых, зная законы криминального мира, никогда не стал бы на него работать. Комин с Михеевым раздели его, вывели из гаража и оставили в бессознательном состоянии в двадцатиградусный мороз. Его тело было обнаружено через неделю. У милиции подозрений смерть Малых не вызвала — основной версией стало то, что бывший уголовник выпил лишнего, заснул на улице и насмерть замёрз.
Мельникова начала шить для Комина халаты и трусы, которые он успешно сбывал на рынках и предприятиях. Параллельно продолжалось строительство бункера, где Талпаева была подсобным рабочим. Однако пользы от неё было немного, и поэтому Комин решил заполучить узника для земляных работ. 21 марта 1995 года у магазина на улице Урицкого Комин и Михеев встретили крепкого, но пьющего 37-летнего Евгения Шишова. Тот согласился на дармовую выпивку и вскоре тоже оказался в бункере, но пользы от Шишова на строительстве было также немного. Когда Комин стал выяснять, что тот умеет делать, тот рассказал, что он электрик 4-го разряда. Комин не мог допустить, чтобы кто-либо из его узников разобрался в электрических узлах бункера и отключил лестницу от тока. Для казни Шишова он изготовил электрический стул собственной конструкции: обмотал ему ноги и руки оголёнными проводами, подключил к розетке и заставил Талпаеву и Мельникову нажать на два выключателя одновременно. Как рассказал впоследствии Михеев: «Он так: „Аааа!“… И всё… Вы знаете, быстро…». Тело Шишова подняли на лебёдке наверх, отвезли в лес и закопали.
Работа в бункере продолжалась, но одна Мельникова не могла удовлетворить возросшие аппетиты Комина, и тогда он выпустил Талпаеву, чтобы та помогла ему найти новую узницу. Расчёт Комина и здесь был точен — он знал, что, будучи соучастницей убийства Шишова, она не выдаст Комина.
16 июля 1995 года Талпаева привела в гараж Комина ещё одну будущую узницу — Татьяну Козикову. По злой иронии судьбы, через пять дней над ней должен был состояться суд за мелкое хищение, и она, не дождавшись его, сразу оказалась в «тюрьме». Мельникова обучила Козикову основам портняжного мастерства, и вскоре швейная фабрика заработала в полную силу.
Комин был беспощаден — невольницам приходилось работать по 16 часов в сутки. Он давал невероятные нормы, например, 32 халата за сутки. Тогда Мельникова и Козикова решились на побег. Осуществление плана затруднялось тем, что гараж был открыт и лестница отключена от тока только тогда, когда Комин находился внутри. Улучив момент, женщины заперли его при помощи сковородки в одной из комнат. Однако убежать они не успели — Комин вырвался и подавил бунт. Он предложил на выбор — либо он разрезает женщинам рты до ушей, либо делает им на лицах клеймо «РАБ». Те выбрали второе, что Комин и сделал. Отныне режим содержания ужесточился — теперь, когда Комин заходил в гараж, он давал сигнал лампочкой, и узницы должны были надеть на себя ошейники и кандалы, а ключи положить на стол.
Тем временем Талпаева должна была искать новых узников, однако она неожиданно для Комина пропала. Решив, что она уехала из города, он сам продолжил поиски. Во время посещения вокзала он обратил внимание на молодую женщину. 27-летняя Татьяна Назимова была бомжом уже несколько лет, разъезжая по разным станциям Горьковской железной дороги. Предложенные любезным незнакомцем еда и ночлег были для неё неожиданным подарком судьбы, и вскоре в бункере появилась ещё одна узница. Однако вскоре Комин понял, что на сей раз ошибся. Назимова была тяжело больна психически и физически, и им с Михеевым оставалось использовать её лишь в качестве любовницы. Однако через год, когда она надоела компаньонам, Комин убил и её с помощью тормозной жидкости, предварительно оставив её без пищи на несколько дней.
Труп Назимовой Комин положил на санки и повёз в сторону городского морга, желая оставить его у входа, однако через двести метров от гаража, испугавшись случайного прохожего, он бросил труп и убежал.
Попытался Комин осуществить и ещё одну свою мечту — выращивание огурцов в парнике с электроподогревом. Но едва компаньоны собрали свой первый урожай, как сосед пожаловался Комину, что у него в погребе гаража стало неожиданно жарко и начала прорастать картошка. Агрономические эксперименты пришлось тут же прекратить. Всё это время Комин вёл и вполне обычную жизнь. Он проживал в квартире дома № 53 по улице Школьная вместе со своей сожительницей, но при этом ежедневно ходил в свой гараж. Ни сожительнице Комина, ни его соседям не показалось странным, что он постоянно ходит в гараж, в котором давно уже не было никакого автомобиля. Также Комин состоял на учёте безработных на бирже труда и регулярно получал пособие по безработице.
Комин занимался и общественной деятельностью. В это время он уже был в зените предпринимательского успеха. Кроме обычной продукции швейной фабрики, теперь невольницы стали шить ризы для местных священников и даже ткали иконы. Также Комин заставил их выткать огромный герб России, который пытался продать в администрацию Вятских Полян и даже руководству местной милиции, но, на его несчастье, в казне не оказалось денег.
В январе 1997 года Комин неожиданно встретил в городе пропавшую Веру Талпаеву. Он предложил ей уже новые условия сотрудничества: теперь она должна была искать рынки сбыта продукции швейной фабрики за соответствующее вознаграждение, а также не забывать приводить новых узниц. Через несколько дней Талпаева привела в гараж некую Ирину Ганюшкину, 22 года, которую впоследствии Комин пытался искусственно оплодотворить (при помощи шприца) с тем, чтобы в буквальном смысле начать выращивать для себя новых рабов. Там, в гараже, Комин с помощью всё той же тормозной жидкости убил Талпаеву, только, в отличие от Назимовой, она промучилась несколько часов.
Арест Комина произошёл вследствие его же ошибки. Он влюбился в Ганюшкину и захотел оформить с ней официальный брак. Козикова и Мельникова, поняв, что это их шанс на побег, уговорили Ганюшкину согласиться. Комин угрожал расправиться с 2-летним сыном Ганюшкиной в случае, если она попытается сбежать. Ганюшкина согласилась, и, когда Комин на несколько минут оставил её в квартире без присмотра, побежала в милицию. Произошло это 21 июля 1997 года. Поначалу сотрудники не поверили заявительнице, но когда она назвала имена находящихся в бункере, сразу же потребовали указать местоположение бункера. Комин был арестован около своего гаража. Он попытался послать по наэлектризованной лестнице оперативников вниз, чтобы попытаться бежать, однако Ганюшкина заблаговременно сообщила об этом. Обнаруженных в бункере Козикову и Мельникову госпитализировали, предварительно надев им на глаза повязки, чтобы те не ослепли от солнечного света, которого не видели два года.
Комин и арестованный следом за ним Михеев вскоре стали давать показания и признались в совершении четырёх убийств, незаконном лишении свободы ещё трёх человек, использовании рабского труда, незаконном предпринимательстве.
В 1999 году Кировский областной суд приговорил Александра Комина к пожизненному лишению свободы, Александр Михеев получил 20 лет лишения свободы. Узнав о приговоре, Комин покончил с собой в камере, вскрыв себе паховую артерию.

Леонид Каневский

Леонид Каневский родился 2 мая 1939 года в Киеве. Его родители к искусству отношения не имели. Правда, мама в юности училась в Киевской консерватории, но в семнадцать лет вышла замуж, и с консерваторией пришлось распрощаться. Отец же по профессии был технологом-фруктовщиком. Он очень любил свою профессию и хотел, чтобы и сын пошел по его стопам.
Юный Леонид, однако, мечтал совсем о другом. С одиннадцати лет он хотел стать артистом. Окончив школу, семнадцатилетний паренек отправился покорять Москву.
Поступить в театральное оказалось совсем не просто. В Школу-студию МХАТ Леонида не приняли. Великий Масальский, сложив пальцы трубочкой и приставив ее (трубочку) к глазу, сказал: «Не наша фактура!». То же самое его ждало и Щепкинском училище. Вновь юноша услышал, что не подходит по фактуре.
Удача Каневскому улыбнулась в Театральном училище им. Б.В. Щукина. Он был зачислен на курс Веры Константиновны Львовой. Здесь же ему довелось учиться у замечательных педагогов Цецилии Львовны Мансуровой и Владимира Георгиевича Шлезингера. Педагогом по художественному слову был знаменитый чтец Яков Михайлович Смоленский. Вместе с Леонидом Каневским учились: Василий Ливанов, Андрей Миронов, Зиновий Високовский и Ольга Яковлева.
По окончании в 1960 году Щукинского училища Леонид Каневский был принят в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола. В 1967 году он перешел в Театр на Малой Бронной.
Дебютировал Леонид Каневский в кино в 1965 году, снявшись в сказке «Город мастеров». А спустя три года на экраны вышла искрометная комедия «Бриллиантовая рука». Каневскому досталась совсем небольшая, почти эпизодическая роль контрабандиста. Начинающий актер сам придумал текст, придумал, как все это обыграть, и роль получилась удивительно смешной, запоминающейся. Это был его первый большой успех.
Всесоюзную славу актеру принесла роль майора Томина в знаменитом телесериале «Следствие ведут Знатоки». Первые четыре фильма вышли в 1971 году и сразу обеспечили главным героям невероятную зрительскую любовь. В какой то степени этот успех был прогнозируемым. Детективный, лихо закрученный сюжет, обаятельные и такие непохожие Знаменский (Георгий Мартынюк), Томин (Леонид Каневский) и Кибрит (Эльза Леждей) – это и стало залогом популярности. Но вот то, что сериал затянется на многие-многие годы, вряд ли кто ожидал. На протяжении двух десятилетий зрители с неослабевающим интересом следили за очередными расследованиями Знатоков.
Не меньшей любовью Знатоки пользовались и у правоохранительных органов. Знаменитые концерты, посвященные Дню Милиции, практически никогда не обходились без их выступлений. Вспоминает Леонид Каневский: «И вообще, в Союзе не было такого горотдела милиции, который бы не приглашал нас выступить. Нас передавали, как эстафетную палочку. Знали, например, что я люблю париться, а Герка обожает пельмени. Встречавшие нас милицейские руководители еще у трапа самолета говорили: «Семеныч, банька топится. Яковлевич, пельмени варятся». Замечательно встречали! Конечно, это давало заработок, но и интересно было безумно. Каждый месяц - минимум по две поездки. <…> Мы были чем-то вроде жилетки, в которую можно все свои беды и проблемы выплакать. Такая себе живая исповедальня. И для кого? Для тогдашнего руководства!»
О популярности Знатоков говорит такой факт. Однажды в Комсомольске-на-Амуре милицией был задержан вор в законе, живший в одной гостинице с артистами. Узнав, о том какие соседи проживали рядом с ним, он был невероятно огорчен, что не успел ограбить их. На удивленный вопрос начальника милиции, мол, что у них, артистов, и брать то нечего, тот ответил: «Не понимаешь ты, начальник. Не в этом суть. Представляешь, какой бы звон по зоне пошел, что я ЗнаТоКов обнес!»
При такой популярности и длительности сериала, Каневский не стал актером одной роли. Актер много и интересно снимался. При этом играл он преимущественно характерные роли. Удивительно, но его майор Томин да еще эпизод в картине «Весна на Одере» стали единственными положительными ролями в кино. Каневский с присущей ему легкостью и изяществом играл всевозможных жуликов, воров, гангстеров, хулиганов, или просто отрицательных типов.
Все прекрасно помнят, например, его господина Бонасье в приключенческом фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» (1979). Как и в «Бриллиантовой руке», вновь небольшая, эпизодическая роль, и вновь успех, который стал для актера, по его собственному признанию, «полнейшей неожиданностью, хотя и очень приятной». Замечательным оказался его дуэт с Леонидом Ярмольником в детском фильме «Пеппи-Длинный чулок» (1984), где они изобразили двух жуликов-воров – Карла и Блона.
Начало 90-х. С развалом Советского Союза, стали приходить в упадок театры и кино. Многие актеры оставались без работы. Леонид Каневский вспоминает: «В то время вообще театры пустовали. Дикое было ощущение, совершенно непривычное. Понимаешь, невостребованным оказался не я, а дело, которому я служил и служу. В то тяжелое время людям было не до спектаклей. Как раз тогда Женя Арье носился с идеей создания русскоязычного театра в Израиле, собирал труппу, пригласил и меня. Я его хорошо знал, поверил и решил в свои пятьдесят круто изменить свою жизнь».
Так в 1991 году Леонид Каневкий оказался в Израиле, в Тель-Авиве, став вместе с Евгением Арье одним из основателей Театра «Гешер» («Мост»). «На первых порах было чудовищно тяжело... Трудностей хватало. Например, однажды мы четыре месяца не получали зарплату. Старая закалка помогла все это перенести. А затем театр начал развиваться, набирать обороты. Талант Жени Арье, его огромная энергия принесли свои плоды» - рассказывает Леонид Каневский.
Очень скоро театр приобрел в Израиле большую популярность, а для актеров, в том числе и для Каневского, стал настоящим домом. Здесь им было сыграно множество разнообразных ролей. Любимыми спектаклями Леонида Семеновича являются «Дело Дрейфуса», «Три сестры», «Деревушка», «Раб», «Шоша».
Там же в Израиле Каневский проявил себя в новом качестве – ведущего телепрограммы. Когда открылся русскоязычный телеканал, он был приглашен вести передачу «Хочу все съесть». Каневский согласился вести эту программу при одном условии - если она не будет копией программы Андрея Макаревича «Смак». В результате появилась новая интересная передача, которую смотрит в буквальном смысле вся страна.
А что же кино? Леонид Каневский продолжал немало сниматься. Только теперь талантом актера уже наслаждались израильские зрители. Он сыграл в довольно известных израильских фильмах: «Опоздавшая свадьба», «Электрический человек», «Еврейская месть» (роль - пятидесятилетний репатриант Натан) и других.
Со своей будущее женой Анной Леонид Каневский познакомился в 1967 году. Анна - дочь известного актера Ефима Березина – знаменитого Штепселя из киевского дуэта «Тарапунька и Штепсель», который многие годы блистал на эстрадных подмостках Советского Союза. Программы для этого дуэта писал Александр Каневский - старший брат Леонида. Он то и познакомил их. А поженились Леонид и Анна лишь спустя восемь лет.
Анна по профессии - филолог, переводчик с английского и польского языков. В 1977 году у них родилась дочь Наташа. Она окончила театральный факультет Тель-Авивского университета. По специальности Наталья - театральный дизайнер, работает на израильском телевидении.
С января 2006 года по настоящее время Леонид Семёнович Каневский — ведущий документального сериала «Следствие вели…» на «НТВ». Параллельно актёр продолжает играть в театре «Гешер». в 2009 году снялся в сериале «Семин».
Каневский сыграл роли в более чем семидесяти фильмах и много ролей в театральных спектаклях. Награждён орденом Дружбы (20 апреля 2010).
Женат на дочери знаменитого «Штепселя» (Ефима Березина) Анне Березиной. Родной брат — писатель-сатирик Александр Каневский.