Следствие вели... с Леонидом Каневским. Чёрный гений

Следствие вели... с Леонидом Каневским. Чёрный гений

Все серии

1989 год, Орел. В городе отмечена серия преступлений, совершенных с большим риском и неоправданной бравадой. Побег на дельтаплане от обманутого покупателя автомобиля, настоящие представления с поддельными документами. Сыщики даже не догадывались: это дело рук одного и того же преступника. Но вскоре он начал убивать. И даже нашел наивного подельника, которому представился… агентом 007!

Скопцов, Валерий Николаевич

Скопцов, Валерий Николаевич (1 августа 1951 года, Великие Луки, Псковская область, РСФСР, СССР — 12 апреля 2004 года, колония «Чёрный дельфин», Соль-Илецк, Оренбургская область, Россия) — один из самых уникальных российских преступников, известный по жестоким убийствам.
Своё отличие от других Скопцов обнаружил ещё в детстве. Он окончил музыкальную школу-семилетку за три года, затем окончил среднюю школу с золотой медалью. Одновременно Скопцов занимался и в художественной школе, писал стихи, участвовал в различных конкурсах и часто побеждал в них. По его словам, это создало о нём мнение как о какой-то ненормальной личности.
После школы медалист Скопцов поступил в медицинский университет на лечебный факультет, желая стать нейрохирургом. Во время учёбы Скопцов занимался самодеятельностью, был секретарём парткома и отличником учёбы. Не повезло Скопцову в жизни только со сводным братом Сергеем Тураевым — тот был полной противоположностью Скопцову: не хотел ни учиться, ни работать; воровал, пьянствовал.
Первое совместное дело, за которое их с братом привлекли к ответственности, выглядело относительно безобидно: братья обокрали соседскую дачу. На первый раз им был объявлен выговор, что не остановило их. Вскоре братья угнали автомобиль, чтобы покататься с девушками, и вновь были арестованы. Скопцов взял вину на себя, а впоследствии был признан в Институте Сербского невменяемым с диагнозом «шизофрения».
Медицинский университет Скопцов вынужденно оставил, поскольку с шизофренией учиться на врача было запрещено. Он не мог позволить себе тунеядствовать, поэтому поступил в культпросветучилище, где также блистал талантами. Окончив его досрочно и с отличием, Скопцов поступил в Ленинградский институт культуры. Его однокурсниками были Валерий Леонтьев, Тынис Мяги и ряд других будущих звёзд эстрады.
Вскоре Скопцов увлёкся духовными песнопениями. Для занятий ими ему требовались учебники, достать которые в то время было практически невозможно. Скопцов украл их из закрытого фонда библиотеки, причём выбрал самое ценное: «напрестольное евангелие» и ряд книг по песнопениям, древнерусской живописи и иконописи. За эту кражу суд приговорил его к 7 годам лишения свободы.
Годы, проведённые в тюрьме, не отбили у Скопцова стремления к самосовершенствованию. Самым востребованным в криминальном мире из всех талантов Скопцова оказались его навыки гравёра, конкретнее — мастерство изготовления штампов и печатей и, следовательно, подделки документов. Он начал промышлять этим ещё во время отсидки, но тогда вычислить его не удалось. В мастерстве гравёра он достиг высшей квалификации: документы, сделанные им, было невозможно отличить от настоящих визуально.
Вскоре после своего освобождения Валерий Скопцов и Сергей Тураев вместе отправились на заработки в Белорусскую ССР, где изготавливали ограды для деревенских кладбищ. В ночь на 24 февраля 1989 года в деревне Оболь Городокского района Витебской области Скопцов и Тураев обокрали совхозную кассу: с помощью автогена вскрыли сейф, в котором нашли 168 рублей 32 копейки. Прихватив ещё пишущую машинку, а также марки ДОСААФ и Общества охраны памятников старины, они скрылись. Вскоре Тураев был арестован и дал показания; Скопцов же исчез из поля зрения правоохранительных органов на последующие 7 лет.
Скопцов уехал в Ленинград, где приобрёл у бомжа паспорт и, переклеив фотографию, стал Евгением Борисовичем Спиридоновым. Впоследствии Скопцов ещё 13 раз менял фамилии, имена, отчества, жён, прописки. В Ленинграде Скопцов окончил Ленинградский институт пчеловодства; параллельно подрабатывал художником-оформителем и гравёром, но вскоре вновь вернулся в криминал.
В октябре 1990 года Скопцов угнал автомобиль из гаражного кооператива в Великом Новгороде и, перебив номера и мастерски подделав документы, продал его. Впоследствии повторил операцию ещё несколько раз.
В конце 1993 года Скопцов проезжал на украденной машине через Смоленскую область, где был остановлен на посту ГАИ. Скопцов договорился с милиционерами, и его не арестовали за угон: в то время сотрудники ГАИ получали в качестве зарплаты очень небольшие деньги, приближался Новый Год, а Скопцов передал им дорогие продукты, которые находились в угнанной им машине, и саму машину. Скопцов был уже далеко, когда милиционеры обнаружили в машине склад поддельных документов и уникальный музыкально-огнестрельный агрегат, сделанный им из обычной гармони. Впоследствии его поместили в экспозицию музея МВД.
Отмечая, что он остаётся безнаказанным, Скопцов совершал всё более тяжкие преступления. В феврале 1995 года в деревне Жучки Сычёвского района Смоленской области он изнасиловал 11-летнюю девочку, которая лишь чудом избежала смерти. Оставаться на Смоленщине было опасно, и вскоре он перебрался в Орловскую область. Неподалёку от места, где поселился Скопцов, находился дом отдыха «Лесная поляна», в котором отдыхали многие высокопоставленные лица области и даже страны: например, Егор Строев. Скопцов познакомился там с местным сторожем Михаилом Карпухиным, имевшим склонность к алкоголю, и устроился на работу массовиком-затейником. К тому же Скопцов купил себе дом по соседству с домом главы Нарышкинской районной администрации; соседство с главой района прибавило ему уважения.
В ночь на 3 августа 1995 года Скопцов и Карпухин совершили двойное убийство на 24 километре автотрассы Орёл—Брянск. Они давно присмотрели места, где любили уединяться влюблённые пары, и совершили это убийство с целью завладения автомобилем ВАЗ-2105, после чего трупы сбросили в близлежащий пруд. Автомобиль Скопцов, вновь подделав документы, продал в Тульской области.
Карпухин, пользуясь служебным положением, держал Скопцова в курсе расследования, проводимого милицией. Со слов Скопцова, «начальники милиции местной в бане распарятся, напьются и давай рассуждать о том, кто там чего».
И всё же Скопцов решил сменить место жительства. Летом 1995 года он приобрёл в садоводческом товариществе «Звезда» участок близ озера «Светлая жизнь». Там же он поставил и свой вагончик, в котором разместил целую мастерскую: внутри находилось множество станков (шлифовальных, сверлильных, стоматологических и многих), ядохимикатов, кустарных приспособлений для изготовления печатей и многое другое. Вскоре Скопцов увидел объявление в газете: «Требуется гравёр высокой квалификации для резьбы по металлу и кости». Как позже выяснилось, объявление дала группа мошенников во главе с Владимиром Мануиловым по кличке «Сан Саныч», которой постоянно требовались поддельные документы. Мануилов быстро оценил способности Скопцова, и вскоре дело было налажено. Однако через некоторое время Скопцову перестали платить, и он прекратил изготавливать поддельные документы. Тогда «Сан Саныч» со своим помощником Погасяном по кличке «Ара» избили Скопцова, сломав ему руку, и, привязав к стулу, облили его бензином. Но в последний момент они «смилостивились» и, оказав Скопцову первую помощь, заявили, что он теперь будет работать на них и вовсе бесплатно, а его вагончик переоборудуют под склад.
Под предлогом выпить «мировую» Скопцов заманил Мануилова, Погасяна и их знакомую Ирину Стрельцову в вагончик, где хладнокровно расстрелял их всех из уникального оружия: четырёхствольного обреза и переделанного под стрельбу боевыми патронами сигнального пистолета — и, не мешкая, отправился в Брянск. Он полагал, что у жены Мануилова имеется значительная сумма в долларах. 20 июня 1996 года Скопцов убил жену Мануилова Светлану и её подругу Людмилу Синиченко, предварительно распив с ними бутылку водки, но денег не нашёл. Неожиданно он плохо себя почувствовал и, еле добравшись до болот на окраине Брянска, потерял сознание: скорее всего, водка была некачественной. Там, около болот, его обнаружили некто Сергей Шарипов и его приятель — наркоманы со стажем.
Придя в себя, Скопцов решил замести следы тройного убийства в Орле. С помощью Шарипова трупы были сожжены, а после закопаны. За это Скопцов отдал Шарипову золотой перстень Стрельцовой и наручные часы.
Впоследствии он совместно с Шариповым убил ещё двух человек по старому сценарию, который впервые осуществил вместе с Карпухиным; на этот раз одной из жертв оказался сотрудник милиции. Вскоре в Брянске Шарипов был арестован и дал показания; правда, он знал Скопцова как Виталия Пилипенко. Но в центральной картотеке МВД РФ Скопцова опознали по фотороботу как преступника, уже 7 лет находящегося в розыске.
А Скопцов уехал в посёлок Залегощь. Мастерски подделав документы: паспорт на имя Олега Порфирьева, диплом о педагогическом образовании и трудовую книжку, — Скопцов устроился работать учителем пения и рисования в местную школу, приобрёл большой авторитет среди преподавательского состава и учеников. Но вскоре ученики увидели по телевизору фотографию Скопцова с подписью: «Внимание, розыск!» Они поспешили сообщить эту новость своему учителю, но Скопцов не стал убегать. Возможно, был уверен, что его не поймают; а возможно, просто не успел. Вскоре он был арестован прямо во время занятий.
Скопцов охотно давал показания следствию; своё чистосердечное признание снабдил красочными иллюстрациями. Он признался в совершении 9 убийств. 9 июля 1998 года Орловский областной суд приговорил его к смертной казни, заменённой на пожизненное заключение. Карпухин получил 8 лет в колонии строгого режима. Шарипов умер от туберкулёза в Орловском СИЗО.
Отбывал наказание в знаменитом «Чёрном дельфине», где его главным занятием была поэзия:
У меня теперь нет судьбы,
Даже нет ни земли, ни неба,
Как свободных господ рабы,
Получаем здесь пайку хлеба.
Впрочем, по уверению следователей, Скопцов не сожалел о содеянном. Во время одного из допросов Скопцов прямо заявил им: «Убирать нужно было брата своего и Шарипова этого тоже. Брат мне всю судьбу поломал».
Умер 12 апреля 2004 года от острой сердечной недостаточности.

Леонид Каневский

Леонид Каневский родился 2 мая 1939 года в Киеве. Его родители к искусству отношения не имели. Правда, мама в юности училась в Киевской консерватории, но в семнадцать лет вышла замуж, и с консерваторией пришлось распрощаться. Отец же по профессии был технологом-фруктовщиком. Он очень любил свою профессию и хотел, чтобы и сын пошел по его стопам.
Юный Леонид, однако, мечтал совсем о другом. С одиннадцати лет он хотел стать артистом. Окончив школу, семнадцатилетний паренек отправился покорять Москву.
Поступить в театральное оказалось совсем не просто. В Школу-студию МХАТ Леонида не приняли. Великий Масальский, сложив пальцы трубочкой и приставив ее (трубочку) к глазу, сказал: «Не наша фактура!». То же самое его ждало и Щепкинском училище. Вновь юноша услышал, что не подходит по фактуре.
Удача Каневскому улыбнулась в Театральном училище им. Б.В. Щукина. Он был зачислен на курс Веры Константиновны Львовой. Здесь же ему довелось учиться у замечательных педагогов Цецилии Львовны Мансуровой и Владимира Георгиевича Шлезингера. Педагогом по художественному слову был знаменитый чтец Яков Михайлович Смоленский. Вместе с Леонидом Каневским учились: Василий Ливанов, Андрей Миронов, Зиновий Високовский и Ольга Яковлева.
По окончании в 1960 году Щукинского училища Леонид Каневский был принят в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола. В 1967 году он перешел в Театр на Малой Бронной.
Дебютировал Леонид Каневский в кино в 1965 году, снявшись в сказке «Город мастеров». А спустя три года на экраны вышла искрометная комедия «Бриллиантовая рука». Каневскому досталась совсем небольшая, почти эпизодическая роль контрабандиста. Начинающий актер сам придумал текст, придумал, как все это обыграть, и роль получилась удивительно смешной, запоминающейся. Это был его первый большой успех.
Всесоюзную славу актеру принесла роль майора Томина в знаменитом телесериале «Следствие ведут Знатоки». Первые четыре фильма вышли в 1971 году и сразу обеспечили главным героям невероятную зрительскую любовь. В какой то степени этот успех был прогнозируемым. Детективный, лихо закрученный сюжет, обаятельные и такие непохожие Знаменский (Георгий Мартынюк), Томин (Леонид Каневский) и Кибрит (Эльза Леждей) – это и стало залогом популярности. Но вот то, что сериал затянется на многие-многие годы, вряд ли кто ожидал. На протяжении двух десятилетий зрители с неослабевающим интересом следили за очередными расследованиями Знатоков.
Не меньшей любовью Знатоки пользовались и у правоохранительных органов. Знаменитые концерты, посвященные Дню Милиции, практически никогда не обходились без их выступлений. Вспоминает Леонид Каневский: «И вообще, в Союзе не было такого горотдела милиции, который бы не приглашал нас выступить. Нас передавали, как эстафетную палочку. Знали, например, что я люблю париться, а Герка обожает пельмени. Встречавшие нас милицейские руководители еще у трапа самолета говорили: «Семеныч, банька топится. Яковлевич, пельмени варятся». Замечательно встречали! Конечно, это давало заработок, но и интересно было безумно. Каждый месяц - минимум по две поездки. <…> Мы были чем-то вроде жилетки, в которую можно все свои беды и проблемы выплакать. Такая себе живая исповедальня. И для кого? Для тогдашнего руководства!»
О популярности Знатоков говорит такой факт. Однажды в Комсомольске-на-Амуре милицией был задержан вор в законе, живший в одной гостинице с артистами. Узнав, о том какие соседи проживали рядом с ним, он был невероятно огорчен, что не успел ограбить их. На удивленный вопрос начальника милиции, мол, что у них, артистов, и брать то нечего, тот ответил: «Не понимаешь ты, начальник. Не в этом суть. Представляешь, какой бы звон по зоне пошел, что я ЗнаТоКов обнес!»
При такой популярности и длительности сериала, Каневский не стал актером одной роли. Актер много и интересно снимался. При этом играл он преимущественно характерные роли. Удивительно, но его майор Томин да еще эпизод в картине «Весна на Одере» стали единственными положительными ролями в кино. Каневский с присущей ему легкостью и изяществом играл всевозможных жуликов, воров, гангстеров, хулиганов, или просто отрицательных типов.
Все прекрасно помнят, например, его господина Бонасье в приключенческом фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» (1979). Как и в «Бриллиантовой руке», вновь небольшая, эпизодическая роль, и вновь успех, который стал для актера, по его собственному признанию, «полнейшей неожиданностью, хотя и очень приятной». Замечательным оказался его дуэт с Леонидом Ярмольником в детском фильме «Пеппи-Длинный чулок» (1984), где они изобразили двух жуликов-воров – Карла и Блона.
Начало 90-х. С развалом Советского Союза, стали приходить в упадок театры и кино. Многие актеры оставались без работы. Леонид Каневский вспоминает: «В то время вообще театры пустовали. Дикое было ощущение, совершенно непривычное. Понимаешь, невостребованным оказался не я, а дело, которому я служил и служу. В то тяжелое время людям было не до спектаклей. Как раз тогда Женя Арье носился с идеей создания русскоязычного театра в Израиле, собирал труппу, пригласил и меня. Я его хорошо знал, поверил и решил в свои пятьдесят круто изменить свою жизнь».
Так в 1991 году Леонид Каневкий оказался в Израиле, в Тель-Авиве, став вместе с Евгением Арье одним из основателей Театра «Гешер» («Мост»). «На первых порах было чудовищно тяжело... Трудностей хватало. Например, однажды мы четыре месяца не получали зарплату. Старая закалка помогла все это перенести. А затем театр начал развиваться, набирать обороты. Талант Жени Арье, его огромная энергия принесли свои плоды» - рассказывает Леонид Каневский.
Очень скоро театр приобрел в Израиле большую популярность, а для актеров, в том числе и для Каневского, стал настоящим домом. Здесь им было сыграно множество разнообразных ролей. Любимыми спектаклями Леонида Семеновича являются «Дело Дрейфуса», «Три сестры», «Деревушка», «Раб», «Шоша».
Там же в Израиле Каневский проявил себя в новом качестве – ведущего телепрограммы. Когда открылся русскоязычный телеканал, он был приглашен вести передачу «Хочу все съесть». Каневский согласился вести эту программу при одном условии - если она не будет копией программы Андрея Макаревича «Смак». В результате появилась новая интересная передача, которую смотрит в буквальном смысле вся страна.
А что же кино? Леонид Каневский продолжал немало сниматься. Только теперь талантом актера уже наслаждались израильские зрители. Он сыграл в довольно известных израильских фильмах: «Опоздавшая свадьба», «Электрический человек», «Еврейская месть» (роль - пятидесятилетний репатриант Натан) и других.
Со своей будущее женой Анной Леонид Каневский познакомился в 1967 году. Анна - дочь известного актера Ефима Березина – знаменитого Штепселя из киевского дуэта «Тарапунька и Штепсель», который многие годы блистал на эстрадных подмостках Советского Союза. Программы для этого дуэта писал Александр Каневский - старший брат Леонида. Он то и познакомил их. А поженились Леонид и Анна лишь спустя восемь лет.
Анна по профессии - филолог, переводчик с английского и польского языков. В 1977 году у них родилась дочь Наташа. Она окончила театральный факультет Тель-Авивского университета. По специальности Наталья - театральный дизайнер, работает на израильском телевидении.
С января 2006 года по настоящее время Леонид Семёнович Каневский — ведущий документального сериала «Следствие вели…» на «НТВ». Параллельно актёр продолжает играть в театре «Гешер». в 2009 году снялся в сериале «Семин».
Каневский сыграл роли в более чем семидесяти фильмах и много ролей в театральных спектаклях. Награждён орденом Дружбы (20 апреля 2010).
Женат на дочери знаменитого «Штепселя» (Ефима Березина) Анне Березиной. Родной брат — писатель-сатирик Александр Каневский.

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube