Следствие вели... с Леонидом Каневским. Дело Милославского

Следствие вели... с Леонидом Каневским. Дело Милославского

Все серии

Неуловимый грабитель ювелирного магазина 8 лет водил милицию за нос.

Исповедь вора-домушника: чем больше замков — тем слабее дверь

Представитель криминальной "профессии" рассказал о своих секретах

<p>Плохой страж. Такой замок вор вскрывает за секунды, вкручивая внутрь шуруп и вырывая сердцевину</p>
Плохой страж. Такой замок вор вскрывает за секунды, вкручивая внутрь шуруп и вырывая сердцевину. Автор фото: Александр Яремчук, "Сегодня"

Есть криминальные профессии, которые существуют с давних времен и по сей день. Конечно, и они претерпевают некоторые изменения по ходу технического прогресса, однако суть остается прежней. Одна из таких профессий — "ремесло" вора-домушника. "Сегодня" удалось поговорить с одним из них, по имени Игорь. Ему уже за сорок, за плечами несколько "ходок", но "завязывать" со специальностью он не собирается. Он и сегодня под следствием по нескольким делам.

— Тут главное — не путать кражу и грабеж или, не дай Бог, разбой, — говорит Игорь. — Мое — это квартирные кражи. Поближе к людям, хе-хе… Грабеж — это более серьезное, когда тебя там, на месте, увидели и надо что-то делать… При квартирной краже вариантов всего два: ты входишь в дверь или в окно. Допустим, вариант №1. Первое действие — подходишь к двери и смотришь на замки. Не надо слушать глупую рекламу про непробиваемые и невзламываемые двери. Любая открывается, если ты можешь управиться с замком. Кстати, раскрою профессиональный секрет: чем больше замков, тем слабее дверь! То есть если ты видишь пять или десять замков, то понимаешь, что морочиться с ними не надо, а проще отломать косяк. Но это не для воров-домушников, слишком много шума, а мы действуем быстро и незаметно. Никогда не встречал "коллегу", который шуровал бы в подъезде ломами или "болгаркой", убирая антисрезы...

Что касается стандартных замков, то среди них наиболее прочные и тяжело поддающиеся взлому такие, у которых ключ "бабочкой", то есть по обе стороны стержня расположены бородки. Дело в том, что, дабы вскрыть такой замок, надо минимум две отмычки, чтобы их развернуть в обе стороны и работать ими одновременно. Это сложно. А если на этот замок еще установить специальную накладку, то домушник, скорее всего, откажется от вскрытия такого замка. Это свинцовая накладка, она ставится снаружи металлической двери, и на такой замок делают специальные ключи, они чуть длиннее обычных, как раз на толщину накладки. Если с вашего ключа сделают слепок, то воспроизведут бородки, а длина ключа будет, как правило, стандартная и он не подойдет.

Очень просто расправиться с английским замком с таким, знаете, плоским ключом. Мы обычно не заморачиваемся и просто вкручиваем прямо в сердцевину черный каленый шуруп длиной три-четыре см. Он по-любому на пару оборотов входит. А потом ухватываешь шуруп за головку гнутой монтировкой или "фомкой", упираешь ее, качнешь пару раз в стороны и выдергиваешь сердцевину (сломанную пополам) из замка. Примерно так, как вытаскивают гвоздодером из доски старый гвоздь. Потом вставляешь отвертку подходящего размера и крутишь вправо или влево, смотря где косяк. То есть отвертка цепляет ригель и выводит его из зацепления с косяком. Все, замок открыт.

Причем не важно, сколько ходит ригелей и куда они входят. Не надо думать, что если ригеля, к примеру, входят вверху и внизу двери в раму (кроме обычного ригеля возле ручки), то замок суперсложный и надежный. Все дело в том, что их туда толкает. И вполне может быть, что толкает их обычный английский замок, о котором я рассказал выше. Но может быть и серьезный "страж", тогда надо подбирать отмычки. Сейчас в интернете есть варианты отмычек почти на все замки. Потому, если в квартиру идешь по "набою" (иначе называют наводкой, когда вору заранее рассказывают, что где лежит. — Ред.) и долго ее "пасешь", то присматриваешься к замку, а потом в Сети ищешь вариант отмычки.

Однако и конструкторы замков не дремлют. Вот сейчас появились замки немецкой фирмы Г., самый дешевый стоит 500 долларов. Я знаю, что ребята специально покупали такие, разбирали, чтобы понять, как действует, но подобрать отмычки к ним пока не смогли. Слишком много там хитростей и сталь очень прочная. Но это для богатых людей, обычно таких замков у людей в квартирах нет.

Пластиковые окна — это подарок для домушника, особенно на первых двух и на последнем этаже. Из инструмента нужна лишь длинная стальная отвертка. Вставляешь жало туда, где у окна ручка, сковырнув пластиковую накладку, и просто проворачиваешь. Дело в том, что фурнитура у окон обычно из слабого металла, она стали не может сопротивляться. Поэтому пару секунд — и окно открыто. Конечно, останутся следы взлома. Потому, если говорят, что, мол, взломали окно и не оставили следов; это лукавят, просто, видимо, окно не было закрыто (летом это сплошь и рядом).

За последние годы ремесло домушника видоизменилось. Ведь раньше отмычками работали в основном "медвежатники", вскрывая сейфы, а двери у граждан СССР (и сразу после развала) были, как правило, ерундовые, филенчатые, из фанеры или ДСП. Металлические встречались очень редко. Для "рус-фанер" достаточно было монтировки и "фомки", у профессионалов она была из титана — очень легкая и прочная. Я до сих пор помню, какие углы наклона и заточки должны быть у такой "фомки"; Вставляешь ее под ригель, отжимаешь монтировкой — и ригель легко выходит. Помню, в 1998 году в одном российском городе у меня с подельниками было 64 эпизода квартирных краж именно с такими совковыми дверями и титановой "фомкой". Получил я тогда за это четыре года; Нам, кстати, в СИЗО тогда пришла благодарность с небольшой премией от… фирмы, устанавливающей металлические двери. Мол, ребята, вы всем показали, что без таких дверей не обойтись, и у нас ныне отбоя нет от клиентов.

Сейчас же металлические двери почти у всех, и обычно, чтобы их открыть, нужны отмычки. Их можно заказать в интернете. Но и там полно "кидал". Знаю людей, которые заказали в Сети отмычки на пять тысяч комбинаций за 400 долларов (сайтов полно, и не надо никаких паролей, любой может заказать). Все вроде путем, через две недели получили набор. Это вроде такой маленькой аккумуляторной дрели (в руке умещается) и ряд приспособлений в нее вставляется, насадок, которые в замке крутятся и подбирают комбинацию, чтобы провернуть кулачок. Так вот они оказались китайскими, из ерундового металла. Пару раз сработали — и согнулись (хотя формы были правильной). Пришлось ребятам заказывать у наших мастеров такие же, но из хорошего металла.

Всего есть два вида квартирных краж: по наводке или "набою", и "пятиминутки", то есть случайный выбор ("на ход ноги"), когда о квартире и ее содержимом ничего не знаешь. На самом деле мы там, конечно, находимся не пять минут, но не более 15;20 минут. Дольше; возрастает опасность, что кто-то из хозяев может прийти, и тогда уже кража перерастет в грабеж, а это совсем другая статья и другой срок.

Сначала осматриваем случайный дом снаружи, высматриваем квартиры, которые даже издали выглядят богаче других (например, дорогие шторы висят или балкон застеклен). Раз такое хозяева себе позволили, то у них и в заначке деньги должны быть. Присматриваем в подъезде не один, а три-четыре варианта и заходим (по времени самый оптимальный вариант; с 10 утра до часу дня, когда все ушли на работу или учебу, а кто ненадолго выходил, типа в магазин, то уже вернулся). Выбираем одну из намеченных квартир и первым делом смотрим на замки. Дело в том, что если мы замок не откроем, то незачем и звонить. Допустим, видим; с замком справимся, тогда начинаем звонить в дверь (не менее пяти раз). Если дома все же кто-то есть, то обычно откроет, хоть в щелочку выглянет или спросит, кто там. Тогда или спрашиваем Васю-Петю-Раю, либо насчет сдачи квартиры. Нет? Извините, ошиблись. Если на примете квартира еще есть в том же подъезде, то делаешь "отвод", то есть как бы уходишь вниз, а сам ждешь, когда несостоявшийся "терпила" закроет дверь. Потом пробуешь другую хату. Обычно из трех-четырех вариантов один обязательно подойдет: и замки подходящие, и хозяев дома нет.

Далее открываем замки. Как правило, мы работаем вдвоем. Можно, конечно, взять и третьего, поставить его на стреме под подъезд, но, считаю, это уже лишнее. А вдвоем — самое оно. Я, скажем, склонился над замком, а напарник держит инструмент. Мы, например, ходили с кожаной сумочкой, где все и лежало. И я командую напарнику, как врач на операции: подай то, дай се ("фомку", монтировку, отвертку, отмычку и т.д.).

Отлично, если ключ замка имеет крестообразную форму. Это самый фуфлыжный замок, скажу откровенно. Его сковырнуть — от силы 10 секунд. Для этого нужен простой инструмент, сделанный из стального четырехгранного прутка. Затачиваешь остро под размер примерный ключа (обычно они стандартного диаметра), другой конец прутка выполняется в виде воротка. Подошел к двери, приставил пруток к замку и сильно ударил. Он войдет внутрь, потом остается лишь провернуть, как ключ, в нужную сторону. Вороток откроет замок, отведя ригель от косяка.

Если второй замок английский (так часто бывает), то его личинку вырываем с помощью каленого шурупа и "фомки" (см. выше). Мы так это отработали, что в таком варианте тратили по 15 секунд на замок, за полминуты открывали дверь с двумя замками. Если сложнее — работаем отмычкой (но это редко бывает при "пятиминутках", такие замки мы обходим стороной).

О том, где ищем деньги, рассказывать не буду, вы не так давно об этом писали (читаю "Сегодня"). А вот на балконе можно что-то спрятать от воров. Если это "пятиминутка", а балкон основательно захламлен, то нет времени все это перерывать. К тому же опасно рыться, могут заметить соседи. Документы мы не берем, не связываемся с вариантами, чтобы потом их продавать или сберкнижку предъявлять в сбербанке. Это все чревато последствиями.

А еще был такой случай в Симферополе. Взяли мы хату, кое-что нашли, дубленку, помню, за 5000 гривен… И в кладовке, смотрим, валяется старый чемодан, еще фанерный, как до войны. Открыл я его, а там между отвертками, плоскогубцами и прочей дребеденью лежит сверток. Развернул: талоны на две тонны бензина известной российской фирмы. Причем им уже было несколько лет, и цена с тех пор на бензин поднялась чуть не в полтора раза. Мы их забрали и потом по старой цене около 7 грн сдали барыгам в считанные минуты. Хорошо заработали… А подельник мой, между прочим, прошел мимо этого облезлого чемодана.

Один раз в жизни я нарушил свое правило только воровать, но не грабить. Брали мы хату, и вдруг появился терпила с сыном. Крик, гам, мы пободались немного — и деру. Но ввели план перехват, а соседи запомнили наши номера… И нас принял УБОП. Теперь я думаю, что это была подстава. Мы влезли не в свое дело, занялись одно время перепродажей квартир от разных бомжей и подобных. Мутная вышла история, с двумя трупами; Короче, нас подставили, чтобы не лезли не в свое дело, дали "набой" на эту квартиру, и дальше все разыграли, как по нотам. Теперь снова срок светит…

Леонид Каневский

Леонид Каневский родился 2 мая 1939 года в Киеве. Его родители к искусству отношения не имели. Правда, мама в юности училась в Киевской консерватории, но в семнадцать лет вышла замуж, и с консерваторией пришлось распрощаться. Отец же по профессии был технологом-фруктовщиком. Он очень любил свою профессию и хотел, чтобы и сын пошел по его стопам.
Юный Леонид, однако, мечтал совсем о другом. С одиннадцати лет он хотел стать артистом. Окончив школу, семнадцатилетний паренек отправился покорять Москву.
Поступить в театральное оказалось совсем не просто. В Школу-студию МХАТ Леонида не приняли. Великий Масальский, сложив пальцы трубочкой и приставив ее (трубочку) к глазу, сказал: «Не наша фактура!». То же самое его ждало и Щепкинском училище. Вновь юноша услышал, что не подходит по фактуре.
Удача Каневскому улыбнулась в Театральном училище им. Б.В. Щукина. Он был зачислен на курс Веры Константиновны Львовой. Здесь же ему довелось учиться у замечательных педагогов Цецилии Львовны Мансуровой и Владимира Георгиевича Шлезингера. Педагогом по художественному слову был знаменитый чтец Яков Михайлович Смоленский. Вместе с Леонидом Каневским учились: Василий Ливанов, Андрей Миронов, Зиновий Високовский и Ольга Яковлева.
По окончании в 1960 году Щукинского училища Леонид Каневский был принят в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола. В 1967 году он перешел в Театр на Малой Бронной.
Дебютировал Леонид Каневский в кино в 1965 году, снявшись в сказке «Город мастеров». А спустя три года на экраны вышла искрометная комедия «Бриллиантовая рука». Каневскому досталась совсем небольшая, почти эпизодическая роль контрабандиста. Начинающий актер сам придумал текст, придумал, как все это обыграть, и роль получилась удивительно смешной, запоминающейся. Это был его первый большой успех.
Всесоюзную славу актеру принесла роль майора Томина в знаменитом телесериале «Следствие ведут Знатоки». Первые четыре фильма вышли в 1971 году и сразу обеспечили главным героям невероятную зрительскую любовь. В какой то степени этот успех был прогнозируемым. Детективный, лихо закрученный сюжет, обаятельные и такие непохожие Знаменский (Георгий Мартынюк), Томин (Леонид Каневский) и Кибрит (Эльза Леждей) – это и стало залогом популярности. Но вот то, что сериал затянется на многие-многие годы, вряд ли кто ожидал. На протяжении двух десятилетий зрители с неослабевающим интересом следили за очередными расследованиями Знатоков.
Не меньшей любовью Знатоки пользовались и у правоохранительных органов. Знаменитые концерты, посвященные Дню Милиции, практически никогда не обходились без их выступлений. Вспоминает Леонид Каневский: «И вообще, в Союзе не было такого горотдела милиции, который бы не приглашал нас выступить. Нас передавали, как эстафетную палочку. Знали, например, что я люблю париться, а Герка обожает пельмени. Встречавшие нас милицейские руководители еще у трапа самолета говорили: «Семеныч, банька топится. Яковлевич, пельмени варятся». Замечательно встречали! Конечно, это давало заработок, но и интересно было безумно. Каждый месяц - минимум по две поездки. <…> Мы были чем-то вроде жилетки, в которую можно все свои беды и проблемы выплакать. Такая себе живая исповедальня. И для кого? Для тогдашнего руководства!»
О популярности Знатоков говорит такой факт. Однажды в Комсомольске-на-Амуре милицией был задержан вор в законе, живший в одной гостинице с артистами. Узнав, о том какие соседи проживали рядом с ним, он был невероятно огорчен, что не успел ограбить их. На удивленный вопрос начальника милиции, мол, что у них, артистов, и брать то нечего, тот ответил: «Не понимаешь ты, начальник. Не в этом суть. Представляешь, какой бы звон по зоне пошел, что я ЗнаТоКов обнес!»
При такой популярности и длительности сериала, Каневский не стал актером одной роли. Актер много и интересно снимался. При этом играл он преимущественно характерные роли. Удивительно, но его майор Томин да еще эпизод в картине «Весна на Одере» стали единственными положительными ролями в кино. Каневский с присущей ему легкостью и изяществом играл всевозможных жуликов, воров, гангстеров, хулиганов, или просто отрицательных типов.
Все прекрасно помнят, например, его господина Бонасье в приключенческом фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» (1979). Как и в «Бриллиантовой руке», вновь небольшая, эпизодическая роль, и вновь успех, который стал для актера, по его собственному признанию, «полнейшей неожиданностью, хотя и очень приятной». Замечательным оказался его дуэт с Леонидом Ярмольником в детском фильме «Пеппи-Длинный чулок» (1984), где они изобразили двух жуликов-воров – Карла и Блона.
Начало 90-х. С развалом Советского Союза, стали приходить в упадок театры и кино. Многие актеры оставались без работы. Леонид Каневский вспоминает: «В то время вообще театры пустовали. Дикое было ощущение, совершенно непривычное. Понимаешь, невостребованным оказался не я, а дело, которому я служил и служу. В то тяжелое время людям было не до спектаклей. Как раз тогда Женя Арье носился с идеей создания русскоязычного театра в Израиле, собирал труппу, пригласил и меня. Я его хорошо знал, поверил и решил в свои пятьдесят круто изменить свою жизнь».
Так в 1991 году Леонид Каневкий оказался в Израиле, в Тель-Авиве, став вместе с Евгением Арье одним из основателей Театра «Гешер» («Мост»). «На первых порах было чудовищно тяжело... Трудностей хватало. Например, однажды мы четыре месяца не получали зарплату. Старая закалка помогла все это перенести. А затем театр начал развиваться, набирать обороты. Талант Жени Арье, его огромная энергия принесли свои плоды» - рассказывает Леонид Каневский.
Очень скоро театр приобрел в Израиле большую популярность, а для актеров, в том числе и для Каневского, стал настоящим домом. Здесь им было сыграно множество разнообразных ролей. Любимыми спектаклями Леонида Семеновича являются «Дело Дрейфуса», «Три сестры», «Деревушка», «Раб», «Шоша».
Там же в Израиле Каневский проявил себя в новом качестве – ведущего телепрограммы. Когда открылся русскоязычный телеканал, он был приглашен вести передачу «Хочу все съесть». Каневский согласился вести эту программу при одном условии - если она не будет копией программы Андрея Макаревича «Смак». В результате появилась новая интересная передача, которую смотрит в буквальном смысле вся страна.
А что же кино? Леонид Каневский продолжал немало сниматься. Только теперь талантом актера уже наслаждались израильские зрители. Он сыграл в довольно известных израильских фильмах: «Опоздавшая свадьба», «Электрический человек», «Еврейская месть» (роль - пятидесятилетний репатриант Натан) и других.
Со своей будущее женой Анной Леонид Каневский познакомился в 1967 году. Анна - дочь известного актера Ефима Березина – знаменитого Штепселя из киевского дуэта «Тарапунька и Штепсель», который многие годы блистал на эстрадных подмостках Советского Союза. Программы для этого дуэта писал Александр Каневский - старший брат Леонида. Он то и познакомил их. А поженились Леонид и Анна лишь спустя восемь лет.
Анна по профессии - филолог, переводчик с английского и польского языков. В 1977 году у них родилась дочь Наташа. Она окончила театральный факультет Тель-Авивского университета. По специальности Наталья - театральный дизайнер, работает на израильском телевидении.
С января 2006 года по настоящее время Леонид Семёнович Каневский — ведущий документального сериала «Следствие вели…» на «НТВ». Параллельно актёр продолжает играть в театре «Гешер». в 2009 году снялся в сериале «Семин».
Каневский сыграл роли в более чем семидесяти фильмах и много ролей в театральных спектаклях. Награждён орденом Дружбы (20 апреля 2010).
Женат на дочери знаменитого «Штепселя» (Ефима Березина) Анне Березиной. Родной брат — писатель-сатирик Александр Каневский.

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube