Следствие вели... с Леонидом Каневским. Двойник Чикатило

Следствие вели... с Леонидом Каневским. Двойник Чикатило

Все серии

1987 год, Ростовская область, все сотрудники внутренних органов брошены на поиски серийного убийцы. Сатана, убийца из лесополосы, как только не называли самого ненасытного преступника в истории СССР - Андрея Чикатило. И вот очередное преступление - следователи не сомневаются, это очередная жертва маньяка, но всё оказалось намного страшнее. Тогда еще никто не предполагал - новое убийство не его рук дело, а его двойника Константина Черёмухина...

Константин ЧеремухинКонстантин Черемухин. ФотоСерийные убийцы в разное время появлялись во всех частях СССР. Но столько маньяков, как в Ростовской области, причем в одно время, — такого не было нигде. Причем всем известный А. Чикатило был далеко не первым маньяком на Дону: в 50-е годы убийства на сексуальной почве совершались в Новочеркасске, в 70-е в Ростове кореец убил трех женщин. Тогда эти случаи были скорее исключением из правил, но спустя десятилетие Ростовскую область буквально захлестнула волна кровавых убийств - с 1987 по 1997 год на территории области было выявлено 34 серийных убийцы: Криштопа, Цюман, Бурцев, Селезнев, Муханкин, Черемухин - батайский убийца…
Мать Константина Черемухина родилась в конце тридцатых годов ХХ века и принадлежала к тому поколению «детей войны», которые изведали все тяготы этого сурового времени. Но, пожалуй, с куда большим потрясением ей пришлось столкнуться уже во взрослой жизни, когда выяснилось, что ее муж бесплоден и не может подарить ей долгожданного ребенка. Ситуация усугублялась еще и тем обстоятельством, что женщина работала в детском садике, и каждый день была свидетелем таких простых, но недостижимых для нее, родительских забот и радостей. Окончательно убедившись, что муж не способен к деторождению, она взяла на воспитание мальчика из детдома. Теперь у них была почти такая семья, о которой она и мечтала, мысли женщины были заняты ребенком, и казалось, что она совершенно престала думать, о том, что этот мальчик ее приемный, а не родной сын. Возможно, так бы размеренно и текла жизнь в этой семье, но через семь лет произошел неожиданный поворот – женщина смогла забеременеть. Наконец-то у нее появился ее собственный ребенок – она дала мальчику имя Костя, Константин Черемухин. Кто был отцом ее первенца так, и осталось тайной…
Истосковавшаяся по настоящему, природой данному, материнству, и уже перешагнувшая к тому времени рубеж тридцати лет, женщина всю свою материнскую любовь переносит на младшенького сыночка, который становится в семье главным центром внимания, поистине непререкаемым кумиром в их семье. Костя ни в чем не знает отказа от родителей, растет капризным и взбалмошным, полностью уверенным, что ему позволено абсолютно все. Как вспоминают люди, близко знавшие Константина Черемухина уже с ранних лет в нем проявляется удивительная настойчивость в достижении своих целей. Будучи подростком он, как и любой мальчишка, увлекся техникой, мечтал о собственном мопеде. Тетка будущего маньяка писала в армию своему сыну, что Костя буквально замучил ее ежедневными требованиями отдать ему стоящий в сарае мопед двоюродного брата. Полученный вскоре мопед был разобран и заброшен. Такая же участь постигла и выклянченную у родителей «Яву». Но все это были только цветочки. После не слишком успешного окончания школы, где он учился весьма и весьма посредственно, Константин поступает в техникум. Теперь он находится практически на пороге взрослой жизни и предметом его заветных желаний становится уже автомобиль. Наличие собственного автомобиля – это определенный социальный статус в искалеченном бедностью советском обществе и ради того, чтобы получить новую игрушку Костя идет на слезы, унижения, мольбы, ультиматумы… Но родители несмотря на все ухищрения сына просто не в состоянии позволить себе приобрести такую дорогую вещь, и тогда Костя идет на преступление. Находясь на практике вместе с другими студентами техникума, он угоняет автомобиль, за что получает два года «химии». Этот случай ничему не научил любителя автотехники и через некоторое время он вновь совершает угон. На сей раз наказание было более строгим – тюремный срок и колония в вологодских краях. Там, находясь в заключении, Константин Черемухин вступил в брак с молодой женщиной из такого семейства, что семья Черемухиных показалась ей раем, да и после суровых северных земель возвращение вместе с мужем в Батайск воспринималось, как воплощение всех сокровенных мечтаний.
Семейная жизнь молодой пары на новом месте понемногу налаживалась – Костя устроился на работу, родители наконец-то осуществили заветную мечту сына и купили ему машину. Жена Черемухина родила Константину первенца. А когда она была беременна вторым ребенком, муж совершил свое первое убийство… И опять, как уже случалось в его преступной биографии прежде, одним из средств совершения преступлений стал автомобиль. К. Черемухин разъезжал, высматривал потенциальных жертв и предлагал подвезти их на своей машине «Жигули». Завозил в пустынную безлюдную местность, насиловал и убивал. Первую жертву он убил, потом сжег на костре в Азовском районе. Некоторых душил, одну утопил, другую забил отверткой. Всего на его счету оказалось четыре жертвы – две из них были девочками 9-14 лет, одна из жертв попадала под категорию «группы риска», а другая, выражаясь языком милицейских протоколов, характеризовалась исключительно положительно, и даже далеко не всегда доброжелательные сокурсники не смогли рассказать ничего, бросающего тень на ее репутацию. Пик преступной активности К. Черемухина пришелся на 1987 год, а в 1989 году он был арестован по месту своего проживания в г. Батайске. Судебный процесс над Черемухиным не заставил себя долго ждать и 3 ноября 1989 года судья Ростовского областного суда Леонид Акубжанов вынес серийному убийце смертный приговор. Приведение приговора в исполнение было приостановлено на несколько лет. Черемухин сидел в Новочеркасске в той же самой тюрьме для смертников, где чуть позже ожидал исполнения своего смертного приговора А. Чикатило. Расстреляли К. Черемухина только в 1993 году.

Леонид Каневский

Леонид Каневский родился 2 мая 1939 года в Киеве. Его родители к искусству отношения не имели. Правда, мама в юности училась в Киевской консерватории, но в семнадцать лет вышла замуж, и с консерваторией пришлось распрощаться. Отец же по профессии был технологом-фруктовщиком. Он очень любил свою профессию и хотел, чтобы и сын пошел по его стопам.
Юный Леонид, однако, мечтал совсем о другом. С одиннадцати лет он хотел стать артистом. Окончив школу, семнадцатилетний паренек отправился покорять Москву.
Поступить в театральное оказалось совсем не просто. В Школу-студию МХАТ Леонида не приняли. Великий Масальский, сложив пальцы трубочкой и приставив ее (трубочку) к глазу, сказал: «Не наша фактура!». То же самое его ждало и Щепкинском училище. Вновь юноша услышал, что не подходит по фактуре.
Удача Каневскому улыбнулась в Театральном училище им. Б.В. Щукина. Он был зачислен на курс Веры Константиновны Львовой. Здесь же ему довелось учиться у замечательных педагогов Цецилии Львовны Мансуровой и Владимира Георгиевича Шлезингера. Педагогом по художественному слову был знаменитый чтец Яков Михайлович Смоленский. Вместе с Леонидом Каневским учились: Василий Ливанов, Андрей Миронов, Зиновий Високовский и Ольга Яковлева.
По окончании в 1960 году Щукинского училища Леонид Каневский был принят в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола. В 1967 году он перешел в Театр на Малой Бронной.
Дебютировал Леонид Каневский в кино в 1965 году, снявшись в сказке «Город мастеров». А спустя три года на экраны вышла искрометная комедия «Бриллиантовая рука». Каневскому досталась совсем небольшая, почти эпизодическая роль контрабандиста. Начинающий актер сам придумал текст, придумал, как все это обыграть, и роль получилась удивительно смешной, запоминающейся. Это был его первый большой успех.
Всесоюзную славу актеру принесла роль майора Томина в знаменитом телесериале «Следствие ведут Знатоки». Первые четыре фильма вышли в 1971 году и сразу обеспечили главным героям невероятную зрительскую любовь. В какой то степени этот успех был прогнозируемым. Детективный, лихо закрученный сюжет, обаятельные и такие непохожие Знаменский (Георгий Мартынюк), Томин (Леонид Каневский) и Кибрит (Эльза Леждей) – это и стало залогом популярности. Но вот то, что сериал затянется на многие-многие годы, вряд ли кто ожидал. На протяжении двух десятилетий зрители с неослабевающим интересом следили за очередными расследованиями Знатоков.
Не меньшей любовью Знатоки пользовались и у правоохранительных органов. Знаменитые концерты, посвященные Дню Милиции, практически никогда не обходились без их выступлений. Вспоминает Леонид Каневский: «И вообще, в Союзе не было такого горотдела милиции, который бы не приглашал нас выступить. Нас передавали, как эстафетную палочку. Знали, например, что я люблю париться, а Герка обожает пельмени. Встречавшие нас милицейские руководители еще у трапа самолета говорили: «Семеныч, банька топится. Яковлевич, пельмени варятся». Замечательно встречали! Конечно, это давало заработок, но и интересно было безумно. Каждый месяц - минимум по две поездки. <…> Мы были чем-то вроде жилетки, в которую можно все свои беды и проблемы выплакать. Такая себе живая исповедальня. И для кого? Для тогдашнего руководства!»
О популярности Знатоков говорит такой факт. Однажды в Комсомольске-на-Амуре милицией был задержан вор в законе, живший в одной гостинице с артистами. Узнав, о том какие соседи проживали рядом с ним, он был невероятно огорчен, что не успел ограбить их. На удивленный вопрос начальника милиции, мол, что у них, артистов, и брать то нечего, тот ответил: «Не понимаешь ты, начальник. Не в этом суть. Представляешь, какой бы звон по зоне пошел, что я ЗнаТоКов обнес!»
При такой популярности и длительности сериала, Каневский не стал актером одной роли. Актер много и интересно снимался. При этом играл он преимущественно характерные роли. Удивительно, но его майор Томин да еще эпизод в картине «Весна на Одере» стали единственными положительными ролями в кино. Каневский с присущей ему легкостью и изяществом играл всевозможных жуликов, воров, гангстеров, хулиганов, или просто отрицательных типов.
Все прекрасно помнят, например, его господина Бонасье в приключенческом фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» (1979). Как и в «Бриллиантовой руке», вновь небольшая, эпизодическая роль, и вновь успех, который стал для актера, по его собственному признанию, «полнейшей неожиданностью, хотя и очень приятной». Замечательным оказался его дуэт с Леонидом Ярмольником в детском фильме «Пеппи-Длинный чулок» (1984), где они изобразили двух жуликов-воров – Карла и Блона.
Начало 90-х. С развалом Советского Союза, стали приходить в упадок театры и кино. Многие актеры оставались без работы. Леонид Каневский вспоминает: «В то время вообще театры пустовали. Дикое было ощущение, совершенно непривычное. Понимаешь, невостребованным оказался не я, а дело, которому я служил и служу. В то тяжелое время людям было не до спектаклей. Как раз тогда Женя Арье носился с идеей создания русскоязычного театра в Израиле, собирал труппу, пригласил и меня. Я его хорошо знал, поверил и решил в свои пятьдесят круто изменить свою жизнь».
Так в 1991 году Леонид Каневкий оказался в Израиле, в Тель-Авиве, став вместе с Евгением Арье одним из основателей Театра «Гешер» («Мост»). «На первых порах было чудовищно тяжело... Трудностей хватало. Например, однажды мы четыре месяца не получали зарплату. Старая закалка помогла все это перенести. А затем театр начал развиваться, набирать обороты. Талант Жени Арье, его огромная энергия принесли свои плоды» - рассказывает Леонид Каневский.
Очень скоро театр приобрел в Израиле большую популярность, а для актеров, в том числе и для Каневского, стал настоящим домом. Здесь им было сыграно множество разнообразных ролей. Любимыми спектаклями Леонида Семеновича являются «Дело Дрейфуса», «Три сестры», «Деревушка», «Раб», «Шоша».
Там же в Израиле Каневский проявил себя в новом качестве – ведущего телепрограммы. Когда открылся русскоязычный телеканал, он был приглашен вести передачу «Хочу все съесть». Каневский согласился вести эту программу при одном условии - если она не будет копией программы Андрея Макаревича «Смак». В результате появилась новая интересная передача, которую смотрит в буквальном смысле вся страна.
А что же кино? Леонид Каневский продолжал немало сниматься. Только теперь талантом актера уже наслаждались израильские зрители. Он сыграл в довольно известных израильских фильмах: «Опоздавшая свадьба», «Электрический человек», «Еврейская месть» (роль - пятидесятилетний репатриант Натан) и других.
Со своей будущее женой Анной Леонид Каневский познакомился в 1967 году. Анна - дочь известного актера Ефима Березина – знаменитого Штепселя из киевского дуэта «Тарапунька и Штепсель», который многие годы блистал на эстрадных подмостках Советского Союза. Программы для этого дуэта писал Александр Каневский - старший брат Леонида. Он то и познакомил их. А поженились Леонид и Анна лишь спустя восемь лет.
Анна по профессии - филолог, переводчик с английского и польского языков. В 1977 году у них родилась дочь Наташа. Она окончила театральный факультет Тель-Авивского университета. По специальности Наталья - театральный дизайнер, работает на израильском телевидении.
С января 2006 года по настоящее время Леонид Семёнович Каневский — ведущий документального сериала «Следствие вели…» на «НТВ». Параллельно актёр продолжает играть в театре «Гешер». в 2009 году снялся в сериале «Семин».
Каневский сыграл роли в более чем семидесяти фильмах и много ролей в театральных спектаклях. Награждён орденом Дружбы (20 апреля 2010).
Женат на дочери знаменитого «Штепселя» (Ефима Березина) Анне Березиной. Родной брат — писатель-сатирик Александр Каневский.

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube