Следствие вели... с Леонидом Каневским. Идеальное убийство

Следствие вели... с Леонидом Каневским. Идеальное убийство

Все серии

1969 год. В Ижевске случайно находят части женского тела. Выясняют: работница местной станции «скорой помощи» исчезла несколько дней назад из дома отдыха под Ленинградом. Перед этим к ней заходил огромный человек с обезображенным лицом. Какая тайна связывала замужнюю женщину с уродливым великаном?..

В кино так бывает, что крохотные эпизоды становятся куда звезднее больших и главных ролей. Так случилось и с ним. Двухминутный эпизод у Гайдая в "Бриллиантовой руке" сделал Леонида Каневского суперпопулярным. Абракадабру, которую изрекает его греко-турок, абстрактно восточный человек в майке и с шерстяными плечами, молодежь знала тогда наизусть. Да и сейчас кто не помнит непереводимое: "цигель-цигель, ай лю-лю!" или легендарное "чьерт побьери!"?

Впрочем, подлинная грандиозная известность пришла к Каневскому только с погонами задумчивого телемайора Томина, который в последних сериях милицейского эпоса "Следствие ведут Знатоки" дослужился до полковника.

Казалось бы, от добра добра не ищут. Но он пустился в поиски. И нашел свое счастье... в Израиле. Вот уже 11 лет Леонид Каневский живет и работает на Ближнем Востоке.

- Год назад вы снялись в первой после 89-го года серии "Знатоков", сейчас - новые съемки. Участие в продолжении знаменитого сериала - не следствие вашего скорого возвращения в Россию?
- А я и не уезжал из России окончательно. У меня здесь сохранилась квартира, и паспорт российский, между прочим, имеется. Я не рвал корней, не сбегал из страны, не просил политического убежища. А ностальгия? Нет, она меня не мучает. Мне кажется, это старое слово, устаревшее. Ее попросту нет. Многие жалуются, а я вот этого, убей меня, не пойму. Если ты ностальгируешь, продай хоть последнюю рубашку, а вернись. У меня же ностальгия по времени, по людям, по местам, которые нельзя вернуть. По нашему клубу ВТО, например, где мы все в молодости встречались, где на трешку можно было провести весь вечер. Вот это ностальгия. И если сердце сжимается, беру билет и прилетаю.

- Чем тогда можно объяснить глобальный исход наших актеров-эмигрантов из-за границы? Михаил Козаков, Валентин Никулин, Елена Коренева... Список можно продолжить...
- К ним, все вопросы к ним. У тебя есть их телефоны, позвони и спроси. У меня ты можешь узнать только про меня. Я ни секунды не жалею о своем выборе.

- Даже сомнений не было у вас, у заслуженного артиста СССР, когда уезжали, по сути дела, в неизвестность?
- А для меня одного миллиона зрителей вполне достаточно (улыбается). Я вообще никак не изменил свою жизнь. Другое дело, что сделать такой кувырок в 50 лет действительно не просто. Но на дворе стоял 91-й год, такого театрального бума, как сейчас, не было, залы - полупустые, стало непонятно, для чего вообще мы все существуем. А тут интересное предложение от израильского театра "Гешер". Мне стало просто любопытно.

- То есть до 91-го года мысли об эмиграции не посещали?
- Нет. Я к 91-му успел весь мир объехать. И в Америке был, и в Германии, и во Франции. В Швеции даже пару месяцев поработал, вел мастер-класс в театральной школе в Мальме. Везде ездил вместе с семьей, по приглашению, по турпутевке. Ни разу не возникало мысли: "Вот бы здесь остаться!". Я понимал, что буду за рубежом человеком восьмого сорта, даже если стану очень богатым, что мне никогда не грозило.
И только в Израиле, куда я в 90-м вместе с Мишей Козаковым и Валей Никулиным поехал на гастроли, у меня не возникло ощущения, что я за границей. Комфорт во всем, даже в погоде - жару я просто обожаю.
Тем более там сразу предложили самое настоящее дело - участие в проекте, причем в новом проекте. И я, 50-летний, ощутил себя словно в молодости, как в 60-х, когда все только начиналось. Так что не от материального недостатка я уехал или отсутствия, скажем, колбасы на прилавках.

- А отчего? Может, оттого, что к тому времени завершились, как тогда казалось, навсегда, съемки сериала "Следствие ведут знатоки", сделавшего вас популярным артистом. Может, просто оказались не у дел?..
- Ну, это смешно. У меня же был театр, да и в кино перед самым отъездом я снялся в двух картинах: "Смерть в кино" Кости Худякова и "Претендент" с Леней Филатовым в главных ролях. И на радио много озвучивал, и концерты, и приглашения в поездки.

- Как, кстати, семья отнеслась к отъезду? Ваша жена - русская?..
- Нет, еврейка.

- А, ну тогда все проще.
- Ха-ха, я тебя вынужден огорчить. Русские жены гораздо чаще вытаскивали еврейских мужей в Израиль, быстрее их схватывали иврит и прекрасно там себя чувствовали.

- Тем не менее с ивритом пришлось помучиться?..
- Да, сложно пришлось. Первые годы мы еще чего-то ерепенились, доказывали, что нужно, мол, ТАК играть. Но нам объяснили, что так на иврите теряется весь смысл. Пришлось привыкать. Все приходилось воспринимать только на слух. Было страшно даже не то, что ты забудешь текст, а то, что партнер не скажет последнюю реплику, а ты на нее ответишь. Потом все случалось и наоборот. Ты не поверишь, но иногда на русских спектаклях, которые мы играем значительно реже, чем на иврите, со мной происходят странные вещи. Какое-то слово вылетает, вспоминаешь его на иврите, быстро переводишь и выдаешь уже по-русски.

- Леонида Каневского можно назвать стопроцентным израильтянином?
- Да нет, конечно. Я - россиянин, просто живу и работаю в Израиле. Я люблю эту страну, мне там комфортно.

- Признайтесь, только честно: за 11 лет ни разу не возникало желания все бросить и вернуться домой?
- Я за 40 лет актерской жизни ни разу не солгал зрителю (говорит очень строгим голосом). Я всегда говорю только то, что на самом деле происходило со мной и с моими друзьями, только то, что есть. Такого желания, о котором ты говоришь, у меня не возникало ни секунды. Знаешь, главное - это быть здоровым, но богатым, чем бедным, но больным.

- Наверное, неплохо в Израиле устроились: домик небось трехэтажный на берегу Красного моря...
- Ага, разбежался - съемная квартира в Тель-Авиве. Все! В Израиле жилье безумно дорогое. Так что живем по-скромненькому. У меня каких-то супергонораров нет. Жена - филолог по образованию, а там это очень невостребованная профессия. Супруга года два уже не работает постоянно.
Дочка окончила университет, работает сейчас на телевидении художником по костюмам. Вот, приезжай - хорошая невеста, красивая девочка, живет отдельно...

- Давайте вспомним о "Знатоках". Как у вас складывались отношения с Шуриком, вашей, так сказать, звездной ролью? Фамилии Каневский и Томин никогда не путали?
- Нет, фамилию я не путал - народ путал. Часто совершенно незнакомые люди у меня спрашивали совета по каким-то юридическим вопросам. И я начинал рассуждать и советовать и вдруг ловил себя на мысли: а что, собственно, я делаю, куда лезу? Одна женщина приехала ко мне аж из Сухуми. Ей сказали, что решить ее вопрос может только майор Томин. Нам присылали безумные горы писем, в том числе и на Петровку, 38. Так и писали: майору Томину и полковнику Знаменскому. Как я после этого могу относиться к своему герою? Разумеется, с уважением. Мне не в чем его упрекнуть.
Конечно, постоянно приходилось слышать некий шумок в театре, перешептывание: "Шурик, Шурик!" Однажды мы с Георгием Мартынюком играли двух заключенных, действие происходило в тюремной камере. И вот тут реакция в зале была чуть дольше, раздавалось хихиканье, мол, "знатоки" - и в тюрьме. Но это быстро проходит. Дальше уже мое дело, профессиональное, актерское, как заставить зрителя отвлечься от узнаваемого образа, перевоплотиться.
У меня из-за Томина ушла только одна роль. Причем меня уже утвердили, даже костюмы сшили на "Ленфильме", но режиссер испугался. Ему мягко так намекнули, что Томин - знаковый персонаж и не стоит его использовать в этой картине.

- Интересно, как осуществлялся отбор на три столь ответственные роли?
- Очень просто, обычными пробами. Никакого досье на нас не составлялось, КГБ не проверял. Хотя консультантом у нас был замминистра МВД.
Нам повезло, потому что режиссер первых серий "Знатоков" Вячеслав Бровкин раньше сделал с нами много телеспектаклей. Можно сказать, в сериал мы попали по блату. Должна была сниматься еще Аня Антоненко, актриса из Театра на Малой Бронной, но она забеременела, поэтому возникла Эллочка Леждей. Нас всех утвердили, сняли первую серию. Ну а дальше - безвыходное положение. Может, конечно, мое лицо кого и раздражало, но тем не менее...

- Тяжело столько лет работать в одной команде?
- Если бы мы не совпадали человечески, то просто не смогли бы столько вместе путешествовать. На карте Советского Союза, думаю, нет ни одного населенного пункта, где мы не были с концертами.
После 89-го года, когда "Знатоков" прикрыли, мы с Мартынюком часто созванивались, встречались. С Леждей вот меньше - она последние годы вела затворнический образ жизни. Трагическая история... Она закрылась, не общалась абсолютно ни с кем. Даже сыну наказала никого на свои похороны не звать.
Это несчастье, которое коснулось не только ее. Масса замечательных актеров, актрис уходила из жизни без копейки денег - похоронить даже не на что было.

- Приходилось слышать, что у Георгия Мартынюка в жизни тоже был не простой, скажем так, запойный период...
- Да нет, это фигня. Просто он серьезно болел, сделал операцию. Сейчас мы с ним снимались, так он выглядит замечательно: энергичный, подтянутый. Нет, с ним все в порядке!

- Ну и хорошо. Скажите лучше, как вам съемки на родном русском языке после более чем десятилетнего перерыва?
- Кайф! Так здорово, когда на съемочной площадке все говорят на родном языке, когда все улавливаешь буквально с полуслова, с полузвука. Я с удовольствием общался с режиссером, коллегами. И все по-русски! Съемки шести серий пролетели на одном дыхании.

- Сейчас в фаворе "Менты" и "Бригады". Нет опасения, что "Знатоки" не покатят?..
- Не боюсь. Рейтинг рейтингом, но, думаю, у нас будет свой зритель. При всей сегодняшней иронии к наивности тех сюжетов, тех дел, того криминала. Думаю, нашего зрителя, наверное, интересует что-то другое: наши персонажи, характеры, игра ума, в конце концов. Да, у нас нет стрельбы, гонок, взрывов. И тем не менее "Знатоков" смотрят, сколько бы раз их ни повторяли. И новые серии, уверен, будут смотреть.

- Леонид Семенович, в вашей кинокарьере ведь была еще одна роль, которую, уверен, запомнят надолго, - контрабандиста в "Бриллиантовой руке"..
- Да, интересное тогда было время... (задумчиво вздыхает). Телевизоров почти ни у кого нет, и "Бриллиантовую руку" смотрели по сто раз в кинотеатрах. И это было похлеще нынешнего телевидения - в один момент я стал знаменитым. Слава богу, я понимал всю эфемерность этой ситуации. Жить дальше, оставаясь на той же высокой планке, не опуститься, не упасть - вот это важно.

- Тот самый "непереводимый народный фольклор" был специально написан сценаристом или сочинялся прямо на площадке по ходу съемок?
- Нет, в сценарии у моего героя было буквально две фразы. Я уж там дописал себе моноложек, состоящий из фамилий и имен друзей, а также из ругательств на разных языках. Ты же понимаешь, если переводить на русский - там был бы один мат. Так что можно сказать, я стал соавтором нашего сценариста Яши Костюковского. До сих пор помню наизусть все фразы из того диалога, все эти "пербако кастелло де мембрано" и "березина куманито", не говоря уж про навязшее "цигель-цигель, ай лю-лю!".

- Еще говорят, на съемках именно вы падали вместо Никулина с коронным криком "чьерт побьери!".
- Да. Юра, поскальзываясь на арбузной корочке, никак не мог попасть в кадр - все время пролетал мимо камеры. Один дубль, второй, третий - впустую. Гайдай начал нервничать. Я уж не выдержал, говорю: "Давайте, что ли, я попробую". Мы с Юрой переоделись, я надел его брюки, туфли, попал на эту корочку, скользнул, и это сняли. Буквально за пару дублей. Поэтому я всегда рассказываю, что нижнюю половину Никулина играл я, а уж верхнюю доигрывал он сам. Но когда сам смотрю картину, ничего не замечаю. Знаю только, что взлетают вверх мои ноги.

- Мы обсуждаем дела минувших лет. А новые работы с российскими режиссерами, надеюсь, не за горами?
- Не знаю. Год назад, когда "Знатоков" реанимировал Владимир Хотиненко, мне просто повезло - в театре были окна. А когда стали снимать новые серии, в театре пошли мне навстречу - взяли дублера. Новых предложений из России пока нет, честно признаюсь. Если появится какая-нибудь толковая роль, приму ее с благодарностью и удовольствием.

- Даже если из столичного театра поступит предложение?
- Я - не возвращенец, я работаю в Израиле в театре, и меня все там устраивает.

- Да, но сейчас не начало 90-х. В Москве действительно театры собирают полные залы.
- И мы полные залы собираем. Между прочим, зрители в Израиле более открытые, раскрепощенные. Они не сидят небрежно в креслах, а сразу готовы воспринимать и соучаствовать.
Московских же зрителей сначала надо как следует раскачать, взять за горло и держать, держать, держать! К тому же у многих такое отношение к нам, артистам, мол, я деньги заплатил, ну-ка, что вы покажете? И попробуй заставь его пойти за собой. Ага, как же!

- Хотите сказать, столичный зритель вам не по душе?..
- Мне по душе хороший зритель. Все. На разговоры о политике ты меня не столкнешь! (Смеется).

Леонид Каневский

Леонид Каневский родился 2 мая 1939 года в Киеве. Его родители к искусству отношения не имели. Правда, мама в юности училась в Киевской консерватории, но в семнадцать лет вышла замуж, и с консерваторией пришлось распрощаться. Отец же по профессии был технологом-фруктовщиком. Он очень любил свою профессию и хотел, чтобы и сын пошел по его стопам.
Юный Леонид, однако, мечтал совсем о другом. С одиннадцати лет он хотел стать артистом. Окончив школу, семнадцатилетний паренек отправился покорять Москву.
Поступить в театральное оказалось совсем не просто. В Школу-студию МХАТ Леонида не приняли. Великий Масальский, сложив пальцы трубочкой и приставив ее (трубочку) к глазу, сказал: «Не наша фактура!». То же самое его ждало и Щепкинском училище. Вновь юноша услышал, что не подходит по фактуре.
Удача Каневскому улыбнулась в Театральном училище им. Б.В. Щукина. Он был зачислен на курс Веры Константиновны Львовой. Здесь же ему довелось учиться у замечательных педагогов Цецилии Львовны Мансуровой и Владимира Георгиевича Шлезингера. Педагогом по художественному слову был знаменитый чтец Яков Михайлович Смоленский. Вместе с Леонидом Каневским учились: Василий Ливанов, Андрей Миронов, Зиновий Високовский и Ольга Яковлева.
По окончании в 1960 году Щукинского училища Леонид Каневский был принят в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола. В 1967 году он перешел в Театр на Малой Бронной.
Дебютировал Леонид Каневский в кино в 1965 году, снявшись в сказке «Город мастеров». А спустя три года на экраны вышла искрометная комедия «Бриллиантовая рука». Каневскому досталась совсем небольшая, почти эпизодическая роль контрабандиста. Начинающий актер сам придумал текст, придумал, как все это обыграть, и роль получилась удивительно смешной, запоминающейся. Это был его первый большой успех.
Всесоюзную славу актеру принесла роль майора Томина в знаменитом телесериале «Следствие ведут Знатоки». Первые четыре фильма вышли в 1971 году и сразу обеспечили главным героям невероятную зрительскую любовь. В какой то степени этот успех был прогнозируемым. Детективный, лихо закрученный сюжет, обаятельные и такие непохожие Знаменский (Георгий Мартынюк), Томин (Леонид Каневский) и Кибрит (Эльза Леждей) – это и стало залогом популярности. Но вот то, что сериал затянется на многие-многие годы, вряд ли кто ожидал. На протяжении двух десятилетий зрители с неослабевающим интересом следили за очередными расследованиями Знатоков.
Не меньшей любовью Знатоки пользовались и у правоохранительных органов. Знаменитые концерты, посвященные Дню Милиции, практически никогда не обходились без их выступлений. Вспоминает Леонид Каневский: «И вообще, в Союзе не было такого горотдела милиции, который бы не приглашал нас выступить. Нас передавали, как эстафетную палочку. Знали, например, что я люблю париться, а Герка обожает пельмени. Встречавшие нас милицейские руководители еще у трапа самолета говорили: «Семеныч, банька топится. Яковлевич, пельмени варятся». Замечательно встречали! Конечно, это давало заработок, но и интересно было безумно. Каждый месяц - минимум по две поездки. <…> Мы были чем-то вроде жилетки, в которую можно все свои беды и проблемы выплакать. Такая себе живая исповедальня. И для кого? Для тогдашнего руководства!»
О популярности Знатоков говорит такой факт. Однажды в Комсомольске-на-Амуре милицией был задержан вор в законе, живший в одной гостинице с артистами. Узнав, о том какие соседи проживали рядом с ним, он был невероятно огорчен, что не успел ограбить их. На удивленный вопрос начальника милиции, мол, что у них, артистов, и брать то нечего, тот ответил: «Не понимаешь ты, начальник. Не в этом суть. Представляешь, какой бы звон по зоне пошел, что я ЗнаТоКов обнес!»
При такой популярности и длительности сериала, Каневский не стал актером одной роли. Актер много и интересно снимался. При этом играл он преимущественно характерные роли. Удивительно, но его майор Томин да еще эпизод в картине «Весна на Одере» стали единственными положительными ролями в кино. Каневский с присущей ему легкостью и изяществом играл всевозможных жуликов, воров, гангстеров, хулиганов, или просто отрицательных типов.
Все прекрасно помнят, например, его господина Бонасье в приключенческом фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» (1979). Как и в «Бриллиантовой руке», вновь небольшая, эпизодическая роль, и вновь успех, который стал для актера, по его собственному признанию, «полнейшей неожиданностью, хотя и очень приятной». Замечательным оказался его дуэт с Леонидом Ярмольником в детском фильме «Пеппи-Длинный чулок» (1984), где они изобразили двух жуликов-воров – Карла и Блона.
Начало 90-х. С развалом Советского Союза, стали приходить в упадок театры и кино. Многие актеры оставались без работы. Леонид Каневский вспоминает: «В то время вообще театры пустовали. Дикое было ощущение, совершенно непривычное. Понимаешь, невостребованным оказался не я, а дело, которому я служил и служу. В то тяжелое время людям было не до спектаклей. Как раз тогда Женя Арье носился с идеей создания русскоязычного театра в Израиле, собирал труппу, пригласил и меня. Я его хорошо знал, поверил и решил в свои пятьдесят круто изменить свою жизнь».
Так в 1991 году Леонид Каневкий оказался в Израиле, в Тель-Авиве, став вместе с Евгением Арье одним из основателей Театра «Гешер» («Мост»). «На первых порах было чудовищно тяжело... Трудностей хватало. Например, однажды мы четыре месяца не получали зарплату. Старая закалка помогла все это перенести. А затем театр начал развиваться, набирать обороты. Талант Жени Арье, его огромная энергия принесли свои плоды» - рассказывает Леонид Каневский.
Очень скоро театр приобрел в Израиле большую популярность, а для актеров, в том числе и для Каневского, стал настоящим домом. Здесь им было сыграно множество разнообразных ролей. Любимыми спектаклями Леонида Семеновича являются «Дело Дрейфуса», «Три сестры», «Деревушка», «Раб», «Шоша».
Там же в Израиле Каневский проявил себя в новом качестве – ведущего телепрограммы. Когда открылся русскоязычный телеканал, он был приглашен вести передачу «Хочу все съесть». Каневский согласился вести эту программу при одном условии - если она не будет копией программы Андрея Макаревича «Смак». В результате появилась новая интересная передача, которую смотрит в буквальном смысле вся страна.
А что же кино? Леонид Каневский продолжал немало сниматься. Только теперь талантом актера уже наслаждались израильские зрители. Он сыграл в довольно известных израильских фильмах: «Опоздавшая свадьба», «Электрический человек», «Еврейская месть» (роль - пятидесятилетний репатриант Натан) и других.
Со своей будущее женой Анной Леонид Каневский познакомился в 1967 году. Анна - дочь известного актера Ефима Березина – знаменитого Штепселя из киевского дуэта «Тарапунька и Штепсель», который многие годы блистал на эстрадных подмостках Советского Союза. Программы для этого дуэта писал Александр Каневский - старший брат Леонида. Он то и познакомил их. А поженились Леонид и Анна лишь спустя восемь лет.
Анна по профессии - филолог, переводчик с английского и польского языков. В 1977 году у них родилась дочь Наташа. Она окончила театральный факультет Тель-Авивского университета. По специальности Наталья - театральный дизайнер, работает на израильском телевидении.
С января 2006 года по настоящее время Леонид Семёнович Каневский — ведущий документального сериала «Следствие вели…» на «НТВ». Параллельно актёр продолжает играть в театре «Гешер». в 2009 году снялся в сериале «Семин».
Каневский сыграл роли в более чем семидесяти фильмах и много ролей в театральных спектаклях. Награждён орденом Дружбы (20 апреля 2010).
Женат на дочери знаменитого «Штепселя» (Ефима Березина) Анне Березиной. Родной брат — писатель-сатирик Александр Каневский.

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube