Следствие вели... с Леонидом Каневским. Итальянский клинок

Следствие вели... с Леонидом Каневским. Итальянский клинок

Все серии

1974 год, Подмосковье. На дачу семья Гагариных приехала по особому поводу. Единственной дочке Даше исполнилось 16 лет. День рождения отметили весело. А вечером девушка решила проводить на станцию лучшую подругу, но домой не вернулась. Соседи разбились на группы, метр за метром прочёсывали местность. Дашу Гагарину нашли только на следующий день - мертвой. Эксперты недоумевали: девушке нанесли ранения каким-то странным ножом, предположительно стилетом. Это старинное оружие было популярно в Италии в средние века. Но кто и зачем применил его в нашу эпоху? А вскоре при схожих обстоятельствах погибают еще два человека...

Стилет - оружие с историей

Стилет (от итал. stiletto или от лат. stilus - `палочка для письма`, `острый стержень`) - разновидность кинжала с тонким узким клинком и прямой крестовиной.



Появился стилет в XV веке в Италии и распространился по всей Европе с начала XVI века, в эпоху Ренессанса. Предполагается, что он ведет свое происхождение от кинжалов `под левую руку` или, возможно, его предком является `кинжал милосердия` (мизерикордия) - узкое граненое оружие, предназначенное для нанесения колющих ударов.


В отличие от обоюдоострого кинжала, стилет имеет очень узкое, граненое лезвие, способное разорвать кольчугу, проникнуть в сочленения лат и т.д. В классическом варианте стилет не имеет режущей кромки. Как правило, он имеет трехгранный клинок. Но, кроме этого, сечение может быть также овальным, круглым, двух-, четырех- и даже шестигранным, с ребрами жесткости и долами.


Рукоять обычно металлическая (может еще изготовляться из рога, кости и дерева), имеет короткую крестовидную гарду. В среднем его длина составляет 20-25 см, но может варьироваться в зависимости от страны изготовления и века, например, общая длина испанского стилета XVII века - 27 см, немецкого - 39 см, а длина французского того же века достигала 47,5 см.


На Востоке аналогом стилетов можно считать японские боевые кинжалы `йорой-доши` с особо прочным колющим острием, предназначенным для пробивания доспехов. В зависимости от величины гарды они делились на 3 категории: `танто` (полная гарда), `хамидаши` (половинная гарда) и `айку-чи` (вообще без гарды).


Каждый из этих кинжалов мог быть использован как орудие сопровождения к короткому или длинному (`вакидаши` и `катана`) самурайским мечам, без одного из которых самурай никогда не покидал дома. Заслугой японцев является изобретение широкого набора коротких клинков с вариативной формой лезвия для различных целей (в том числе и для метания), которые часто использовались в дополнение к основному кинжалу, всегда носимому с собой. К числу вспомогательных ножей относятся:
- `когай` - вертел, стержень, хозяйственный инструмент, использовался для добивания раненых солдат;

- `козука` - боевой нож, использовавшийся для метания и хозяйственных работ;

- `шакен` - шип, гвоздь, использовался для метания и ловушек;

- `кансаси` - стилеты длиной 20 см, оформленные в виде заколок для волос и используемые женщинами в качестве тайного оружия.


Вообще тема небоевого применения стилетов заслуживает отдельного внимания. Он тонкий и узкий, его легко спрятать, но использование требует знания и твердой руки для удара в уязвимое место человека. Это и обеспечило ему мрачную славу "Оружия профессиональных убийц". Раны, нанесённые стилетом, особенно трёхгранным, дают очень мало крови. Это тоже работает на имидж оружия для необратимого разрешения дворцовых интриг и наследственных споров.


Стилетом нельзя вульгарно зарезать - можно только изящно заколоть. Для пущего эффекта убийцы часто покрывали лезвие стилета различными ядами: мышьяком, сильной консистенцией белладонны, цикуты или вытяжкой из бледной поганки. Известны факты покрытия клинка оружия толченым стеклом. Это увеличивало возможность летального исхода, ведь теперь не нужно было тратить время на несколько уколов - могло хватить и одного удара отравленным лезвием, если жертва и не умирала на месте, яд довершал дело.


Классическим стилетом принято считать итальянский и испанский вариант кинжала 17 века, имевший сильно вытянутое, без режущих острых краев трехгранное или четырехгранное лезвие. И хотя век стилета был относительно недолог, на его основе периодически появлялись осовремененные версии. Так, артиллеристы-офицеры XVIII-XIX веков носили кинжал с линейкой на клинке, который служил для измерения количества пороха и прочистки затравочного отверстия в пушке.


Вариант стилета ХIХ века - шилообразный нож - тоже предназначался для нанесения колющих ран. Тонкое лезвие легко прокалывало одежду и кожаную амуницию, но его гарда снабжалась заостренными выступами, так что рукоятка превращалась в кастет и удар кулаком становится смертельно опасным. Кроме того, гарда на рукояти ножа предохраняла от случайного выпадения из руки. Длина лезвий - около 23 см, форма - треугольная.


Во время Первой Мировой войны (1914-1918 года) среди солдат по обе стороны окопов большой популярностью пользовались различные стилеты для ближнего боя в траншеях. Стилеты были как фабричного производства, так и самодельные, очень часто рукоятка таких стилетов была выполнена в виде кастета или с широкой стальной дугой для защиты кисти и ударов.


Самодельные стилеты делались из любого подручного материала: начиная от штыка или сломанной сабли, заканчивая арматурой или инженерными гвоздями-опорами для колючей проволоки. Общее их название - окопный нож (более редкие синонимы - инерционный нож, тайный нож, почечный нож). Исключительное распространение получили стилетообразные кинжалы: колюще-рубящие - восьмигранные и колюще-режущие - четырёхгранные. Ближайшим родственником первой версии является кортик (хотя кортики, сами по себе, бывают и трёх-, и четырёхгранные), а во второй версии - метательные кинжалы.


Англичане, большие приверженцы традиций, до 1945 года держали на вооружении спецподразделений армии и флота Её Величества стилетообразный кинжал фирмы `Фейрбейрн и Сайкс`. Кинжал этот был стилетом по форме и простым боевым обоюдоострым ножом по содержанию. Он, как никакой другой, соединял в себе нож, возможности оружия колющего, рубящего, режущего и метательного. Это была последняя модификация аналогичных ножей, стоявших на вооружении британской армии почти двести лет. В 1945 году появилось много универсальных ножей, но это уже были именно ножи, не имеющие ничего общего со стилетами.


Леонид Каневский

Леонид Каневский родился 2 мая 1939 года в Киеве. Его родители к искусству отношения не имели. Правда, мама в юности училась в Киевской консерватории, но в семнадцать лет вышла замуж, и с консерваторией пришлось распрощаться. Отец же по профессии был технологом-фруктовщиком. Он очень любил свою профессию и хотел, чтобы и сын пошел по его стопам.
Юный Леонид, однако, мечтал совсем о другом. С одиннадцати лет он хотел стать артистом. Окончив школу, семнадцатилетний паренек отправился покорять Москву.
Поступить в театральное оказалось совсем не просто. В Школу-студию МХАТ Леонида не приняли. Великий Масальский, сложив пальцы трубочкой и приставив ее (трубочку) к глазу, сказал: «Не наша фактура!». То же самое его ждало и Щепкинском училище. Вновь юноша услышал, что не подходит по фактуре.
Удача Каневскому улыбнулась в Театральном училище им. Б.В. Щукина. Он был зачислен на курс Веры Константиновны Львовой. Здесь же ему довелось учиться у замечательных педагогов Цецилии Львовны Мансуровой и Владимира Георгиевича Шлезингера. Педагогом по художественному слову был знаменитый чтец Яков Михайлович Смоленский. Вместе с Леонидом Каневским учились: Василий Ливанов, Андрей Миронов, Зиновий Високовский и Ольга Яковлева.
По окончании в 1960 году Щукинского училища Леонид Каневский был принят в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола. В 1967 году он перешел в Театр на Малой Бронной.
Дебютировал Леонид Каневский в кино в 1965 году, снявшись в сказке «Город мастеров». А спустя три года на экраны вышла искрометная комедия «Бриллиантовая рука». Каневскому досталась совсем небольшая, почти эпизодическая роль контрабандиста. Начинающий актер сам придумал текст, придумал, как все это обыграть, и роль получилась удивительно смешной, запоминающейся. Это был его первый большой успех.
Всесоюзную славу актеру принесла роль майора Томина в знаменитом телесериале «Следствие ведут Знатоки». Первые четыре фильма вышли в 1971 году и сразу обеспечили главным героям невероятную зрительскую любовь. В какой то степени этот успех был прогнозируемым. Детективный, лихо закрученный сюжет, обаятельные и такие непохожие Знаменский (Георгий Мартынюк), Томин (Леонид Каневский) и Кибрит (Эльза Леждей) – это и стало залогом популярности. Но вот то, что сериал затянется на многие-многие годы, вряд ли кто ожидал. На протяжении двух десятилетий зрители с неослабевающим интересом следили за очередными расследованиями Знатоков.
Не меньшей любовью Знатоки пользовались и у правоохранительных органов. Знаменитые концерты, посвященные Дню Милиции, практически никогда не обходились без их выступлений. Вспоминает Леонид Каневский: «И вообще, в Союзе не было такого горотдела милиции, который бы не приглашал нас выступить. Нас передавали, как эстафетную палочку. Знали, например, что я люблю париться, а Герка обожает пельмени. Встречавшие нас милицейские руководители еще у трапа самолета говорили: «Семеныч, банька топится. Яковлевич, пельмени варятся». Замечательно встречали! Конечно, это давало заработок, но и интересно было безумно. Каждый месяц - минимум по две поездки. <…> Мы были чем-то вроде жилетки, в которую можно все свои беды и проблемы выплакать. Такая себе живая исповедальня. И для кого? Для тогдашнего руководства!»
О популярности Знатоков говорит такой факт. Однажды в Комсомольске-на-Амуре милицией был задержан вор в законе, живший в одной гостинице с артистами. Узнав, о том какие соседи проживали рядом с ним, он был невероятно огорчен, что не успел ограбить их. На удивленный вопрос начальника милиции, мол, что у них, артистов, и брать то нечего, тот ответил: «Не понимаешь ты, начальник. Не в этом суть. Представляешь, какой бы звон по зоне пошел, что я ЗнаТоКов обнес!»
При такой популярности и длительности сериала, Каневский не стал актером одной роли. Актер много и интересно снимался. При этом играл он преимущественно характерные роли. Удивительно, но его майор Томин да еще эпизод в картине «Весна на Одере» стали единственными положительными ролями в кино. Каневский с присущей ему легкостью и изяществом играл всевозможных жуликов, воров, гангстеров, хулиганов, или просто отрицательных типов.
Все прекрасно помнят, например, его господина Бонасье в приключенческом фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» (1979). Как и в «Бриллиантовой руке», вновь небольшая, эпизодическая роль, и вновь успех, который стал для актера, по его собственному признанию, «полнейшей неожиданностью, хотя и очень приятной». Замечательным оказался его дуэт с Леонидом Ярмольником в детском фильме «Пеппи-Длинный чулок» (1984), где они изобразили двух жуликов-воров – Карла и Блона.
Начало 90-х. С развалом Советского Союза, стали приходить в упадок театры и кино. Многие актеры оставались без работы. Леонид Каневский вспоминает: «В то время вообще театры пустовали. Дикое было ощущение, совершенно непривычное. Понимаешь, невостребованным оказался не я, а дело, которому я служил и служу. В то тяжелое время людям было не до спектаклей. Как раз тогда Женя Арье носился с идеей создания русскоязычного театра в Израиле, собирал труппу, пригласил и меня. Я его хорошо знал, поверил и решил в свои пятьдесят круто изменить свою жизнь».
Так в 1991 году Леонид Каневкий оказался в Израиле, в Тель-Авиве, став вместе с Евгением Арье одним из основателей Театра «Гешер» («Мост»). «На первых порах было чудовищно тяжело... Трудностей хватало. Например, однажды мы четыре месяца не получали зарплату. Старая закалка помогла все это перенести. А затем театр начал развиваться, набирать обороты. Талант Жени Арье, его огромная энергия принесли свои плоды» - рассказывает Леонид Каневский.
Очень скоро театр приобрел в Израиле большую популярность, а для актеров, в том числе и для Каневского, стал настоящим домом. Здесь им было сыграно множество разнообразных ролей. Любимыми спектаклями Леонида Семеновича являются «Дело Дрейфуса», «Три сестры», «Деревушка», «Раб», «Шоша».
Там же в Израиле Каневский проявил себя в новом качестве – ведущего телепрограммы. Когда открылся русскоязычный телеканал, он был приглашен вести передачу «Хочу все съесть». Каневский согласился вести эту программу при одном условии - если она не будет копией программы Андрея Макаревича «Смак». В результате появилась новая интересная передача, которую смотрит в буквальном смысле вся страна.
А что же кино? Леонид Каневский продолжал немало сниматься. Только теперь талантом актера уже наслаждались израильские зрители. Он сыграл в довольно известных израильских фильмах: «Опоздавшая свадьба», «Электрический человек», «Еврейская месть» (роль - пятидесятилетний репатриант Натан) и других.
Со своей будущее женой Анной Леонид Каневский познакомился в 1967 году. Анна - дочь известного актера Ефима Березина – знаменитого Штепселя из киевского дуэта «Тарапунька и Штепсель», который многие годы блистал на эстрадных подмостках Советского Союза. Программы для этого дуэта писал Александр Каневский - старший брат Леонида. Он то и познакомил их. А поженились Леонид и Анна лишь спустя восемь лет.
Анна по профессии - филолог, переводчик с английского и польского языков. В 1977 году у них родилась дочь Наташа. Она окончила театральный факультет Тель-Авивского университета. По специальности Наталья - театральный дизайнер, работает на израильском телевидении.
С января 2006 года по настоящее время Леонид Семёнович Каневский — ведущий документального сериала «Следствие вели…» на «НТВ». Параллельно актёр продолжает играть в театре «Гешер». в 2009 году снялся в сериале «Семин».
Каневский сыграл роли в более чем семидесяти фильмах и много ролей в театральных спектаклях. Награждён орденом Дружбы (20 апреля 2010).
Женат на дочери знаменитого «Штепселя» (Ефима Березина) Анне Березиной. Родной брат — писатель-сатирик Александр Каневский.

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube