Следствие вели... с Леонидом Каневским. Красота должна умереть!

Следствие вели... с Леонидом Каневским. Красота должна умереть!

Все серии

1990-й год. ЧП в маленьком театре в Московской области. Погиб ведущий актер. Происшествие выглядит как несчастный случай. Но вскоре при загадочных обстоятельствах умирает рабочий сцены. Что объединяет этих людей? Сыщики выясняют: привлекательная внешность. Очередной трагический эпизод выводит следствие на преступника, который расправляется с мужчинами-красавчиками...

"Сидел в гостях у друзей и наблюдал, как в самых разных телепередачах шла череда бесконечных ограблений и убийств. Но это издержки времени. То, что когда-то было запрещено, теперь хлынуло потоком на экран. Эта волна пройдет, "пена" схлынет. А вот без настоящего театра, без ощущения своей причастности к искусству нормальный человек жить не может", - считает актер Леонид Каневский

У каждого артиста должна быть роль, в которой его будут помнить всегда. У актера Леонида Каневского такая роль есть - майор, а теперь уже полковник Томин из сериала "Следствие ведут Знатоки". Когда однажды, еще в советское время, сценаристы решили "убрать" Томина из сериала, народ забросал "Останкино" возмущенными письмами. "Убьете Шурика, разобьем телевизор!" - угрожали самые отчаянные фанаты милицейской саги. Теперь Томин-Каневский живет в Израиле, но продолжает сниматься в очередных сериях возобновленных "Знатоков".

- Как вам работалось над "Знатоками"?
- С приятностью, не буду скрывать. Когда год назад Первый канал предложил мне сняться в продолжении, я сначала не поверил. Но оказалось, правда. И вот теперь мы сделали еще один фильм! Для меня это возвращение в большое кино - кино, в котором я играл еще до отъезда из России. Приятно было вновь оказаться на "Мосфильме", окунуться в какие-то старые взаимоотношения, когда все понимают друг друга с полуслова. Мы замечательно работали и в прошлый раз, когда "Знатоков" снимал Владимир Хотиненко, и в этот - со Славой Сорокиным. В Израиле я, конечно, снимаюсь, но это совсем другое. Хотя бы потому, что все вокруг говорят на чужом языке.

- А говорят, в Израиле кругом наши?
- Да, там была даже такая шутка: "Какой у вас второй язык?" - "Иврит". - "А первый?" - "Русский". Бывших русских там миллион, и мне как артисту этого вполне достаточно, но вообще все в стране говорят на иврите.

- Когда-то "Знатоки" были единственным детективным сериалом на нашем телевидении. Сейчас у них множество конкурентов. Не проигрывает ли телевизионная классика более современным фильмам?
- Нет. Я специально интересовался: в прошлом году "Знатоки" показали очень хорошие рейтинги, обошли многие другие популярные сериалы. Удивительно, но люди до сих пор смотрят старые серии! Ко мне часто подходят молодые зрители и говорят приятные слова. Нас цитируют! Наверное, оттого, что во всех сериалах сплошная стрельба, кровища и чернуха, люди тянутся к наиву старых "Знатоков". Конечно, сейчас смешно смотреть дело о ворованном куске ткани или похищенных пирожках, но попытка разобраться в истоках преступления и показать, как расследуют его специалисты, не потеряла своего значения до сих пор. Люди - вот что всегда было самым важным в этом сериале, поэтому его смотрят столько лет.

- А как относятся к вам в милиции?
- По-прежнему замечательно! Нас же с Пал Палычем повысили. Мы теперь два полковника. Мой Томин работает в Интерполе, а Знаменский - в МВД на Житной, где мы и снимали. На Петровке нас ревнуют, а в министерстве норовят затащить в кабинет.

- И напоить?
- Исключительно чаем! Во время съемок мы не пьем.

- Уже одиннадцать лет вы постоянно живете за границей. Не оторвались от России?
- Нет, я никогда не отрывался от России. Сейчас ведь не 70-е годы! Купил билет - и езжай! Нет денег на билет? Продай пиджак, рубашку, останься в спортивном костюме. Я ездил в Москву, и ко мне все время приезжали в Израиль друзья и знакомые. У меня остались российское гражданство и квартира в Москве.

- А почему вы уехали?
- Вспомните обстановку в Москве начала девяностых - полупустые театры, постоянная тревога за близких. Я хорошо помню, как встречал дочку в шесть часов вечера у Дома пионеров, чтобы до спектакля отвести домой. Тогда стал теряться смысл профессии - понимание того, зачем ты всем этим занимаешься. В Израиле мне предложили интересную работу. Замечательный режиссер Евгений Арье позвал меня в свой новый проект русскоязычного театра "Гешер". Мне показалось интересным в пятьдесят лет сделать "кувырок" и влезть в новое дело. Сначала я съездил на пробу в концертную поездку по Израилю и убедился, что русские актеры там очень нужны. Залы были битком набиты публикой. 29 апреля 1991 года я с женой и дочкой сел в рижский поезд. 1 мая мы из Риги уехали в Израиль. Первый год, конечно, был очень тяжким. Пришлось учить иврит, потому что стало ясно - на русском языке театру не выжить. Не зная ни единого слова, мы начали играть на иврите. Когда партнер забывал текст, это было просто катастрофой. Если тебе подавали не ту реплику, ты, не зная языка, мог запросто ответить невпопад! Только некоторые спектакли, вроде "Идиота" Достоевского, мы играли и на русском, и на иврите, что облегчало задачу. Со временем "Гешер" стал одним из любимых театров израильтян и получил статус государственного. Спектакль "Деревушка" современного израильского автора Иешуа Соболя прошел у нас уже пятьсот раз, "Идиот" - четыреста, и зал до сих пор полон, хотя в Израиле в театрах спектакли обычно идут не более 30-40 раз. Мы объездили весь мир, все самые престижные театральные фестивали. Надо отдать должное 1Жене Арье - он не идет на коммерциализацию театра и сохраняет в репертуаре булгаковского "Мольера", "На дне" Горького, "Идиота" Достоевского, "Одесские рассказы" Бабеля. Я там играю Менделя Крика. Сейчас мы сделали грандиозный спектакль по нобелевскому лауреату Башевису Зингеру, по его роману "Раб". У израильтян еще недавно было принято летать на театральные премьеры в Лондон. Когда мы поставили "Идиота", в Тель-Авиве стали говорить: "Как хорошо, что теперь нам больше не надо летать в Лондон на премьеры - у нас появился свой театр!" Это было очень приятно.

- У вас есть друзья среди израильтян? Или общаетесь в основном с бывшими соотечественниками?
- У меня много друзей-израильтян. Если людей связывают общие интересы, совсем не важно, какие у них корни. Кстати, сейчас в Израиле происходит очень интересная штука. Раньше многие скрывали свои российские корни, а года с 95-го, когда был большой российский "заезд" и в страну приехали замечательные инженеры и врачи, израильтяне потихоньку стали признаваться в том, что их прадедушки и прабабушки из Одессы или из Кишинева. А вообще у израильтян совсем иное отношение к жизни. Они серьезнее, прагматичнее. Знают счет деньгам. При этом у них нет страсти к показухе - брюликам, золоту и тому подобной мишуре. В Израиле даже очень богатые люди отличаются простотой и демократичностью и на тусовках практически не выделяются из общей массы. В России сразу понимаешь, "кто из ху". Сейчас, правда, положение стало меняться, а еще недавно у нас в Эйлате или на Мертвом море бывали такие русские "сходки"!

- А что делают в Израиле ваша жена и дочь?
- Сейчас моя жена не работает, а раньше она была менеджером одной израильской фирмы, занималась переводами. Моя дочь Наталья, попавшая в Израиль в четырнадцать лет, окончила там школу, а потом и театральный факультет университета. Она театральный художник и очень много работает. Недавно ее пригласили на телевидение художником по костюмам. Наташа - настоящий мастер. Я очень ею горжусь.

- Значит, все в порядке? Что же заставляет вас постоянно приезжать сюда?
- Как что? Здесь у меня друзья, здесь другая природа, воздух. Знаете, израильтяне ведь очень много ездят по миру. Раньше я этому удивлялся, а потом понял, в чем тут дело.

- Маленькая страна?
- Очень! Природа вроде бы разная - в Израиле пять климатических поясов, но нет настоящей архитектуры, нет лесов и озер. Я помню, как года через два после отъезда из России мы всей семьей приехали в Вену и я почувствовал, что в Европе дышится по-другому. У меня, к счастью, получилось так, словно я никуда и не уезжал: живу и работаю в Израиле, но регулярно приезжаю в Россию - отдыхать, гулять, пьянствовать с друзьями.

- Испытываете ностальгию по старым добрым временам?
- Ностальгию по ресторану ВТО, который был нашим актерским клубом, - да. Мы бывали там каждый вечер. Есть деньги или нет, было не важно. Это был наш дом. Общение, встречи, романтические приключения той поры никогда не были завязаны на материальном интересе.

- Жизнь была нищая, но прекрасная?
- Мы не считали себя нищими. Страна жила куда беднее нас. Мы снимались, много работали. Только попадая за границу, мы видели, что живем не так, как весь остальной мир. Артисты тогда были тем небольшим процентом, который "демократизировал" нашу страну в глазах всего мирового сообщества. Однажды, впервые получив приглашение от друзей из Германии, я пожаловался Андрюше Миронову: "Нас же с Анькой все равно не выпустят!" А он ответил: "Подавай документы! Еще как выпустят! Кого еще им выпускать, как не нас?" Поездив по миру, мы поняли, как можно и нужно жить, и поэтому устраивали все эти капустники и посиделки при свечах.

- И теперь, приезжая на родину, вы можете сравнить жизнь тогдашнюю и жизнь нынешнюю. Сильно все изменилось?
- Да! Это другая страна, но она стопроцентно лучше прежней. Несмотря на то, что в ней сохраняются разные малоприятные явления, главное наше достижение - возможность открытого и свободного общения и проявления себя. В России есть свои богатые и бедные, но между ними уже нет того нескрываемого антагонизма, который наблюдался еще несколько лет назад. Когда я впервые после отъезда приехал в Россию в 95-м году, меня поразило, что народ на улице разговаривает только о деньгах. И еще - у людей в толпе были такие злые глаза! И я не мог понять, каким образом так изменилось сознание людей. Прошло года три, и все опять изменилось, глаза стали другие - спокойнее и доброжелательнее. У людей сейчас совсем другие возможности: они знают, что можно жить хорошо, и знают, как этого добиться. Наконец-то мы стали жить.

- Когда бываете в Москве, в театры ходите?
- В прошлый свой приезд я посмотрел в "Современнике" потрясающий спектакль "Играем Шиллера!", где гениально играют Елена Яковлева и Марина Неелова. Два месяцев назад с удовольствием сходил в "Табакерку". Табаков - уникальная личность! Он, как никто другой, понимает, что нужно публике и артистам, сочетая коммерцию и искусство. То, что он поднимает МХАТ, вызывает глубочайшее уважение.

- А наше телевидение смотрите? Его часто упрекают в том, что оно все больше и больше "криминализируется".
- Да! Недавно я сидел в гостях у друзей и наблюдал на протяжении нескольких часов, как в самых разных передачах по телевизору шла череда бесконечных ограблений и убийств. Но это издержки времени. То, что когда-то было запрещено, теперь хлынуло потоком на экран. И по количеству "криминала" каждый из каналов хочет быть первым, чтобы получить наибольший рейтинг. "Рейтинг" сейчас ключевое слово. Я думаю, это увлечение пройдет. А вот без настоящего театра, без ощущения своей причастности к искусству нормальный человек жить не может.

- Есть мнение, что искусство должно отвлекать людей от страшной реальности. Главное - зрелище, пусть даже не самого высокого пошиба. Согласны?
- Нет, это неправильно. Развлекать не значит отвлекать от жизни. Наоборот, искусство - это часть жизни, душевная необходимость. Без этого в организме человека возникает нехватка впечатлений, жизненно важных для глаз и души.

- Кроме "Знатоков", у вас есть другие предложения сниматься в России?
- Нет. Леня Якубович недавно звал меня в праздничную программу "Поле чудес", посвященную Дню милиции, но я был занят. Те мои друзья, которые могли бы пригласить меня сниматься в кино, прекрасно знают, как я занят в театре. У меня ведь штук восемь названий. В месяц я играю не меньше 15 спектаклей.

- И когда же вы теперь появитесь в Москве?
- Как только выпадут три-четыре свободных дня! Я не могу без моей московской компании - Кости Худякова, Гарика Бардина, Эмы Виторгана, Лени Филатова. Тридцать лет я общаюсь с Шурой Ширвиндтом и Мишей Державиным. Когда меня спрашивают: "Как ты там живешь?" - я отвечаю: "Как и жил. Мой модус вивенди не изменился. Застолья дома и походы в гости - все, как было". Сейчас в Израиль из России приезжает столько народа, что иногда приходится кого-то "отсеивать". У нас в месяц семь-восемь гастролеров - никакие взрывы не останавливают. Иногда непонятно, кто остается в России. Кажется, все у нас...

Леонид Каневский

Леонид Каневский родился 2 мая 1939 года в Киеве. Его родители к искусству отношения не имели. Правда, мама в юности училась в Киевской консерватории, но в семнадцать лет вышла замуж, и с консерваторией пришлось распрощаться. Отец же по профессии был технологом-фруктовщиком. Он очень любил свою профессию и хотел, чтобы и сын пошел по его стопам.
Юный Леонид, однако, мечтал совсем о другом. С одиннадцати лет он хотел стать артистом. Окончив школу, семнадцатилетний паренек отправился покорять Москву.
Поступить в театральное оказалось совсем не просто. В Школу-студию МХАТ Леонида не приняли. Великий Масальский, сложив пальцы трубочкой и приставив ее (трубочку) к глазу, сказал: «Не наша фактура!». То же самое его ждало и Щепкинском училище. Вновь юноша услышал, что не подходит по фактуре.
Удача Каневскому улыбнулась в Театральном училище им. Б.В. Щукина. Он был зачислен на курс Веры Константиновны Львовой. Здесь же ему довелось учиться у замечательных педагогов Цецилии Львовны Мансуровой и Владимира Георгиевича Шлезингера. Педагогом по художественному слову был знаменитый чтец Яков Михайлович Смоленский. Вместе с Леонидом Каневским учились: Василий Ливанов, Андрей Миронов, Зиновий Високовский и Ольга Яковлева.
По окончании в 1960 году Щукинского училища Леонид Каневский был принят в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола. В 1967 году он перешел в Театр на Малой Бронной.
Дебютировал Леонид Каневский в кино в 1965 году, снявшись в сказке «Город мастеров». А спустя три года на экраны вышла искрометная комедия «Бриллиантовая рука». Каневскому досталась совсем небольшая, почти эпизодическая роль контрабандиста. Начинающий актер сам придумал текст, придумал, как все это обыграть, и роль получилась удивительно смешной, запоминающейся. Это был его первый большой успех.
Всесоюзную славу актеру принесла роль майора Томина в знаменитом телесериале «Следствие ведут Знатоки». Первые четыре фильма вышли в 1971 году и сразу обеспечили главным героям невероятную зрительскую любовь. В какой то степени этот успех был прогнозируемым. Детективный, лихо закрученный сюжет, обаятельные и такие непохожие Знаменский (Георгий Мартынюк), Томин (Леонид Каневский) и Кибрит (Эльза Леждей) – это и стало залогом популярности. Но вот то, что сериал затянется на многие-многие годы, вряд ли кто ожидал. На протяжении двух десятилетий зрители с неослабевающим интересом следили за очередными расследованиями Знатоков.
Не меньшей любовью Знатоки пользовались и у правоохранительных органов. Знаменитые концерты, посвященные Дню Милиции, практически никогда не обходились без их выступлений. Вспоминает Леонид Каневский: «И вообще, в Союзе не было такого горотдела милиции, который бы не приглашал нас выступить. Нас передавали, как эстафетную палочку. Знали, например, что я люблю париться, а Герка обожает пельмени. Встречавшие нас милицейские руководители еще у трапа самолета говорили: «Семеныч, банька топится. Яковлевич, пельмени варятся». Замечательно встречали! Конечно, это давало заработок, но и интересно было безумно. Каждый месяц - минимум по две поездки. <…> Мы были чем-то вроде жилетки, в которую можно все свои беды и проблемы выплакать. Такая себе живая исповедальня. И для кого? Для тогдашнего руководства!»
О популярности Знатоков говорит такой факт. Однажды в Комсомольске-на-Амуре милицией был задержан вор в законе, живший в одной гостинице с артистами. Узнав, о том какие соседи проживали рядом с ним, он был невероятно огорчен, что не успел ограбить их. На удивленный вопрос начальника милиции, мол, что у них, артистов, и брать то нечего, тот ответил: «Не понимаешь ты, начальник. Не в этом суть. Представляешь, какой бы звон по зоне пошел, что я ЗнаТоКов обнес!»
При такой популярности и длительности сериала, Каневский не стал актером одной роли. Актер много и интересно снимался. При этом играл он преимущественно характерные роли. Удивительно, но его майор Томин да еще эпизод в картине «Весна на Одере» стали единственными положительными ролями в кино. Каневский с присущей ему легкостью и изяществом играл всевозможных жуликов, воров, гангстеров, хулиганов, или просто отрицательных типов.
Все прекрасно помнят, например, его господина Бонасье в приключенческом фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» (1979). Как и в «Бриллиантовой руке», вновь небольшая, эпизодическая роль, и вновь успех, который стал для актера, по его собственному признанию, «полнейшей неожиданностью, хотя и очень приятной». Замечательным оказался его дуэт с Леонидом Ярмольником в детском фильме «Пеппи-Длинный чулок» (1984), где они изобразили двух жуликов-воров – Карла и Блона.
Начало 90-х. С развалом Советского Союза, стали приходить в упадок театры и кино. Многие актеры оставались без работы. Леонид Каневский вспоминает: «В то время вообще театры пустовали. Дикое было ощущение, совершенно непривычное. Понимаешь, невостребованным оказался не я, а дело, которому я служил и служу. В то тяжелое время людям было не до спектаклей. Как раз тогда Женя Арье носился с идеей создания русскоязычного театра в Израиле, собирал труппу, пригласил и меня. Я его хорошо знал, поверил и решил в свои пятьдесят круто изменить свою жизнь».
Так в 1991 году Леонид Каневкий оказался в Израиле, в Тель-Авиве, став вместе с Евгением Арье одним из основателей Театра «Гешер» («Мост»). «На первых порах было чудовищно тяжело... Трудностей хватало. Например, однажды мы четыре месяца не получали зарплату. Старая закалка помогла все это перенести. А затем театр начал развиваться, набирать обороты. Талант Жени Арье, его огромная энергия принесли свои плоды» - рассказывает Леонид Каневский.
Очень скоро театр приобрел в Израиле большую популярность, а для актеров, в том числе и для Каневского, стал настоящим домом. Здесь им было сыграно множество разнообразных ролей. Любимыми спектаклями Леонида Семеновича являются «Дело Дрейфуса», «Три сестры», «Деревушка», «Раб», «Шоша».
Там же в Израиле Каневский проявил себя в новом качестве – ведущего телепрограммы. Когда открылся русскоязычный телеканал, он был приглашен вести передачу «Хочу все съесть». Каневский согласился вести эту программу при одном условии - если она не будет копией программы Андрея Макаревича «Смак». В результате появилась новая интересная передача, которую смотрит в буквальном смысле вся страна.
А что же кино? Леонид Каневский продолжал немало сниматься. Только теперь талантом актера уже наслаждались израильские зрители. Он сыграл в довольно известных израильских фильмах: «Опоздавшая свадьба», «Электрический человек», «Еврейская месть» (роль - пятидесятилетний репатриант Натан) и других.
Со своей будущее женой Анной Леонид Каневский познакомился в 1967 году. Анна - дочь известного актера Ефима Березина – знаменитого Штепселя из киевского дуэта «Тарапунька и Штепсель», который многие годы блистал на эстрадных подмостках Советского Союза. Программы для этого дуэта писал Александр Каневский - старший брат Леонида. Он то и познакомил их. А поженились Леонид и Анна лишь спустя восемь лет.
Анна по профессии - филолог, переводчик с английского и польского языков. В 1977 году у них родилась дочь Наташа. Она окончила театральный факультет Тель-Авивского университета. По специальности Наталья - театральный дизайнер, работает на израильском телевидении.
С января 2006 года по настоящее время Леонид Семёнович Каневский — ведущий документального сериала «Следствие вели…» на «НТВ». Параллельно актёр продолжает играть в театре «Гешер». в 2009 году снялся в сериале «Семин».
Каневский сыграл роли в более чем семидесяти фильмах и много ролей в театральных спектаклях. Награждён орденом Дружбы (20 апреля 2010).
Женат на дочери знаменитого «Штепселя» (Ефима Березина) Анне Березиной. Родной брат — писатель-сатирик Александр Каневский.

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube