Следствие вели... с Леонидом Каневским. Недобитки

Следствие вели... с Леонидом Каневским. Недобитки

Все серии

1973 год, Брянская область. В лесу была найдена повешенной восьмиклассница. Преступники не оставили никаких следов, кроме таблички с нацистским лозунгом. Правда, надпись на немецком была сделана с ошибкой. Откуда взялись фашисты на советской земле и как банду юных нацистов помог разоблачить ветеран войны? Скандальное дело из секретных архивов — в фильме «Недобитки» из цикла «Следствие вели...».

Гитлерюгенд

Гитлер-Югенд
нем. Hitler-Jugend

Эмблема организации
Лидер:

Рейхсюгендфюрер

  • Бальдур фон Ширах
    (1931—1940)
  • Артур Аксман
    (1940—1945)
Дата основания:

1926 год

Дата роспуска:

12 октября 1945 года[1]

Идеология:

национал-социализм

Количество членов:

18 000 (1930)[2]
8 700 000 (1939)[2]

Девиз:

«Кровь и честь»
(нем. Blut und Ehre)

Гитлерю́генд (нем. Hitler-Jugend, старая орфография Hitlerjugend, сокращение HJ) — молодежная организация национал-социалистической партии Германии. Членами союза были только юноши, для девушек существовал отдельный союз — «Союз немецких девушек».

История организации

Флаг гитлерюгенда

Групповое фото юношей из «Гитлерюгенд». Из собрания фотоснимков Ведомства по делам расовой политики НСДАП, 1933

Организация «Гитлерюгенд» была основана 3—4 июля 1926 в Веймаре как национал-социалистическое молодёжное движение.

В последние годы Веймарской республики гитлерюгенд внёс свой вклад в эскалацию насилия на улицах немецких городов. Организованные группы гитлерюгенда нападали на кинотеатры, где шли показы антивоенного фильма «На Западном фронте без перемен». Насилие против владельцев кинотеатров и зрителей привело к тому, что фильм был изъят из проката на территории многих регионов Германии.

Заявление о вступлении в гитлерюгенд 1938 года

Форма гитлерюгенд

Иногда чиновники пытались утихомирить разбушевавшуюся молодёжь запретительными мерами. Так, в январе 1930 года городской глава Ганновера и бывший военный министр Густав Носке (социал-демократ) запретил школьникам вступать в гитлерюгенд. Его примеру последовали и в других землях страны. Однако подобными мерами с гитлерюгендом невозможно было справиться. Нацисты использовали репутацию гонимых властями народных борцов для пропаганды и привлечения новых членов в молодёжную организацию. Подвергнутые наказанию активисты коричневого движения выдавали себя за «жертв», пострадавших за правду. Едва власти запрещали какую-нибудь ячейку гитлерюгенда, как та возрождалась под другим названием, например, «Друзья природы» или «Юные народные филателисты». Фантазия не знала границ. В Киле, например, по улицам маршировала группа учеников из мясных лавок в своих заляпанных кровью фартуках, когда власти запретили ношение формы гитлерюгенда. «Враги трепетали при появлении этой группы. Они знали — у каждого под фартуком здоровенный нож», — вспоминал один из очевидцев.

Гитлерюгенд повсеместно участвовал в предвыборной кампании. Они распространяли листовки и брошюры, расклеивали плакаты и писали на стенах лозунги. Многие родители беспокоились за здоровье своих детей, так как их участие в агитационной работе на улице было небезопасным делом. С 1931 до конца января 1933 года в стычках при исполнении «служебного долга во имя фюрера» было убито больше 20 членов гитлерюгенда (здесь следует отметить, что гибли юноши и из прокоммунистических молодёжных объединений).

Удостоверение члена гитлерюгенда

Имя гитлерюгендца из Берлина, павшего от рук «красной молодёжи» в районе Моабит, быстро стало известно — Герберт Норкус. В своё время его овдовевший отец в результате экономического кризиса был вынужден продать маленькую продовольственную лавку. Вскоре он вступил в НСДАП. Утром 24 января 1932 года пятнадцатилетний Герберт с товарищами раздавал прохожим листовки. На них напала группа таких же подростков из коммунистической организации. Члены гитлерюгенда бросились бежать, но преследователи догнали Норкуса и несколько раз ударили ножом. Юноша скончался от потери крови. Убийцы скрылись.

Церемонию похорон на кладбище Плетцензее нацисты превратили в пропагандистскую акцию. Пастор Венцль, служивший на похоронах, заявил в прощальном слове, что «Герберт Норкус есть пример для всей немецкой молодёжи». Тогдашний нацистский гауляйтер Берлина Йозеф Геббельс призвал собравшихся к мщению:

« Никто не отнимет у нас надежду на то, что наступит день мести. И тогда те, кто болтает о гуманности и любви к ближнему, но убили нашего товарища без суда, узнают силу новой Германии. Тогда они будут молить о пощаде. Слишком поздно. Новая Германия требует искупления »

Во время съездов НСДАП проводился День Гитлерюгенда. Во время этого дня проходили партийные митинги на Франкенштадионе, который расположен на территории съездов НСДАП.

Марш Гитлерюгенда
Vorwärts! Vorwärts!
Schmettern die hellen Fanfaren,
Vorwärts! Vorwärts!
Jugend kennt keine Gefahren.
Deutschland, du wirst leuchtend stehn
Mögen wir auch untergehn.
Vorwärts! Vorwärts!
Schmettern die hellen Fanfaren,
Vorwärts! Vorwärts!
Jugend kennt keine Gefahren.
Ist das Ziel auch noch so hoch,
Jugend zwingt es doch.
Refrain: 
Uns're Fahne flattert uns voran.
In die Zukunft ziehen wir Mann für Mann
Wir marschieren für Hitler
Durch Nacht und durch Not
Mit der Fahne der Jugend
Für Freiheit und Brot.
Uns're Fahne flattert uns voran,
Uns're Fahne ist die neue Zeit.
Und die Fahne führt uns in die Ewigkeit!
Ja die Fahne ist mehr als der Tod! 

Jugend! Jugend!
Wir sind der Zukunft Soldaten.
Jugend! Jugend!
Träger der kommenden Taten.
Ja, durch unsre Fäuste fällt
Wer sich uns entgegenstellt
Jugend! Jugend!
Wir sind der Zukunft Soldaten.
Jugend! Jugend!
Träger der kommenden Taten.
Führer, wir gehören dir,
Wir Kameraden, dir!
Refrain: 
Автор: Б. фон Ширах

1 декабря 1936 года, по принятии «Закона о гитлерюгенде» (Gesetz über die Hitler-Jugend), а затем в 25 марта 1939 года — по принятии «Молодёжного служебного долга» (Jugenddienstpflicht) прежде формально добровольное участие в движении стало обязательным. С вступлением в должность руководителя организации Бальдура фон Шираха гитлерюгенд стала частью НСДАП.

В декабре 1937 года Бальдур фон Ширах совершил поездку в Иран с целью поддержки создания иранской бойскаутской организации. Визит широко освещался иранской прессой. В ходе поездки была проведена официальная встреча с шахом Реза Пехлеви. С 1939 г. созданные по германскому образцу бойскаутские отряды стали обязательными организациями в школах, а верховным их руководителем был назначен наследный принц Мохаммед Реза Пехлеви.

После Бальдура фон Шираха этот пост занял А. Аксман. Организация была распущена после поражения Третьего рейха.

Структура и принципы функционирования организации

Плакат, пропагандирующий вступление в гитлерюгенд (Снизу надпись «Все десятилетние — в Гитлерюгенд», сверху — «Молодёжь служит фюреру»)

Учебная стрельба членов «Гитлерюгенд».

Организованная по военному образцу и по принципу «Молодёжь руководит молодёжью», организация охватывала немецкую молодёжь в возрасте от 10 до 18 лет и делилась по возрастным категориям. Младшая группа: мальчики от 10 до 14 лет — «Дойчес юнгфольк» («Немецкая молодёжь»); с 14 до 18 лет — собственно гитлерюгенд. Женская организация в составе гитлерюгенд: девочки в возрасте от 10 до 14 лет — «Юнгмедельбунд» («Союз девочек»); от 14 до 18 лет — «Бунд дойчер медель» («Союз немецких девушек»).

Гитлерюгенд возглавлялся рейхсюгендфюрером (reichsjugendführer) (или рейхсфюрером (reichsführer)), назначавшегося председателем НСДАП.

Территории

До 1932 года - края (gau), во главе с гауфюрерами (gauführer), территориально соответствовали провинциям, землям, группам из провинции и мелких земель, по партийной линии - гау НСДАП.

Возглавлялись гебитсфюрерами (gebietsführer). Каждая из территорий состояла из 20 баннов.

Банны

До 1929 года - из округов (bezirk) во главе с бецирксфюрерами (bezirksführer), территориально соответствовали городским районам или внерайонным городам с прилегающими к ним территориями.

Возглавлялись баннфюрерами (bannführer). Каждый из баннов состоял из 4-6 штаммов.

Штаммы

До 1938 года - унтербанны (unterbann), до 1929 года - аналогичное звено отсутствовало. Территориально соответствовали городским районам, внерайонным городам, районам или мелким землям, по партийной линии - районам НСДАП.

Возглавлялись штаммфюрерами (stammführer). Каждый из штаммов состоял из 3-5 дружин.

Дружины

Территориально соответствовали амтам, раннее - районам.

Возглавлялись гефогльшатсфюрерами (gefoglschaftsführer). Каждая из дружин состояла из 4 шаров.

Шары

Территориально соответствовали городам, общинам и округам, по партийной линии - местным группам НСДАП, раннее территориально соответствовали амтам.

Вогзглавлялись шарфюрерами (scharführer). Каждый из шаров состоял из 4 товариществ (kameradschaft).

Товарищества

Территориально соответствовали сёлам, улицам, группам многоквартирных жилых домов, по партийным линиям - блокам НСДАП, раннее территориально - городам и общинам, по партийной линии - местным группам НСДАП.

Возглавлялись камерадшафтсфюрерами (kameradschaftsführer). Каждый из товариществ состоял из 10 членов.

Деятельность

Руководство гитлерюгенда старалось любыми способами привлечь молодёжь. Организовывались торжественные шествия, пропагандистские марши и парады, военные игры, спортивные соревнования, туристические походы, молодёжные слёты, международные встречи с членами молодёжных фашистских объединений Италии и других стран. Совместная жизнь делала гитлерюгенд очень привлекательной для молодёжи. Проводились регулярные паломничества в Браунау-на-Инне, на родину Гитлера. Любой юноша мог найти в деятельности гитлерюгенда что-нибудь интересное для себя: занятия искусством или народными промыслами, авиамоделирование, журналистика, музыка, спорт и т. д. Кроме военизированных действ, по воскресеньям организовывались вечера, на которых собирались небольшие группки гитлерюгенда, чтобы выработать планы дальнейших действий, послушать пропагандистские радиопередачи. С другой стороны, юноша, не бывший членом гитлерюгенд, как бы отделялся от своих товарищей, которые таковыми были.

Участие в гитлерюгенд начиналось с 10 лет. Ежегодно 15 марта каждый достигший десятилетнего возраста мальчик обязан был зарегистрироваться в Имперской молодёжной штаб-квартире. После тщательного изучения сведений о ребёнке и его семье, где особое внимание уделялось его «расовой чистоте», он считался «свободным от позора». Чтобы быть принятым, необходимо было пройти так называемые «Испытания мальчиков» и врачебное обследование. Затем следовала торжественная церемония приема в младшую возрастную группу — юнгфольк. Церемония проводилась в день рождения фюрера (20 апреля), в присутствии высокого партийного руководства. Переход в следующую возрастную группу происходил также торжественно и помпезно.

В гитлерюгенде важнейшее внимание уделялось таким темам, как расовая теория, политика народонаселения, немецкая история и политическое страноведение. На первом плане стояли «Господствующая раса» и политика по отношению к евреям, по истории — биография Гитлера, история НСДАП, политическое страноведение, причем, наибольшее внимание уделялось странам фашизма. Но намного важнее, чем умственное воспитание, было воспитание физическое. В основу спортивного развития ставились соревнования. С 1935 года ежегодно стали проводиться спортивные состязания рейха. Проводились соревнования по лёгкой атлетике, рукопашному бою и командному спорту. С 1937 года была введена стрельба из огнестрельного оружия.

С началом Второй мировой войны члены гитлерюгенда занимались сбором одеял и одежды для солдат, отправкой посылок на фронт.

Каждый час членов гитлерюгенда был занят до предела, и у молодёжи едва оставалось время для своих семей. Большинство родителей не возражало против подобного распорядка.

Гитлер о гитлерюгенде

Гитлер, выступая с речью в Рейхенберге (присоединённый к Германии город чешских Судет, ныне Либерец) в начале 1938 г., следующим образом высказывался по поводу судьбы немецкой молодёжи:

Эта молодёжь — она не учится ничему другому, кроме как думать по-немецки, поступать по-немецки. И когда эти мальчики и девочки в десять лет приходят в наши организации и зачастую только там впервые получают и ощущают свежий воздух, через четыре года они попадают из Юнгфолька в гитлерюгенд, где мы их оставляем еще на четыре года, а затем мы отдаем их не в руки старых родителей и школьных воспитателей, но сразу же принимаем в партию или Рабочий фронт, в СА или СС, в НСКК и т. д. А если они там пробудут полтора или два года и не станут совершенными национал-социалистами, тогда их призовут в «Трудовую повинность» и будут шлифовать в течение шести-семи месяцев с помощью кое-какого символа — немецкой лопаты. А тем, что останется через шесть или семь месяцев от классового сознания или сословного высокомерия, в последующие два года займётся вермахт. А когда они вернутся через два, или три, или четыре года, мы их тотчас же возьмём в СА, СС и т. д., чтобы они ни в коем случае не взялись за старое. И они больше никогда не будут свободными — всю свою жизнь…

Manfred Seifert: Kulturarbeit im Reichsarbeitsdienst. S. 173.

Школа в нацистской Германии

Дошкольники воспитывались в детских садах, и уже там их начинали воспитывать в национал-социалистическом духе. Школа делилась на три части. Сначала все дети четыре года посещали народную школу. Далее можно было выбирать: либо учиться еще четыре года в народной школе, либо шесть лет в средней школе, либо восемь в полной средней школе. Через некоторое время была введена еще старшая ступень народной школы, в которой могли учиться особенно одаренные ученики народной школы. Кроме того, были созданы элитные школы, национал-политические учебно-воспитательные заведения и средняя школа НСД. Эти школы можно было посещать уже на третьем-четвертом году обучения, но они были платными и, кроме того, для учебы в них требовалось членство в гитлерюгенде. Уже на первом в своей жизни уроке дети получали буквари, которые готовили их к вступлению в Юнгфольк и давали представление о расовой теории. Примером расового воспитания служит, например, такой эпизод: На уроке математики учитель спрашивает: «Сколько будет 2+3»? Ему отвечают: «Шесть» Тогда учитель говорит в ответ: «Это неверно, так считают только евреи, у немцев 2+3=5».

В массовой культуре

  • В 1933 году режиссёр Ганс Штайнхофф снял фильм «Квекс из гитлерюгенда». Непримиримый конфликт отца-коммуниста и сына, мечтающего о вступлении в гитлерюгенд.
  • В 1993 году вышел фильм «Swing kids» («Юные любители свинга»). Студенты Петер, Томас и Арвид без ума от музыки в стиле свинг. И это большая проблема, ведь герои живут в Гамбурге 1939 года, свинг запрещён Гитлером как американская идеологическая зараза, так что их увлечение может принести им крупные неприятности: их могут исключить из гитлерюгенда и из института. Увы, ребята слишком молоды, чтобы оценить весь риск своей игры в бунтарей: днём — члены гитлерюгенда, вечером они самозабвенно танцуют свинг и с презрением говорят о фюрере. Игре наступает конец, когда гестапо хватает отца Петера за сочувствие к евреям, а сами герои попадают в поле зрения офицера СС. Для любителей джаза пришла пора испытаний — как и для всего мира, в связи с началом Второй мировой войны.

Любопытные факты

  • Мелодия припева марша гитлерюгенда звучит в советской пионерской песне «Песенка о зарядке»:
Гимн Гитлерюгенда Песенка о зарядке
Uns’re Fahne flattert uns voran.

In die Zukunft ziehen wir Mann für Mann
Wir marschieren für Hitler
Durch Nacht und durch Not
Mit der Fahne der Jugend
Für Freiheit und Brot.

Ни мороз мне не страшен, ни жара
Удивляются даже доктора,
Почему я не болею,
Почему я здоровее
Всех ребят из нашего двора.

Леонид Каневский

Леонид Каневский родился 2 мая 1939 года в Киеве. Его родители к искусству отношения не имели. Правда, мама в юности училась в Киевской консерватории, но в семнадцать лет вышла замуж, и с консерваторией пришлось распрощаться. Отец же по профессии был технологом-фруктовщиком. Он очень любил свою профессию и хотел, чтобы и сын пошел по его стопам.
Юный Леонид, однако, мечтал совсем о другом. С одиннадцати лет он хотел стать артистом. Окончив школу, семнадцатилетний паренек отправился покорять Москву.
Поступить в театральное оказалось совсем не просто. В Школу-студию МХАТ Леонида не приняли. Великий Масальский, сложив пальцы трубочкой и приставив ее (трубочку) к глазу, сказал: «Не наша фактура!». То же самое его ждало и Щепкинском училище. Вновь юноша услышал, что не подходит по фактуре.
Удача Каневскому улыбнулась в Театральном училище им. Б.В. Щукина. Он был зачислен на курс Веры Константиновны Львовой. Здесь же ему довелось учиться у замечательных педагогов Цецилии Львовны Мансуровой и Владимира Георгиевича Шлезингера. Педагогом по художественному слову был знаменитый чтец Яков Михайлович Смоленский. Вместе с Леонидом Каневским учились: Василий Ливанов, Андрей Миронов, Зиновий Високовский и Ольга Яковлева.
По окончании в 1960 году Щукинского училища Леонид Каневский был принят в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола. В 1967 году он перешел в Театр на Малой Бронной.
Дебютировал Леонид Каневский в кино в 1965 году, снявшись в сказке «Город мастеров». А спустя три года на экраны вышла искрометная комедия «Бриллиантовая рука». Каневскому досталась совсем небольшая, почти эпизодическая роль контрабандиста. Начинающий актер сам придумал текст, придумал, как все это обыграть, и роль получилась удивительно смешной, запоминающейся. Это был его первый большой успех.
Всесоюзную славу актеру принесла роль майора Томина в знаменитом телесериале «Следствие ведут Знатоки». Первые четыре фильма вышли в 1971 году и сразу обеспечили главным героям невероятную зрительскую любовь. В какой то степени этот успех был прогнозируемым. Детективный, лихо закрученный сюжет, обаятельные и такие непохожие Знаменский (Георгий Мартынюк), Томин (Леонид Каневский) и Кибрит (Эльза Леждей) – это и стало залогом популярности. Но вот то, что сериал затянется на многие-многие годы, вряд ли кто ожидал. На протяжении двух десятилетий зрители с неослабевающим интересом следили за очередными расследованиями Знатоков.
Не меньшей любовью Знатоки пользовались и у правоохранительных органов. Знаменитые концерты, посвященные Дню Милиции, практически никогда не обходились без их выступлений. Вспоминает Леонид Каневский: «И вообще, в Союзе не было такого горотдела милиции, который бы не приглашал нас выступить. Нас передавали, как эстафетную палочку. Знали, например, что я люблю париться, а Герка обожает пельмени. Встречавшие нас милицейские руководители еще у трапа самолета говорили: «Семеныч, банька топится. Яковлевич, пельмени варятся». Замечательно встречали! Конечно, это давало заработок, но и интересно было безумно. Каждый месяц - минимум по две поездки. <…> Мы были чем-то вроде жилетки, в которую можно все свои беды и проблемы выплакать. Такая себе живая исповедальня. И для кого? Для тогдашнего руководства!»
О популярности Знатоков говорит такой факт. Однажды в Комсомольске-на-Амуре милицией был задержан вор в законе, живший в одной гостинице с артистами. Узнав, о том какие соседи проживали рядом с ним, он был невероятно огорчен, что не успел ограбить их. На удивленный вопрос начальника милиции, мол, что у них, артистов, и брать то нечего, тот ответил: «Не понимаешь ты, начальник. Не в этом суть. Представляешь, какой бы звон по зоне пошел, что я ЗнаТоКов обнес!»
При такой популярности и длительности сериала, Каневский не стал актером одной роли. Актер много и интересно снимался. При этом играл он преимущественно характерные роли. Удивительно, но его майор Томин да еще эпизод в картине «Весна на Одере» стали единственными положительными ролями в кино. Каневский с присущей ему легкостью и изяществом играл всевозможных жуликов, воров, гангстеров, хулиганов, или просто отрицательных типов.
Все прекрасно помнят, например, его господина Бонасье в приключенческом фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» (1979). Как и в «Бриллиантовой руке», вновь небольшая, эпизодическая роль, и вновь успех, который стал для актера, по его собственному признанию, «полнейшей неожиданностью, хотя и очень приятной». Замечательным оказался его дуэт с Леонидом Ярмольником в детском фильме «Пеппи-Длинный чулок» (1984), где они изобразили двух жуликов-воров – Карла и Блона.
Начало 90-х. С развалом Советского Союза, стали приходить в упадок театры и кино. Многие актеры оставались без работы. Леонид Каневский вспоминает: «В то время вообще театры пустовали. Дикое было ощущение, совершенно непривычное. Понимаешь, невостребованным оказался не я, а дело, которому я служил и служу. В то тяжелое время людям было не до спектаклей. Как раз тогда Женя Арье носился с идеей создания русскоязычного театра в Израиле, собирал труппу, пригласил и меня. Я его хорошо знал, поверил и решил в свои пятьдесят круто изменить свою жизнь».
Так в 1991 году Леонид Каневкий оказался в Израиле, в Тель-Авиве, став вместе с Евгением Арье одним из основателей Театра «Гешер» («Мост»). «На первых порах было чудовищно тяжело... Трудностей хватало. Например, однажды мы четыре месяца не получали зарплату. Старая закалка помогла все это перенести. А затем театр начал развиваться, набирать обороты. Талант Жени Арье, его огромная энергия принесли свои плоды» - рассказывает Леонид Каневский.
Очень скоро театр приобрел в Израиле большую популярность, а для актеров, в том числе и для Каневского, стал настоящим домом. Здесь им было сыграно множество разнообразных ролей. Любимыми спектаклями Леонида Семеновича являются «Дело Дрейфуса», «Три сестры», «Деревушка», «Раб», «Шоша».
Там же в Израиле Каневский проявил себя в новом качестве – ведущего телепрограммы. Когда открылся русскоязычный телеканал, он был приглашен вести передачу «Хочу все съесть». Каневский согласился вести эту программу при одном условии - если она не будет копией программы Андрея Макаревича «Смак». В результате появилась новая интересная передача, которую смотрит в буквальном смысле вся страна.
А что же кино? Леонид Каневский продолжал немало сниматься. Только теперь талантом актера уже наслаждались израильские зрители. Он сыграл в довольно известных израильских фильмах: «Опоздавшая свадьба», «Электрический человек», «Еврейская месть» (роль - пятидесятилетний репатриант Натан) и других.
Со своей будущее женой Анной Леонид Каневский познакомился в 1967 году. Анна - дочь известного актера Ефима Березина – знаменитого Штепселя из киевского дуэта «Тарапунька и Штепсель», который многие годы блистал на эстрадных подмостках Советского Союза. Программы для этого дуэта писал Александр Каневский - старший брат Леонида. Он то и познакомил их. А поженились Леонид и Анна лишь спустя восемь лет.
Анна по профессии - филолог, переводчик с английского и польского языков. В 1977 году у них родилась дочь Наташа. Она окончила театральный факультет Тель-Авивского университета. По специальности Наталья - театральный дизайнер, работает на израильском телевидении.
С января 2006 года по настоящее время Леонид Семёнович Каневский — ведущий документального сериала «Следствие вели…» на «НТВ». Параллельно актёр продолжает играть в театре «Гешер». в 2009 году снялся в сериале «Семин».
Каневский сыграл роли в более чем семидесяти фильмах и много ролей в театральных спектаклях. Награждён орденом Дружбы (20 апреля 2010).
Женат на дочери знаменитого «Штепселя» (Ефима Березина) Анне Березиной. Родной брат — писатель-сатирик Александр Каневский.

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube