Следствие вели... с Леонидом Каневским. Новгородская пленница

Следствие вели... с Леонидом Каневским. Новгородская пленница

Все серии

«Кавказская пленница» - один из любимейших фильмов многих поколений. Мало кто знает: всего через год после выхода картины на экраны в Новгороде произошла история, поразительно напоминающая сюжет знаменитой киноленты. Двое студентов ушли в поход. Через два дня девушка загадочно исчезла. Подозрение пало на ее жениха. Но вскоре выяснилось: красавицу, спортсменку, комсомолку преследовал подозрительный молодой человек. Что же случилось с пропавшей девушкой?


Леонид Каневский: «Раньше преступники были наивными»


«Если бы вы знали, какой это титанический труд - найти в Москве «советскую» столовую с общепитовскими тарелками или квартиру в стиле а-ля 70-е годы!»”- сетуют создатели проекта «Следствие вели...». И конечно же, эта телепередача не получила бы такой популярности, если бы в ней не участвовал Леонид Каневский.

– Для меня важно, что я жил в это время. Я согласился вести эту передачу потому, что понял, что у меня будет возможность проанализировать то время. Кого-то я могу поднять во мнении людей и в их памяти, кого-то, наоборот, сильно опустить. Потому что были ублюдки и были замечательные люди, которых просто перекрутило и погубило время.

– Но вас-то, наверное, приглашали на образ майора Томина?

– Ни в коем случае. Хотя для зрителей, конечно же, я ассоциируюсь с майором Томиным. Но это программа с Леонидом Каневским. И люди слышат мою интонацию.

– Вы все-таки на какой стороне баррикад?

– Мне приходится часто повторять, что это не криминальная программа. И я не украшаю милиционеров и не уничтожаю преступников. В некоторых историях милиционеры проявляли себя ужасающе, и я этого не скрывал. А в других ситуациях я ими гордился и по-человечески, и профессионально.– А вы знали лично кого-нибудь из тех, о ком рассказываете?

– Допустим, воров в законе я не знал. Но близко был знаком с некоторыми следователями из МУРа, с Петровки. Например, с Мишей Дейнеко, который был одним из первых наших консультантов и товарищей. Я был знаком с директором Елисеевского магазина Соколовым и говорил о нем в программе с большим уважением. Это был в высшей степени профессионал и очень мощная личность, которую скрутила эпоха. Его просто подставили и расстреляли.

– Вы у него отоваривались?

– Да. Я у него брал иногда дефицит с черного хода. Тогда это было нормой. А покупал я сигареты.

– Ну а вы всегда законопослушный человек?

– Да. Единственное, я иногда нарушаю Правила дорожного движения. Но лишь тогда, когда это не создает аварийной ситуации.

– Какие истории вызвали самый большой интерес у публики?

– Очень высокий рейтинг был у серии про убийство Игоря Талькова. Фильм про «сухой закон» эпохи Горбачева зритель тоже с интересом посмотрел. В нем мы рассказали о малоизвестном факте: нападении на автоколонну, которая везла водку в одну из областей. Мы подсчитали: стоила эта автоколонна по тем временам просто бешеных денег!..

– Вы рассказываете не столько о преступлении, сколько о жизни. Но вас-то не напрягает, что вокруг столько криминальных программ, от которых просто противно становится?

– Напрягает.

– А если вас вызовет начальство и скажет: «Леонид Семенович, мы готовы оставить вашу программу в эфире с условием, что в ней прежде всего будет «чернуха», откровенный показ трупов и все такое прочее…»

– Я скажу: «Большое спасибо и до свидания».

– Майор Томин по-прежнему в авторитете у зрителей?

– Да, и мне это очень приятно – я тоже отношусь к Томину с большой симпатией. Если люди помнят о сериале «Следствие ведут знатоки», если встречают и провожают с улыбкой – значит, мы делали что-то настоящее. Быть больше 20 лет на экране непросто – надо, чтобы люди тебе доверяли.

– Что толку ворошить теперь прошлое?

– Нужно рассказывать о людях, которые жили тогда, чтобы нынешнее молодое поколение лучше поняло то время и стало больше ценить настоящее.

– Как сегодня отличается ваше восприятие событий от оценок, которые вы давали им тогда?

– А я тогда ничего не оценивал – мы обо всем узнавали постфактум и не задумывались о причинах. Только сейчас я могу проанализировать, что и почему происходило.

– И к каким выводам приходите?

– Раньше преступники отличались наивностью. Вообще, взаимоотношения между людьми были более лирическими, меньше было коммерциализованного взгляда на жизнь, не говоря о смешных суммах, которые фигурировали в делах. Сейчас преступники изощренней – у них больше информации. Все стало гипертрофированным. За 15 лет страна превратилась в другое государство. Вспомните 90-й год: пустые полки, злобные глаза голодных людей и полупустые театры. Сейчас тоже есть нищие, но люди поняли, что можно жить хорошо.

– У нас масса сериалов, где героями выступают следователи. Какие кажутся вам наиболее правдивыми?

– Мне были очень симпатичны артисты из первых питерских «Ментов»: Хабенский, Трухин, Нилов... Но потом их, к сожалению, загнали в такой тираж, что это стало менее интересно...

– И все-таки, как вам «преемники»?

– Они не преемники. Это же другой жанр: экшн, приключение. В этих сериалах главное – действие. А мы держали зрителя человеческими взаимоотношениями. Для наших героев было важно понять того, кто сидит по ту сторону стола.

– Каменская и Каневский. Не находите, что созвучно?

– (Смеется.) Не задумывался... Думаю, это случайность.

– А что с майором Томиным? Этот проект уже возобновлялся несколько лет назад. Есть надежда, что работа «знатоков» продолжится?

– Все закончилось. Продолжение вряд ли будет. Уже было 10 лет спустя, и хватит.

– Продолжаете ли вы общаться с вашими коллегами по съемкам?

– Да, конечно. Когда бываю в Москве, мы общаемся. А что касается известности, то не скрою от вас, уже по приезде из Израиля в Россию выручал нескольких человек. Так что с милицией у меня связи остались нормальные. Майора Томина помнят и уважают.

– Все-таки жаль, что сериал закончился. У «мушкетеров» ведь было и 20 лет спустя. Почему этого не может быть у «знатоков»?

– Так это у Дюма было…

– Как вам, популярному актеру, любимцу женщин, удалось не поддаться искушениям и прожить всю жизнь с одной женой?

– Даже если искушения и были, то жена все равно выигрывала на фоне остальных. Она у меня молодая и красивая. А еще очень умная и понимающая. Жена актера – это особая профессия.

– А вы жене каким больше нравились: с усами или без?

– Когда женился, усов еще не было. И в сериале «Следствие ведут знатоки» я тоже начал сниматься без них. А потом во время съемок (не помню уже какой картины) пришлось усы отпустить.

Леонид Каневский

Леонид Каневский родился 2 мая 1939 года в Киеве. Его родители к искусству отношения не имели. Правда, мама в юности училась в Киевской консерватории, но в семнадцать лет вышла замуж, и с консерваторией пришлось распрощаться. Отец же по профессии был технологом-фруктовщиком. Он очень любил свою профессию и хотел, чтобы и сын пошел по его стопам.
Юный Леонид, однако, мечтал совсем о другом. С одиннадцати лет он хотел стать артистом. Окончив школу, семнадцатилетний паренек отправился покорять Москву.
Поступить в театральное оказалось совсем не просто. В Школу-студию МХАТ Леонида не приняли. Великий Масальский, сложив пальцы трубочкой и приставив ее (трубочку) к глазу, сказал: «Не наша фактура!». То же самое его ждало и Щепкинском училище. Вновь юноша услышал, что не подходит по фактуре.
Удача Каневскому улыбнулась в Театральном училище им. Б.В. Щукина. Он был зачислен на курс Веры Константиновны Львовой. Здесь же ему довелось учиться у замечательных педагогов Цецилии Львовны Мансуровой и Владимира Георгиевича Шлезингера. Педагогом по художественному слову был знаменитый чтец Яков Михайлович Смоленский. Вместе с Леонидом Каневским учились: Василий Ливанов, Андрей Миронов, Зиновий Високовский и Ольга Яковлева.
По окончании в 1960 году Щукинского училища Леонид Каневский был принят в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола. В 1967 году он перешел в Театр на Малой Бронной.
Дебютировал Леонид Каневский в кино в 1965 году, снявшись в сказке «Город мастеров». А спустя три года на экраны вышла искрометная комедия «Бриллиантовая рука». Каневскому досталась совсем небольшая, почти эпизодическая роль контрабандиста. Начинающий актер сам придумал текст, придумал, как все это обыграть, и роль получилась удивительно смешной, запоминающейся. Это был его первый большой успех.
Всесоюзную славу актеру принесла роль майора Томина в знаменитом телесериале «Следствие ведут Знатоки». Первые четыре фильма вышли в 1971 году и сразу обеспечили главным героям невероятную зрительскую любовь. В какой то степени этот успех был прогнозируемым. Детективный, лихо закрученный сюжет, обаятельные и такие непохожие Знаменский (Георгий Мартынюк), Томин (Леонид Каневский) и Кибрит (Эльза Леждей) – это и стало залогом популярности. Но вот то, что сериал затянется на многие-многие годы, вряд ли кто ожидал. На протяжении двух десятилетий зрители с неослабевающим интересом следили за очередными расследованиями Знатоков.
Не меньшей любовью Знатоки пользовались и у правоохранительных органов. Знаменитые концерты, посвященные Дню Милиции, практически никогда не обходились без их выступлений. Вспоминает Леонид Каневский: «И вообще, в Союзе не было такого горотдела милиции, который бы не приглашал нас выступить. Нас передавали, как эстафетную палочку. Знали, например, что я люблю париться, а Герка обожает пельмени. Встречавшие нас милицейские руководители еще у трапа самолета говорили: «Семеныч, банька топится. Яковлевич, пельмени варятся». Замечательно встречали! Конечно, это давало заработок, но и интересно было безумно. Каждый месяц - минимум по две поездки. <…> Мы были чем-то вроде жилетки, в которую можно все свои беды и проблемы выплакать. Такая себе живая исповедальня. И для кого? Для тогдашнего руководства!»
О популярности Знатоков говорит такой факт. Однажды в Комсомольске-на-Амуре милицией был задержан вор в законе, живший в одной гостинице с артистами. Узнав, о том какие соседи проживали рядом с ним, он был невероятно огорчен, что не успел ограбить их. На удивленный вопрос начальника милиции, мол, что у них, артистов, и брать то нечего, тот ответил: «Не понимаешь ты, начальник. Не в этом суть. Представляешь, какой бы звон по зоне пошел, что я ЗнаТоКов обнес!»
При такой популярности и длительности сериала, Каневский не стал актером одной роли. Актер много и интересно снимался. При этом играл он преимущественно характерные роли. Удивительно, но его майор Томин да еще эпизод в картине «Весна на Одере» стали единственными положительными ролями в кино. Каневский с присущей ему легкостью и изяществом играл всевозможных жуликов, воров, гангстеров, хулиганов, или просто отрицательных типов.
Все прекрасно помнят, например, его господина Бонасье в приключенческом фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» (1979). Как и в «Бриллиантовой руке», вновь небольшая, эпизодическая роль, и вновь успех, который стал для актера, по его собственному признанию, «полнейшей неожиданностью, хотя и очень приятной». Замечательным оказался его дуэт с Леонидом Ярмольником в детском фильме «Пеппи-Длинный чулок» (1984), где они изобразили двух жуликов-воров – Карла и Блона.
Начало 90-х. С развалом Советского Союза, стали приходить в упадок театры и кино. Многие актеры оставались без работы. Леонид Каневский вспоминает: «В то время вообще театры пустовали. Дикое было ощущение, совершенно непривычное. Понимаешь, невостребованным оказался не я, а дело, которому я служил и служу. В то тяжелое время людям было не до спектаклей. Как раз тогда Женя Арье носился с идеей создания русскоязычного театра в Израиле, собирал труппу, пригласил и меня. Я его хорошо знал, поверил и решил в свои пятьдесят круто изменить свою жизнь».
Так в 1991 году Леонид Каневкий оказался в Израиле, в Тель-Авиве, став вместе с Евгением Арье одним из основателей Театра «Гешер» («Мост»). «На первых порах было чудовищно тяжело... Трудностей хватало. Например, однажды мы четыре месяца не получали зарплату. Старая закалка помогла все это перенести. А затем театр начал развиваться, набирать обороты. Талант Жени Арье, его огромная энергия принесли свои плоды» - рассказывает Леонид Каневский.
Очень скоро театр приобрел в Израиле большую популярность, а для актеров, в том числе и для Каневского, стал настоящим домом. Здесь им было сыграно множество разнообразных ролей. Любимыми спектаклями Леонида Семеновича являются «Дело Дрейфуса», «Три сестры», «Деревушка», «Раб», «Шоша».
Там же в Израиле Каневский проявил себя в новом качестве – ведущего телепрограммы. Когда открылся русскоязычный телеканал, он был приглашен вести передачу «Хочу все съесть». Каневский согласился вести эту программу при одном условии - если она не будет копией программы Андрея Макаревича «Смак». В результате появилась новая интересная передача, которую смотрит в буквальном смысле вся страна.
А что же кино? Леонид Каневский продолжал немало сниматься. Только теперь талантом актера уже наслаждались израильские зрители. Он сыграл в довольно известных израильских фильмах: «Опоздавшая свадьба», «Электрический человек», «Еврейская месть» (роль - пятидесятилетний репатриант Натан) и других.
Со своей будущее женой Анной Леонид Каневский познакомился в 1967 году. Анна - дочь известного актера Ефима Березина – знаменитого Штепселя из киевского дуэта «Тарапунька и Штепсель», который многие годы блистал на эстрадных подмостках Советского Союза. Программы для этого дуэта писал Александр Каневский - старший брат Леонида. Он то и познакомил их. А поженились Леонид и Анна лишь спустя восемь лет.
Анна по профессии - филолог, переводчик с английского и польского языков. В 1977 году у них родилась дочь Наташа. Она окончила театральный факультет Тель-Авивского университета. По специальности Наталья - театральный дизайнер, работает на израильском телевидении.
С января 2006 года по настоящее время Леонид Семёнович Каневский — ведущий документального сериала «Следствие вели…» на «НТВ». Параллельно актёр продолжает играть в театре «Гешер». в 2009 году снялся в сериале «Семин».
Каневский сыграл роли в более чем семидесяти фильмах и много ролей в театральных спектаклях. Награждён орденом Дружбы (20 апреля 2010).
Женат на дочери знаменитого «Штепселя» (Ефима Березина) Анне Березиной. Родной брат — писатель-сатирик Александр Каневский.

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube