Следствие вели... с Леонидом Каневским. Последняя любовь

Следствие вели... с Леонидом Каневским. Последняя любовь

Все серии

1991-й год. В Царском Селе одна за другой гибнут учительницы. В жестоких убийствах подозревают загадочного обольстителя. Как он выбирал своих жертв и за что с ними расправлялся?

"Любера"

В 1987 году в стране резко подскочила кривая молодежной преступности. Еще в конце 1986 года центральная пресса заговорила о люберах — накачанных ребятах из подмосковных Люберец, которые ездили в Москву "наводить порядок". "Наведение порядка" заключалось в том, что любера нещадно били металлистов, панков, хиппи, да и обычной московской молодежи от них тоже изрядно доставалось.

История люберов началась в июне 1986 года, когда газета "Советская Россия" рассказала на своих страницах о неких молодых людях, которые вечером 9 мая хулиганили на Красной площади. Они шли стройной колонной и хором скандировали: "Люберцы! Люберцы!" и на глазах у опешившей публики избивали попадавшихся им на пути подростков-москвичей. После этой публикации Люберецкое УВД и горком комсомола занялись этой проблемой всерьез и провели рейды по подвалам не только Люберец, но и всего района. Некоторые спортивные залы, где «качались» ребята, закрыли. В июле 1986 года, в ходе подготовки к Играм доброй воли, работники уголовного розыска Москвы и Московской области, работники органов внутренних дел на транспорте составили даже специальный план совместных мероприятий по предупреждению групповых преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних и молодежи — жителей Люберецкого района. Ни один другой район Московской области такой «чести» удостоен больше не был.

Казалось, что с проблемой удалось справиться и любера навсегда остепенятся. Однако это оказалось не так, и с осени 1986 года о люберах заговорили буквально все центральные газеты, включая "Комсомольскую правду", "Ленинское знамя", "Литературную газету". В январе 1987 года огромную статью на эту тему опубликовал в «Огоньке» тогда еще журналист Владимир Яковлев. Статья эта называлась: "Контора «люберов». В ней сообщалось: «Контора» — организованные группы подростков, знакомых между собой, придерживающихся общих взглядов, — и только? Возможно, и так. Но так ли? Есть странное, будто продуманное единообразие в действиях люберов, и молодых, и старших. То, что в самих Люберцах происшествий типа московских не бывает, и то, что привлекают внимание люберов лишь те группы подростков, представители которых не могут по тем или иным причинам обратиться за помощью к органам милиции. Все это неизбежно наталкивает на мысль: их действия не случайны; не управляет ли ими умелая и опытная рука?"

Если читатель помнит, подобная проблема с молодежной преступностью была зафиксирована в середине 70-х в Казани (казанский феномен). А там, как выяснилось позднее, за спиной подростков стояли именно взрослые люди с уголовным прошлым за плечами. И вот прошло десять лет, и такая же ситуация сложилась в Московском регионе, а также в Йошкар-Оле, где тоже с 1986 года стали возникать молодежные группировки криминального толка. Правда, Казань и тогда все равно ходила в лидерах: против 60 ее молодежных группировок Дзержинск мог выставить лишь 30, а Йошкар-Ола — 11. К этому списку чья-то умелая рука подтягивала и Московскую область. Настоящий всплеск ажиотажа вокруг люберов произошел ранней весной 1987 года. Лучше всего об этом говорят милицейские сводки тех дней: "21 февраля 1987 года отмечалось скопление групп молодежи в различных частях города: у станций метро "Площадь Ногина" (30 — 40 человек), "Преображенская площадь" (15 — 20 человек), «Нагорная» (120 человек), на Б. Полянке, у д. 1 (3 — 15 человек), на ул. Арбат (80 человек), на ул. Елецкой у д. 22 (100 человек), у кафе "Каменный цветок" по ул. Народного Ополчения, д. 22 (250 человек). Принятыми мерами группы удалось рассредоточить.

22 февраля 1987 года около 18.00 также наблюдались скопления молодежи общим количеством свыше 100 человек, которые прибывали в ЦПКиО им. Горького с целью "выяснения отношений". Часть из них были приезжими из Люберец. В дальнейшем указанные группы молодежи следовали по Крымскому мосту к Калининскому проспекту, ул. Арбат, Чайковского и др. в направлении Центра, часть из них появлялась на Зубовском бульваре и ул. Горького. Подростками было повреждено остекление трех павильонов на автобусных остановках. В отделение милиции было доставлено 195 подростков, в том числе 28 жителей Люберец. У доставленных было обнаружено 6 металлических цепей, перочинные ножи, ремни с солдатскими пряжками-бляхами, молотки, резиновые шланги, деревянные палки, муляж человеческого черепа с надписью на затылочной части "убей любера", на лобной — "любер".

В этот день отмечалось скопление молодежи также в Москворецком, Краснопресненском, Свердловском районах и метрополитене. Всего за противоправные действия в органы милиции доставлено 304 человека, из них 253 несовершеннолетних. Среди задержанных: учащихся ПТУ — 129, школ — 47, вузов — 6, средних специальных учебных заведений — 31, неработающих — 5.

23 февраля 1987 года около 22 час. 30 мин. во время драки группами молодежи (всего 60 человек) разбита витрина магазина "Украинская книга" на Арбате. Из 8 задержанных 4 человека — жители Люберец…"

Напряженность февраля перекинулась и на март. 1 марта 1987 года на Садовом кольце собралось около тысячи московских подростков, которые намеревались идти бить люберов. Но после неудачных поисков люберов в кафе "Времена года" в ЦПКиО имени Горького подростки успокоились. Через несколько дней похожая ситуация сложилась возле Киевского вокзала, где тоже намечалась грандиозная драка между москвичами и люберами. Слухи об этом были настолько велики, что к месту сборища подъехали даже многочисленные иностранные журналисты. Но и на этот раз все обошлось благополучно.

В те дни московская и областная милиция буквально "стояла на ушах". Для того чтобы молодежь из Люберец не ездила в Москву, примерно с четырех часов дня и до глубокой ночи на станциях Люберцы, Томилино, у станции метро «Ждановская», на остановках автобуса выставлялись милицейские посты. В электричках курсировали усиленные наряды милиции, которые отлавливали просочившихся сквозь «кордоны» люберов.

Между тем официальные милицейские чиновники пытались через печать успокоить население. В "Советской России" замначальника Главного управления уголовного розыска МВД СССР генерал-майор милиции В. Гончаров вещал: "Люберецкий процент" от общего числа правонарушений, совершенных в Москве подростками, очень невелик. Это — 1,6 процента. Так что говорить о каком-то влиянии подмосковного райцентра на порядок в столице нет никаких оснований".

Однако доктор юридических наук полковник милиции В. Овчинский тогда же подсчитал, что с 1986 года детская преступность в Люберцах в шесть раз превышала детскую преступность в других местах. И хотя "люберецкий феномен" так и не смог достичь высот феномена «казанского», это тем не менее не снимало с проблемы остроты и должно было уже тогда заставить правоохранительные органы обратить на это пристальное внимание. Однако этого сделано не было. Пройдет совсем немного времени, и ребята из подобных люберецкой группировок составят основу большинства «крутых» команд Москвы и Подмосковья, которые займутся рэкетом в среде новоявленных кооператоров. Но это произойдет через год-два, а пока в криминальном мире страны правили иные "авторитеты".

Леонид Каневский

Леонид Каневский родился 2 мая 1939 года в Киеве. Его родители к искусству отношения не имели. Правда, мама в юности училась в Киевской консерватории, но в семнадцать лет вышла замуж, и с консерваторией пришлось распрощаться. Отец же по профессии был технологом-фруктовщиком. Он очень любил свою профессию и хотел, чтобы и сын пошел по его стопам.
Юный Леонид, однако, мечтал совсем о другом. С одиннадцати лет он хотел стать артистом. Окончив школу, семнадцатилетний паренек отправился покорять Москву.
Поступить в театральное оказалось совсем не просто. В Школу-студию МХАТ Леонида не приняли. Великий Масальский, сложив пальцы трубочкой и приставив ее (трубочку) к глазу, сказал: «Не наша фактура!». То же самое его ждало и Щепкинском училище. Вновь юноша услышал, что не подходит по фактуре.
Удача Каневскому улыбнулась в Театральном училище им. Б.В. Щукина. Он был зачислен на курс Веры Константиновны Львовой. Здесь же ему довелось учиться у замечательных педагогов Цецилии Львовны Мансуровой и Владимира Георгиевича Шлезингера. Педагогом по художественному слову был знаменитый чтец Яков Михайлович Смоленский. Вместе с Леонидом Каневским учились: Василий Ливанов, Андрей Миронов, Зиновий Високовский и Ольга Яковлева.
По окончании в 1960 году Щукинского училища Леонид Каневский был принят в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола. В 1967 году он перешел в Театр на Малой Бронной.
Дебютировал Леонид Каневский в кино в 1965 году, снявшись в сказке «Город мастеров». А спустя три года на экраны вышла искрометная комедия «Бриллиантовая рука». Каневскому досталась совсем небольшая, почти эпизодическая роль контрабандиста. Начинающий актер сам придумал текст, придумал, как все это обыграть, и роль получилась удивительно смешной, запоминающейся. Это был его первый большой успех.
Всесоюзную славу актеру принесла роль майора Томина в знаменитом телесериале «Следствие ведут Знатоки». Первые четыре фильма вышли в 1971 году и сразу обеспечили главным героям невероятную зрительскую любовь. В какой то степени этот успех был прогнозируемым. Детективный, лихо закрученный сюжет, обаятельные и такие непохожие Знаменский (Георгий Мартынюк), Томин (Леонид Каневский) и Кибрит (Эльза Леждей) – это и стало залогом популярности. Но вот то, что сериал затянется на многие-многие годы, вряд ли кто ожидал. На протяжении двух десятилетий зрители с неослабевающим интересом следили за очередными расследованиями Знатоков.
Не меньшей любовью Знатоки пользовались и у правоохранительных органов. Знаменитые концерты, посвященные Дню Милиции, практически никогда не обходились без их выступлений. Вспоминает Леонид Каневский: «И вообще, в Союзе не было такого горотдела милиции, который бы не приглашал нас выступить. Нас передавали, как эстафетную палочку. Знали, например, что я люблю париться, а Герка обожает пельмени. Встречавшие нас милицейские руководители еще у трапа самолета говорили: «Семеныч, банька топится. Яковлевич, пельмени варятся». Замечательно встречали! Конечно, это давало заработок, но и интересно было безумно. Каждый месяц - минимум по две поездки. <…> Мы были чем-то вроде жилетки, в которую можно все свои беды и проблемы выплакать. Такая себе живая исповедальня. И для кого? Для тогдашнего руководства!»
О популярности Знатоков говорит такой факт. Однажды в Комсомольске-на-Амуре милицией был задержан вор в законе, живший в одной гостинице с артистами. Узнав, о том какие соседи проживали рядом с ним, он был невероятно огорчен, что не успел ограбить их. На удивленный вопрос начальника милиции, мол, что у них, артистов, и брать то нечего, тот ответил: «Не понимаешь ты, начальник. Не в этом суть. Представляешь, какой бы звон по зоне пошел, что я ЗнаТоКов обнес!»
При такой популярности и длительности сериала, Каневский не стал актером одной роли. Актер много и интересно снимался. При этом играл он преимущественно характерные роли. Удивительно, но его майор Томин да еще эпизод в картине «Весна на Одере» стали единственными положительными ролями в кино. Каневский с присущей ему легкостью и изяществом играл всевозможных жуликов, воров, гангстеров, хулиганов, или просто отрицательных типов.
Все прекрасно помнят, например, его господина Бонасье в приключенческом фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» (1979). Как и в «Бриллиантовой руке», вновь небольшая, эпизодическая роль, и вновь успех, который стал для актера, по его собственному признанию, «полнейшей неожиданностью, хотя и очень приятной». Замечательным оказался его дуэт с Леонидом Ярмольником в детском фильме «Пеппи-Длинный чулок» (1984), где они изобразили двух жуликов-воров – Карла и Блона.
Начало 90-х. С развалом Советского Союза, стали приходить в упадок театры и кино. Многие актеры оставались без работы. Леонид Каневский вспоминает: «В то время вообще театры пустовали. Дикое было ощущение, совершенно непривычное. Понимаешь, невостребованным оказался не я, а дело, которому я служил и служу. В то тяжелое время людям было не до спектаклей. Как раз тогда Женя Арье носился с идеей создания русскоязычного театра в Израиле, собирал труппу, пригласил и меня. Я его хорошо знал, поверил и решил в свои пятьдесят круто изменить свою жизнь».
Так в 1991 году Леонид Каневкий оказался в Израиле, в Тель-Авиве, став вместе с Евгением Арье одним из основателей Театра «Гешер» («Мост»). «На первых порах было чудовищно тяжело... Трудностей хватало. Например, однажды мы четыре месяца не получали зарплату. Старая закалка помогла все это перенести. А затем театр начал развиваться, набирать обороты. Талант Жени Арье, его огромная энергия принесли свои плоды» - рассказывает Леонид Каневский.
Очень скоро театр приобрел в Израиле большую популярность, а для актеров, в том числе и для Каневского, стал настоящим домом. Здесь им было сыграно множество разнообразных ролей. Любимыми спектаклями Леонида Семеновича являются «Дело Дрейфуса», «Три сестры», «Деревушка», «Раб», «Шоша».
Там же в Израиле Каневский проявил себя в новом качестве – ведущего телепрограммы. Когда открылся русскоязычный телеканал, он был приглашен вести передачу «Хочу все съесть». Каневский согласился вести эту программу при одном условии - если она не будет копией программы Андрея Макаревича «Смак». В результате появилась новая интересная передача, которую смотрит в буквальном смысле вся страна.
А что же кино? Леонид Каневский продолжал немало сниматься. Только теперь талантом актера уже наслаждались израильские зрители. Он сыграл в довольно известных израильских фильмах: «Опоздавшая свадьба», «Электрический человек», «Еврейская месть» (роль - пятидесятилетний репатриант Натан) и других.
Со своей будущее женой Анной Леонид Каневский познакомился в 1967 году. Анна - дочь известного актера Ефима Березина – знаменитого Штепселя из киевского дуэта «Тарапунька и Штепсель», который многие годы блистал на эстрадных подмостках Советского Союза. Программы для этого дуэта писал Александр Каневский - старший брат Леонида. Он то и познакомил их. А поженились Леонид и Анна лишь спустя восемь лет.
Анна по профессии - филолог, переводчик с английского и польского языков. В 1977 году у них родилась дочь Наташа. Она окончила театральный факультет Тель-Авивского университета. По специальности Наталья - театральный дизайнер, работает на израильском телевидении.
С января 2006 года по настоящее время Леонид Семёнович Каневский — ведущий документального сериала «Следствие вели…» на «НТВ». Параллельно актёр продолжает играть в театре «Гешер». в 2009 году снялся в сериале «Семин».
Каневский сыграл роли в более чем семидесяти фильмах и много ролей в театральных спектаклях. Награждён орденом Дружбы (20 апреля 2010).
Женат на дочери знаменитого «Штепселя» (Ефима Березина) Анне Березиной. Родной брат — писатель-сатирик Александр Каневский.

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube