Следствие вели... с Леонидом Каневским. Смерть на грядках - смотреть онлайн бесплатно
Главная

Перейти на мобильную версию сайта

Следствие вели... с Леонидом Каневским. Смерть на грядках

1978 год, начало дачного сезона. Сыщики расследуют необычное дело. Кто-то жестоко убил женщину и попытался выдать преступление за несчастный случай. Нечаянным свидетелем трагедии стал соседский мальчишка. Однако ребенок исчез. Вскоре выясняется: хозяйка дачного дома превратила в ад жизнь всех своих близких. Расправиться с ней мог любой из членов большой семьи...

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Наперсточники 90-х


Криминальный авторитет Сергей Тимофеев (Сильвестр), также был причастен к бригаде наперсточников

Конец 80-х годов прошлого столетия открыл для советских людей новые возможности. И не только для них, но и для криминала. Помимо рэкета и наркоторговли, советские граждане стотолкнулись с таким неведомым ранее явлением, как игра в наперстки. Суть ее была проста. В людном месте — у вокзала, на рынке, у входа в большой магазин — молодой парень клал картонку, на которой крутил наперстки или небольшие стаканчики. Под ними катался маленький шарик, место расположения которого и предлагалось угадать. «Хорошее зрение, большая премия!» — кричал наперсточник.

Премия за правильный ответ действительно впечатляла — пять, десять или двадцать пять советских рублей. Приличная сумма по тем временам. По желанию ставку можно было легко повысить до заоблачных высот. Причем сам наперсточник недвусмысленно показывал свою состоятельность купюрами, торчащими из кармана рубашки.

Наивного советского человека эта игра привлекала возможностью быстро «срубить бабок». Ведь он видел, что у наперсточника уже выиграли двое случайных прохожих, да и девица тоже могла выиграть, но боялась дать в руки наперсточнику свою десятирублевку. Когда же он поднимал стаканчик, шарик был там, куда она и показывала. В итоге доверчивый клиент, протянув десятку, уверенно тыкал в тот наперсток, где должен был быть шарик. Но водящий поднимал наперсток, а шарика там не было… Десятка исчезала в кармане наперсточника.

В те времена мало кто знал, что специфика этой игры такова, что выигрывает в ней всегда водящий. Или правильнее будет сказать — «разводящий». Да и работал он не один, как
могло показаться, а в связке с пятью—шестью подельниками. Схема была такой: «низовой» крутит «колпачки» (наперстки), двое подставных разыгрывают спектакль чудо-везения. Ну, а неподалеку стояли «маяки» — двое крепких парней, наблюдающих за прилегающей местностью. В случае конфликтной ситуации с проигравшим они доходчиво объясняли ему, что он может потерять сейчас не только деньги, но и пару передних зубов.

Обычно дело обходилось без рукоприкладства. Но и эксцессы тоже случались. Один из них навсегда вошел в историю советского криминала. Речь идет о громкой разборке в 1988 году главы самой известной московской банды, «Ореховской» ОПГ, Сергея Тимофеева и лидера московских азербайджанцев Али Новрузова.

К 1988 году Тимофеев уже обзавелся авторитетом и кличкой Сильвестр, имея под началом пару десятков крепких парней. Но такой власти, как в 1990-е годы, он еще не имел. Тем не менее его парни уже контролировали на юге Москвы фарцовщиков, таксистов и проституток. Помимо этого, солидный доход бандитам приносили бригады наперсточников. Эти парни группами по 3-5 человек массово окучивали зевак, мечтавших выиграть на халяву. Мастерски разыгранные шоу не давали сбоев, и деньги текли рекой.

Кровь у «Белграда»

В 1988 году «ореховские» наперсточники постоянно тусовались на пятачке у универмага «Белград» на Домодедовской улице. Их «шоу» сумело разжечь азарт у азербайджанских торговцев, прибывших продавать овощи. Дав им немного выиграть, шулера взвинтили ставки, и в конце концов кавказцы оказались должны 5 тысяч рублей — баснословная сумма по советским временам. Вот только лидер азербайджанцев Новрузов платить отказался. С ближайшего телефона-автомата наперсточники позвонили Сильвестру, и тот приехал на разборку.

Разговор с кавказцами с самого начала не заладился. Новрузов, дабы не быть опозоренным перед земляками, стал кричать на криминального авторитета. Тому надо было либо отвечать, либо прощаться с авторитетом в глазах своих парней. Сильвестр выбрал первое и пистолетом проломил голову азербайджанцу, после чего его спутникам пришлось уносить ноги. Однако то была лишь первая часть битвы. Уже к пяти часам вечера к магазину, где продолжали «работать» наперсточники, приехали около сотни мстителей. Сильвестру не оставалось ничего другого, как запрыгнуть в тонированную «восьмерку» и дать по газам.


Площадка перед универмагом «Белград», где в июле 1988 года разгорелось побоище между наперсточниками Сильвестра и азербайджанцами

Азербайджанцы кинулись в погоню. Водитель Тимофеева свернул во двор местного ощеления милиции, решив, что преследователи не решатся туда сунуться. Однако даже под окнами милиции азербайджанцы едва не линчевали Сильвестра, того спасли быстрые ноги. А вот «восьмерку» преследователи разнесли в клочья.

К вечеру в квартиру к Тимофееву пожаловал ОМОН. Впрочем, он и 12 его парней ждали совсем других гостей, и милиции сопротивления они не оказали. Так как Новрузов отказался писать заявление, сказав, что сам упал и проломил голову, через три дня Сильвестра отпустили. Говорят, напоследок мафиози предложил руководству отделения сделку: «Вы не тро—
гаете моих парней у магазина, а я обеспечиваю там полный порядок — ни краж, ни драк, ни хулиганства». Вероятно, на сотрудничество с Тимофеевым все-таки пошли, ибо долгое время у «Белграда», кроме наперсточников, не было ни карманников, ни наркоманов, ни грабителей.

Наперсточники

Впрочем, своих наперсточников тогда имела любая крупная банда в‚ каждом городе СССР. Зачастую в толпе зевак, окруживших наперсточника, работали профессиональные щипачи, что идеально укладывалось в первоначальную канву этой игры.

Несмотря на то что в СССР наперстки появились на улице лишь в 1980-е годы, эта игра была известна в Англии еще в 1790-е годы. Но тогда с людьми не играли на деньги в попытке угадать «где шарик», а просто развлекали фокусники. А воры тем временем чистили карманы зевак.

В 1990-е годы популярность игры в наперстки только возросла. Теперь заработать на лохах старались все, кто имел на это смелость и разрешение от бандитов. В итоге квалификация жуликов резко упала, в то время, как профессионалы шарика и наперстка могли творить настоящие чудеса. Например‚ дилетант тупо зажимал шарик между пальцами и стенкой стакана, что при внимательном взгляде можно было увидеть. А профессионал так закручивал шарик, что при поднятии стакана он крутился внутри по его стенкам. Впрочем, дилетантам было плевать, ибо когда клиент сделал ставку, передав купюру, она уже не возвращалась к нему ни при каком раскладе.

Даже если случилось чудо, и лох выиграл, уйти просто так ему не дали бы: «Либо играй еще, либо верни все бабки». Единственный случай, когда клиент смог вернуть не только свои деньги, но и забрать фонд мошенников, показан в известном перестроечном боевике «Фанат». Правда, кино оно и есть кино.

Интересно, что полученный доход распределялся между членами группы не равномерно, Четверть «заработанного» получал сам наперсточник — «низовой». По 10 процентов отстегивали «верховьям» — подставным счастливчикам, легко выигрывающим крупные суммы. Еще 5 процентов полагались «маякам» — тем, кто следил за окружающей обстановкой и разбирался с проигравшимися гражданами. Ну, а половина от всего куша уходила в банду, которая крышевала и эту территорию, и часто самих «кидал».

Выиграть в наперстки было невозможно

Выиграть в наперстки было невозможно

По прошествии лет граждане стали понимать, что наперстки — это лохотрон, выиграть в нем шансов нет. Как итог — количество желающих рискнуть многократно уменьшилось. Но и разводилы не стояли на месте, совершенствуя технологии «честного» отъема денег. Например, подставной выигрывал у наперсточника несколько раз подряд и в последний раз решал сорвать крупный куш, поставив все. Но до ставки наперсточника ему не хватало 50 рублей. Кто-то из прохожих, видя, как тот выигрывал, добавлял полтинник в надежде его удвоить — и вуаля, подставной проигрывал. Полтинник уходит «в банк».

Имелся и другой вариант «развода», названный жуликами «для умных». Человеку, который был уверен, что наперсточники — жулики и выиграть у них нельзя, предлагали особенную схему. Мол, вставай в толпу и выигрывай у меня то, что мне будут проигрывать лохи. Вот только в роли лохов выступали подставные, и они почему-то сразу начинали выигрывать, а «умному» приходилось ставить свои деньги и проигрывать. Когда же до него доходило, что его все-таки развели, «Маяки» просили его по-тихому удалиться.

Интересно, что в списке ВИП-жертв наперсточников 1990-х годов оказался и знаменитый либерал и депутат Сергей Ковалев. В 1998 году он увидел на рынке работающих шулеров и, вместо того чтобы вызвать милицию, как и положено порядочному демократу, решил «срубить бабла». В итоге депутат лишился 2,2 тысячи долларов США, что по меркам 1990-х годов было внушительной суммой. Впрочем, не исключено, что звездных терпил, пострадавших от наперсточников, куда больше, вот только признать себя лохом не каждый решится.

С другой стороны, виртуозы наперстка больше любят другую пословицу: «Без лоха и жизнь плоха!».

Леонид Каневский

Леонид Каневский родился 2 мая 1939 года в Киеве. Его родители к искусству отношения не имели. Правда, мама в юности училась в Киевской консерватории, но в семнадцать лет вышла замуж, и с консерваторией пришлось распрощаться. Отец же по профессии был технологом-фруктовщиком. Он очень любил свою профессию и хотел, чтобы и сын пошел по его стопам.
Юный Леонид, однако, мечтал совсем о другом. С одиннадцати лет он хотел стать артистом. Окончив школу, семнадцатилетний паренек отправился покорять Москву.
Поступить в театральное оказалось совсем не просто. В Школу-студию МХАТ Леонида не приняли. Великий Масальский, сложив пальцы трубочкой и приставив ее (трубочку) к глазу, сказал: «Не наша фактура!». То же самое его ждало и Щепкинском училище. Вновь юноша услышал, что не подходит по фактуре.
Удача Каневскому улыбнулась в Театральном училище им. Б.В. Щукина. Он был зачислен на курс Веры Константиновны Львовой. Здесь же ему довелось учиться у замечательных педагогов Цецилии Львовны Мансуровой и Владимира Георгиевича Шлезингера. Педагогом по художественному слову был знаменитый чтец Яков Михайлович Смоленский. Вместе с Леонидом Каневским учились: Василий Ливанов, Андрей Миронов, Зиновий Високовский и Ольга Яковлева.
По окончании в 1960 году Щукинского училища Леонид Каневский был принят в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола. В 1967 году он перешел в Театр на Малой Бронной.
Дебютировал Леонид Каневский в кино в 1965 году, снявшись в сказке «Город мастеров». А спустя три года на экраны вышла искрометная комедия «Бриллиантовая рука». Каневскому досталась совсем небольшая, почти эпизодическая роль контрабандиста. Начинающий актер сам придумал текст, придумал, как все это обыграть, и роль получилась удивительно смешной, запоминающейся. Это был его первый большой успех.
Всесоюзную славу актеру принесла роль майора Томина в знаменитом телесериале «Следствие ведут Знатоки». Первые четыре фильма вышли в 1971 году и сразу обеспечили главным героям невероятную зрительскую любовь. В какой то степени этот успех был прогнозируемым. Детективный, лихо закрученный сюжет, обаятельные и такие непохожие Знаменский (Георгий Мартынюк), Томин (Леонид Каневский) и Кибрит (Эльза Леждей) – это и стало залогом популярности. Но вот то, что сериал затянется на многие-многие годы, вряд ли кто ожидал. На протяжении двух десятилетий зрители с неослабевающим интересом следили за очередными расследованиями Знатоков.
Не меньшей любовью Знатоки пользовались и у правоохранительных органов. Знаменитые концерты, посвященные Дню Милиции, практически никогда не обходились без их выступлений. Вспоминает Леонид Каневский: «И вообще, в Союзе не было такого горотдела милиции, который бы не приглашал нас выступить. Нас передавали, как эстафетную палочку. Знали, например, что я люблю париться, а Герка обожает пельмени. Встречавшие нас милицейские руководители еще у трапа самолета говорили: «Семеныч, банька топится. Яковлевич, пельмени варятся». Замечательно встречали! Конечно, это давало заработок, но и интересно было безумно. Каждый месяц - минимум по две поездки. <…> Мы были чем-то вроде жилетки, в которую можно все свои беды и проблемы выплакать. Такая себе живая исповедальня. И для кого? Для тогдашнего руководства!»
О популярности Знатоков говорит такой факт. Однажды в Комсомольске-на-Амуре милицией был задержан вор в законе, живший в одной гостинице с артистами. Узнав, о том какие соседи проживали рядом с ним, он был невероятно огорчен, что не успел ограбить их. На удивленный вопрос начальника милиции, мол, что у них, артистов, и брать то нечего, тот ответил: «Не понимаешь ты, начальник. Не в этом суть. Представляешь, какой бы звон по зоне пошел, что я ЗнаТоКов обнес!»
При такой популярности и длительности сериала, Каневский не стал актером одной роли. Актер много и интересно снимался. При этом играл он преимущественно характерные роли. Удивительно, но его майор Томин да еще эпизод в картине «Весна на Одере» стали единственными положительными ролями в кино. Каневский с присущей ему легкостью и изяществом играл всевозможных жуликов, воров, гангстеров, хулиганов, или просто отрицательных типов.
Все прекрасно помнят, например, его господина Бонасье в приключенческом фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» (1979). Как и в «Бриллиантовой руке», вновь небольшая, эпизодическая роль, и вновь успех, который стал для актера, по его собственному признанию, «полнейшей неожиданностью, хотя и очень приятной». Замечательным оказался его дуэт с Леонидом Ярмольником в детском фильме «Пеппи-Длинный чулок» (1984), где они изобразили двух жуликов-воров – Карла и Блона.
Начало 90-х. С развалом Советского Союза, стали приходить в упадок театры и кино. Многие актеры оставались без работы. Леонид Каневский вспоминает: «В то время вообще театры пустовали. Дикое было ощущение, совершенно непривычное. Понимаешь, невостребованным оказался не я, а дело, которому я служил и служу. В то тяжелое время людям было не до спектаклей. Как раз тогда Женя Арье носился с идеей создания русскоязычного театра в Израиле, собирал труппу, пригласил и меня. Я его хорошо знал, поверил и решил в свои пятьдесят круто изменить свою жизнь».
Так в 1991 году Леонид Каневкий оказался в Израиле, в Тель-Авиве, став вместе с Евгением Арье одним из основателей Театра «Гешер» («Мост»). «На первых порах было чудовищно тяжело... Трудностей хватало. Например, однажды мы четыре месяца не получали зарплату. Старая закалка помогла все это перенести. А затем театр начал развиваться, набирать обороты. Талант Жени Арье, его огромная энергия принесли свои плоды» - рассказывает Леонид Каневский.
Очень скоро театр приобрел в Израиле большую популярность, а для актеров, в том числе и для Каневского, стал настоящим домом. Здесь им было сыграно множество разнообразных ролей. Любимыми спектаклями Леонида Семеновича являются «Дело Дрейфуса», «Три сестры», «Деревушка», «Раб», «Шоша».
Там же в Израиле Каневский проявил себя в новом качестве – ведущего телепрограммы. Когда открылся русскоязычный телеканал, он был приглашен вести передачу «Хочу все съесть». Каневский согласился вести эту программу при одном условии - если она не будет копией программы Андрея Макаревича «Смак». В результате появилась новая интересная передача, которую смотрит в буквальном смысле вся страна.
А что же кино? Леонид Каневский продолжал немало сниматься. Только теперь талантом актера уже наслаждались израильские зрители. Он сыграл в довольно известных израильских фильмах: «Опоздавшая свадьба», «Электрический человек», «Еврейская месть» (роль - пятидесятилетний репатриант Натан) и других.
Со своей будущее женой Анной Леонид Каневский познакомился в 1967 году. Анна - дочь известного актера Ефима Березина – знаменитого Штепселя из киевского дуэта «Тарапунька и Штепсель», который многие годы блистал на эстрадных подмостках Советского Союза. Программы для этого дуэта писал Александр Каневский - старший брат Леонида. Он то и познакомил их. А поженились Леонид и Анна лишь спустя восемь лет.
Анна по профессии - филолог, переводчик с английского и польского языков. В 1977 году у них родилась дочь Наташа. Она окончила театральный факультет Тель-Авивского университета. По специальности Наталья - театральный дизайнер, работает на израильском телевидении.
С января 2006 года по настоящее время Леонид Семёнович Каневский — ведущий документального сериала «Следствие вели…» на «НТВ». Параллельно актёр продолжает играть в театре «Гешер». в 2009 году снялся в сериале «Семин».
Каневский сыграл роли в более чем семидесяти фильмах и много ролей в театральных спектаклях. Награждён орденом Дружбы (20 апреля 2010).
Женат на дочери знаменитого «Штепселя» (Ефима Березина) Анне Березиной. Родной брат — писатель-сатирик Александр Каневский.