Следствие вели... с Леонидом Каневским. Замороженный труп

Следствие вели... с Леонидом Каневским. Замороженный труп

Все серии

1983-й год. Инспектор ГАИ останавливает на въезде в Москву автомобиль для рутинной проверки и обнаруживает в багажнике женское тело. Водитель уверяет, что понятия не имеет, как труп очутился в его машине. Убитой оказывается директор ювелирного магазина, несчастная одинокая женщина, сын которой без вести пропал в Афганистане. Под подозрением оказываются сразу несколько человек. В это же самое время в столице происходит дерзкий налет на инкассаторов. Сыщики еще не догадываются: это преступление и женское тело, обнаруженное в багажнике автомобиля, - звенья одной цепочки.

Нож разведчика: история боевого ножа

Согласно мнению гражданских лиц, самым распространённым индивидуальным оружием в российской армии является огнестрельное оружие. Надо сказать, что это не так, и самым популярным и используемым оружием является армейский нож. Нож, как универсальное оружие для боя на коротком расстоянии, пройдя испытание временем, и сегодня остаётся востребованным и актуальным оружием для солдата.

Армейские ножи, как и всякое другое оружие, имеют свою историю. Самым первым ножом, принятым в Советском Союзе на вооружение, был нож НР-40, или проще – нож разведчика, выпущенный заводами «Труд» Нижегородской области и ЗИК г. Златоуст в Челябинской области.

История НР-40

Своё наименование нож разведчика НР-40 получил только в годы Великой Отечественной, а до этого служащие Советской Армии совсем не имели в своём армейском пользовании ножей. В дореволюционные времена солдаты царской армии использовали в ближнем бою штык-ножи, прикреплённые к ружьям. Для хозяйственных нужд солдаты, конечно же, имели небольшие ножи, но для отражения нападения противника они не годились.

С приходом советской власти нож, как бандитское оружие, попал под законодательный запрет, который касался не только гражданских лиц, но и солдат. Запрещалось носить, хранить, изготавливать и продавать ножи типа пуукко или попросту – финка, который были широко распространены в то время. Единственные, кто имел право носить ножи финского производства как специальное средство защиты – это работники НКВД.

Всё изменилось во время советско-финской войны, когда в вооружении Советской Армии были выявлены пробелы, и в частности было пересмотрено отношение к холодному оружию.

Ещё одним аргументом за то, чтобы принять на вооружение в Советскую Армию нож, стали разработка и внедрение оружия нового типа. В те годы вместо винтовок солдаты получали ППШ (пистолет-пулемёт Шпагина), которые не имели штык-ножа, что лишало красноармейцев возможности хоть как-то оборонятся в рукопашном бою. Это привело к большим потерям во время войны с финнами, которая проходила в основном в лесах, где финские солдаты наглядно показали, для чего нужны ножи.

Тогда-то командование и заказало заводам изготовление ножа разведчика. В 40-м году нож разведчика НР-40 был принят на вооружение и первоначально имел название – нож автоматчика (НА-40).

Обзор ножа разведчика

У ножа разведчика НР-40, как и у всякого оружия, также есть свой прототип. Или даже два, потому как в конструкции ножа просматриваются элементы именно двух финских ножей: финского штык-ножа производства компании Fiskars и финского скаутского ножа. Хотя есть версии, что аналогом ножу разведчику послужила обычная бандитская финка того времени – вольная вариация пуукко. Или же – так называемый нож НКВД, «родителем» которого был шведский нож, имеющий «щучку» – своеобразный скос обуха и гарду s-образной формы, которые есть и у НР-40 – ножа разведчика.

В общем-то, именно благодаря конструкции гарды, нож специально разрабатывали для эффективной нейтрализации противника, а потому его стали использовать в разведке.

Если рассматривать характеристики НР-40, то мы увидим, что нож имеет такие размеры:
Общая длина ножа – 263 мм;
Клинок ножа длиной– 152 мм;
Ширина клинка ножа до 22 мм;
Обух ножа толщиной – до 2,6 мм;
Вес – 102 г.

Рукоятка ножа НР-40 выполнена из дерева, а клинок был изготовлен из стали У7. За счёт хорошо продуманной конструкции рукоятки нож очень удобно лежит в руке.

Функции ножа разведчика

Когда нож разведчика НР-40 находился ещё в стадии разработки, то его создатели решили, что армейский нож, кроме основного своего назначения, должен выполнять и другие функции. Время показало, что конструкторы ножа свою задачу выполнили, и нож легко справляется не только с противником, но и с различными бытовыми трудностями. И хотя вес ножа довольно не велик, но им можно:
нарезать ветки для костра, шалаша или носилок;
открыть консервную банку:
нарезать хлеб;
перерезать проволоку или верёвку;
использовать как отвёртку.
Правда, иногда при выполнении определённых хозработ мешает гарда, но ведь основное назначение ножа – явно не помощь по хозяйству.

Различные модификации НР-40

Уставный нож разведчика снискал себе славу в боях Великой Отечественной войны. Его популярность росла с каждым годом. Во время войны заводы-изготовители ножа не справлялись с большим заказом, и тогда им на помощь пришли рабочие артели, которые стали выпускать свои модели ножа разведчика, уступавшие качеством клинка заводским. Зато их привлекательные рукоятки были более популярны среди солдат. Они просто-напросто меняли заводскую рукоятку на красивую наборную рукоятку из плексигласа кустарного производства, оставляя при этом более качественный штатный клинок.

Известны также множественные версии ножа разведчика, изготовленные кустарным производителем и отличающиеся не только качеством исполнения, но и качеством используемого материала.

Во время войны же была выпущена новая модель ножа разведчика – нож разведчика 43 года выпуска, получившая название НР-43 или как его ещё называли – «Вишня» (клеймо на ноже напоминало ягоду вишню).

Рукоятка «Вишни» имела форму и материал, отличный от оригинала, хвостовик у ножа был сквозным, а гарда отличалась от той, что имел НР-40. Бытует мнение, что при разработке формы рукоятки были взяты за основу рукоятки немецких ССовских кинжалов.

В 50-е годы прошлого столетия на базе НР-40 было создано несколько модификаций:
штык-нож, прилагаемый к автомату Коробова;
штурмовой нож wz 55, сделанный в Польше в 1955 году;
югославский армейский нож М1951, 51-го года выпуска;
нож из Чехословакии – V07, имевший несколько боевых вариантов исполнения.

После войны нож разведчика оставался популярным как среди населения, так и среди военных, а потому многие фирмы выпускали множественные его копии, в том числе и нож разведчика дамасской стали.

Легендарные «чёрные ножи»

Отдельно стоит отметить «чёрные ножи» – подарок рабочих-златоустовцев своим землякам-уральцам. Все (от офицера до рядового), добровольцы из нового танкового корпуса с Урала получили в подарок ножи в ножнах, изготовленные по типу «финка», чёрные с эбонитовой ручкой, копии ножа 40-го года выпуска. Необычное оружие привлекло внимание фашистской разведки, и уральский корпус прозвали «дивизионом чёрных ножей». Ходило множество легенд о необычных качествах и суперсвойствах «шварцмессеров», показавших себя в боях Великой Отечественной. О ножах были даже сложены песни.

Стреляющие ножи

В 60-е годы прошлого столетия были выпущены и поступили на вооружение два варианта ножей разведчика, стреляющих патронами. НРС создавались специально для тихой стрельбы и предназначались для разведчиков из войск ВДВ и морпехов.

НРС был сконструирован для стрельбы беззвучными патронами СП-3 (калибра 7,62), имел ручку из зелёного пластика. Гарда была изготовлена из металла, а клинок имел в длину 160 мм и в ширину – 30 мм. Обух НРС имеет скос-«щучку» и нарезную пилу.

НРС-2 имел отличия от своего «брата»: форма клинка копьевидная, а механизм для стрельбы изготовлен под патроны СП-4. НРС-2 также оснащён специнструментами: кусачками, отвёрткой и пилой.

Стреляют такими ножами, направляя клинок в сторону стреляющего, а обух в сторону противника.

Боевой нож НР-40 с его героической историей и в наши дни ценится любителями холодного оружия и коллекционерами.

Леонид Каневский

Леонид Каневский родился 2 мая 1939 года в Киеве. Его родители к искусству отношения не имели. Правда, мама в юности училась в Киевской консерватории, но в семнадцать лет вышла замуж, и с консерваторией пришлось распрощаться. Отец же по профессии был технологом-фруктовщиком. Он очень любил свою профессию и хотел, чтобы и сын пошел по его стопам.
Юный Леонид, однако, мечтал совсем о другом. С одиннадцати лет он хотел стать артистом. Окончив школу, семнадцатилетний паренек отправился покорять Москву.
Поступить в театральное оказалось совсем не просто. В Школу-студию МХАТ Леонида не приняли. Великий Масальский, сложив пальцы трубочкой и приставив ее (трубочку) к глазу, сказал: «Не наша фактура!». То же самое его ждало и Щепкинском училище. Вновь юноша услышал, что не подходит по фактуре.
Удача Каневскому улыбнулась в Театральном училище им. Б.В. Щукина. Он был зачислен на курс Веры Константиновны Львовой. Здесь же ему довелось учиться у замечательных педагогов Цецилии Львовны Мансуровой и Владимира Георгиевича Шлезингера. Педагогом по художественному слову был знаменитый чтец Яков Михайлович Смоленский. Вместе с Леонидом Каневским учились: Василий Ливанов, Андрей Миронов, Зиновий Високовский и Ольга Яковлева.
По окончании в 1960 году Щукинского училища Леонид Каневский был принят в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола. В 1967 году он перешел в Театр на Малой Бронной.
Дебютировал Леонид Каневский в кино в 1965 году, снявшись в сказке «Город мастеров». А спустя три года на экраны вышла искрометная комедия «Бриллиантовая рука». Каневскому досталась совсем небольшая, почти эпизодическая роль контрабандиста. Начинающий актер сам придумал текст, придумал, как все это обыграть, и роль получилась удивительно смешной, запоминающейся. Это был его первый большой успех.
Всесоюзную славу актеру принесла роль майора Томина в знаменитом телесериале «Следствие ведут Знатоки». Первые четыре фильма вышли в 1971 году и сразу обеспечили главным героям невероятную зрительскую любовь. В какой то степени этот успех был прогнозируемым. Детективный, лихо закрученный сюжет, обаятельные и такие непохожие Знаменский (Георгий Мартынюк), Томин (Леонид Каневский) и Кибрит (Эльза Леждей) – это и стало залогом популярности. Но вот то, что сериал затянется на многие-многие годы, вряд ли кто ожидал. На протяжении двух десятилетий зрители с неослабевающим интересом следили за очередными расследованиями Знатоков.
Не меньшей любовью Знатоки пользовались и у правоохранительных органов. Знаменитые концерты, посвященные Дню Милиции, практически никогда не обходились без их выступлений. Вспоминает Леонид Каневский: «И вообще, в Союзе не было такого горотдела милиции, который бы не приглашал нас выступить. Нас передавали, как эстафетную палочку. Знали, например, что я люблю париться, а Герка обожает пельмени. Встречавшие нас милицейские руководители еще у трапа самолета говорили: «Семеныч, банька топится. Яковлевич, пельмени варятся». Замечательно встречали! Конечно, это давало заработок, но и интересно было безумно. Каждый месяц - минимум по две поездки. <…> Мы были чем-то вроде жилетки, в которую можно все свои беды и проблемы выплакать. Такая себе живая исповедальня. И для кого? Для тогдашнего руководства!»
О популярности Знатоков говорит такой факт. Однажды в Комсомольске-на-Амуре милицией был задержан вор в законе, живший в одной гостинице с артистами. Узнав, о том какие соседи проживали рядом с ним, он был невероятно огорчен, что не успел ограбить их. На удивленный вопрос начальника милиции, мол, что у них, артистов, и брать то нечего, тот ответил: «Не понимаешь ты, начальник. Не в этом суть. Представляешь, какой бы звон по зоне пошел, что я ЗнаТоКов обнес!»
При такой популярности и длительности сериала, Каневский не стал актером одной роли. Актер много и интересно снимался. При этом играл он преимущественно характерные роли. Удивительно, но его майор Томин да еще эпизод в картине «Весна на Одере» стали единственными положительными ролями в кино. Каневский с присущей ему легкостью и изяществом играл всевозможных жуликов, воров, гангстеров, хулиганов, или просто отрицательных типов.
Все прекрасно помнят, например, его господина Бонасье в приключенческом фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» (1979). Как и в «Бриллиантовой руке», вновь небольшая, эпизодическая роль, и вновь успех, который стал для актера, по его собственному признанию, «полнейшей неожиданностью, хотя и очень приятной». Замечательным оказался его дуэт с Леонидом Ярмольником в детском фильме «Пеппи-Длинный чулок» (1984), где они изобразили двух жуликов-воров – Карла и Блона.
Начало 90-х. С развалом Советского Союза, стали приходить в упадок театры и кино. Многие актеры оставались без работы. Леонид Каневский вспоминает: «В то время вообще театры пустовали. Дикое было ощущение, совершенно непривычное. Понимаешь, невостребованным оказался не я, а дело, которому я служил и служу. В то тяжелое время людям было не до спектаклей. Как раз тогда Женя Арье носился с идеей создания русскоязычного театра в Израиле, собирал труппу, пригласил и меня. Я его хорошо знал, поверил и решил в свои пятьдесят круто изменить свою жизнь».
Так в 1991 году Леонид Каневкий оказался в Израиле, в Тель-Авиве, став вместе с Евгением Арье одним из основателей Театра «Гешер» («Мост»). «На первых порах было чудовищно тяжело... Трудностей хватало. Например, однажды мы четыре месяца не получали зарплату. Старая закалка помогла все это перенести. А затем театр начал развиваться, набирать обороты. Талант Жени Арье, его огромная энергия принесли свои плоды» - рассказывает Леонид Каневский.
Очень скоро театр приобрел в Израиле большую популярность, а для актеров, в том числе и для Каневского, стал настоящим домом. Здесь им было сыграно множество разнообразных ролей. Любимыми спектаклями Леонида Семеновича являются «Дело Дрейфуса», «Три сестры», «Деревушка», «Раб», «Шоша».
Там же в Израиле Каневский проявил себя в новом качестве – ведущего телепрограммы. Когда открылся русскоязычный телеканал, он был приглашен вести передачу «Хочу все съесть». Каневский согласился вести эту программу при одном условии - если она не будет копией программы Андрея Макаревича «Смак». В результате появилась новая интересная передача, которую смотрит в буквальном смысле вся страна.
А что же кино? Леонид Каневский продолжал немало сниматься. Только теперь талантом актера уже наслаждались израильские зрители. Он сыграл в довольно известных израильских фильмах: «Опоздавшая свадьба», «Электрический человек», «Еврейская месть» (роль - пятидесятилетний репатриант Натан) и других.
Со своей будущее женой Анной Леонид Каневский познакомился в 1967 году. Анна - дочь известного актера Ефима Березина – знаменитого Штепселя из киевского дуэта «Тарапунька и Штепсель», который многие годы блистал на эстрадных подмостках Советского Союза. Программы для этого дуэта писал Александр Каневский - старший брат Леонида. Он то и познакомил их. А поженились Леонид и Анна лишь спустя восемь лет.
Анна по профессии - филолог, переводчик с английского и польского языков. В 1977 году у них родилась дочь Наташа. Она окончила театральный факультет Тель-Авивского университета. По специальности Наталья - театральный дизайнер, работает на израильском телевидении.
С января 2006 года по настоящее время Леонид Семёнович Каневский — ведущий документального сериала «Следствие вели…» на «НТВ». Параллельно актёр продолжает играть в театре «Гешер». в 2009 году снялся в сериале «Семин».
Каневский сыграл роли в более чем семидесяти фильмах и много ролей в театральных спектаклях. Награждён орденом Дружбы (20 апреля 2010).
Женат на дочери знаменитого «Штепселя» (Ефима Березина) Анне Березиной. Родной брат — писатель-сатирик Александр Каневский.

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube