Следствие вели... с Леонидом Каневским. Король подделки - смотреть онлайн бесплатно
Главная

Перейти на мобильную версию сайта

Следствие вели... с Леонидом Каневским. Король подделки

В середине 70-х годов в различных уголках Советского Союза изымают десятки поддельных 25-рублевых купюр. Специалисты утверждают: банкноты такого уровня можно изготовить только в типографии. Отрабатывается версия об экономической диверсии западных стран против СССР. Никому и в голову не приходит, что невероятные по качеству исполнения фальшивки — дело рук талантливого ставропольского кустаря-одиночки, который решил таким образом заявить о себе на всю страну.

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Баранов.jpg

Фальшивомонетчик № 1

Конечно, рисовать деньги – профессия достаточно увлекательная. Но если некоторые делали и делают это для личного обогащения, то существуют любители, для которых создание «высокохудожественных» денежных знаков стало еще и образом жизни.

История фальшивомонетничества насчитывает не одну сотню веков. Например, существует легенда, что первым фальшивомонетчиком был отец философа Диогена, якобы однажды решивший увеличить свое благосостояние.

Активным изготовлением подделок порой не гнушались не только простые люди, но и августейшие особы. В 1285 году король Франции Филипп IV Красивый, ведя бесконечные войны, постоянно испытывал финансовые затруднения. Чтобы выйти из положения, он отдал Парижскому монетному двору странный приказ обтачивать края поступающих в казну золотых монет и из получившихся опилок отливать новые.

А вот английский король Генрих VIII Медный нос, чтобы избежать финансового краха, поступил не менее оригинально. По его тайному указанию «серебряные» монеты чеканили из меди, нанося сверху тонкий слой серебра. Но, когда монеты вошли в обращение, серебро стиралось на самых выступающих местах, за что Генрих и получил свое прозвище.

Позже, уже в середине XVIII века, во времена войны с Саксонией, прусский король Фридрих II Великий выпустил в оборот на захваченной территории обесцененные серебряные монеты (с пониженным содержанием серебра), обозначив на них довоенные даты выпуска. Таким образом августейший фальшивомонетчик собирался обеспечить содержание своей армии.

В тайных финансовых махинациях также был замечен и Наполеон Бонапарт, который содержал собственную фабрику для подделки государственных казначейских билетов Венского банка. А накануне войны с Россией, в 1812 году, по его указанию началось массовое производство российских ассигнаций номиналом 25 и 50 рублей.

Живет такой парень

Со временем изготовление денежных знаков усложнялось, вводились всевозможные степени защиты. Однако и фальшивомонетчики от прогресса не отставали. По праву королем фальшивомонетчиков в СССР принято было считать Виктора Баранова. Уголовное дело этого «подделочника» в 70-х годах произвело настоящий фурор. 12 апреля 1977 года он был задержан на колхозном рынке города Черкесска при сбыте очередной партии подделок. При личном обыске у Баранова было обнаружено 77 фальшивых дензнаков достоинством в 25 рублей.

Освободился Виктор Иванович в 1990 году и до сих пор живет в городе Ставрополе.

Начало большого пути

В детстве Виктор увлекался коллекционированием старинных денежных купюр. Цветные картинки с изображением царских особ словно излучали магические волны и завораживали его сознание. Он много слышал о том, что есть люди, которые могут изготавливать такие же, и подсознательно боготворил их. Но никогда и не предполагал, что однажды сможет сделать нечто подобное.

Прошло время, Витя вырос и решил осуществить детские мечты. Но, к сожалению, без специального образования и соответствующей литературы воплотить в реальность задуманный проект было невозможно. Наш герой не стал унывать и отправился в столицу добывать знания.

Он объездил все букинистические магазины, неделями пропадал в библиотеке имени Ленина, где усиленно читал, конспектировал и штудировал книги по полиграфии и цинкографии. Даже умудрился умыкнуть парочку, о чем с сожалением вспоминает и по сей день: «Не отношусь к людям жуликоватым».

Ночи Виктор Иванович проводил на вокзалах, а днем снова спешил в Ленинку.

«Сведениями, которые я почерпнул из приобретенных и прочтенных книг, – говорит Виктор Баранов, – обладали на тот момент и студенты специальных институтов. Мне же давно хотелось заниматься издательской деятельностью. И с подделыванием денег это никак не было связано».

Когда он «поднабрался» ценной и полезной информации, то вернулся домой в Ставрополь.

От теории к практике

Рядом с домом изобретателя располагался сарай, в котором он оборудовал свою «научно-исследовательскую лабораторию». Охваченный новыми идеями, Виктор Иванович сутками не выходил оттуда.

Иногда Баранов был так увлечен, что не замечал, сколько пролетело дней. Он отказался от простых житейских радостей и все свободное время проводил в сарае. Сколько при каждодневной работе было испорчено рубашек, Виктор Иванович уже и не вспоминает. А сколько картофельных мешков (в станицах их называют «чувалы») было использовано под отходы, даже представить сложно.

Но время шло. Изобретатель совершенствовал свой талант, проводил опыты, испытывал материалы, и наконец его труды приобрели реальные очертания. В процессе своей «творческой» деятельности он разработал новую технологию изготовления бумаги, революционный химический состав травящей меди, который впоследствии был назван по имени своего изобретателя «барановским травителем» и использовался Гознаком целых 14 лет.

Вот что говорит Виктор Иванович об одном из своих изобретений: «Деньги можно в принципе сделать из любой бумаги. Ну, конечно, сначала я использовал ту, которая мне больше подходила. А потом пришел к созданию новой бумаги. Я соединил искусственную целлюлозу с природной. Результатом стала бумага, которая по качеству была схожа с кожей и отличалась прочностью. Она практически не поддавалась механическому воздействию. Поэтому пришлось ее несколько ухудшить. Сделал слабую бумагу, которая быстро могла бы выйти из обихода (первое правило фальшивомонетчиков – прим. ред.). Кстати, через три года после моего ареста в ГДР создали такую же бумагу. А мне обидно, ведь могло быть российское изобретение».

Также в списке его разработок числятся краситель и технология нанесения водяного знака. Необходимо отметить тот факт, что машина, на которой Баранов печатал свои купюры (так называемый «барановский станок»), он собрал своими руками. Этот станок можно и по сей день увидеть в Центральном музее МВД.

Виктор Иванович рассказал, что первая купюра, которую он пытался воссоздать на своем «чудо-станке», была достоинством 50 рублей: «Банкнота у меня получилась один к одному, только Ленин молодой. Словно в песне: “И Ленин такой молодой, и юный октябрь впереди”», – улыбаясь, говорит Виктор Баранов.

Когда технология изготовления пятидесятирублевок была доведена до совершенства, мастер решил заняться подделкой самой ходовой и сложной купюры – 25 рублей («четвертака»). «Вот был бы рубль самый сложный, я бы рубль сделал. Меня абсолютно деньги не интересовали», – вспоминает Виктор Иванович.

Рынок «ценных бумаг»

На вопрос о том, каким образом Баранову удавалось сбыть фальшивые купюры, он ответил, что разменивал их на рынках в ближайших городах, но не в Ставрополе. Наблюдал за тем, как ходили настоящие рубли у торговцев мясом и рыбой. Он понимал, что можно разменять огромное количество денег, и это не давало ему спокойно существовать. По словам Виктора Ивановича, он постоянно испытывал угрызения совести из-за того, что обманывает государство.

Он утверждает, что ему не раз приходила в голову мысль отправить свои заготовки в милицию. Но, не зная всех нюансов Уголовного кодекса, он предположил, что его тут же арестуют и увезут в неизвестном направлении. Во время беседы со следователем Павлом Лукашовым выяснилось, что он за свои изобретения мог получить орден. А получил срок в 12 лет.

Кстати, удивительный факт. Как утверждает Виктор Иванович, число 12 чудесным образом преследует его на протяжении многих лет: 12 апреля 1977 года его арестовали, 12 лет трудился над подделками, к 12 годам приговорил суд, жил в комнате 12 квадратных метров. Просто мистика какая-то.

О том, на чем же все-таки «прокололся» Баранов, ходят самые разные слухи. Чтобы не пересказывать все версии, лучше предоставим возможность Виктору Ивановичу самому рассказать об этом: «Существуют разные версии. Я слышал, что кассирша заметила неточности – волны в другую сторону. На самом деле так и было, я просто клише установил и не стал разворачивать, подумал, что технически это не помешает», – рассказывает наш герой с хитрой мальчишеской улыбкой.

При аресте, по воспоминаниям героя, никто не верил, что один человек сможет наладить производство дензнаков, мало отличающихся от гознаковских, в кустарных условиях. Ведь изначально, когда велись мероприятия по поимке фальшивомонетчика, для оперативной группы был установлен ориентир на целую банду мошенников. Когда «художника» задержали, он не стал отрицать свою вину и все признал. Во время следственного эксперимента Баранов смог восстановить свой печатный станок и отпечатать с помощью чернил на простой бумаге денежную купюру, чем поверг в шок всю следственную группу.

Советы «бывалого»

Прошло много лет с тех пор, как Виктор Иванович покинул стены Бутырки (после следствия Баранова привезли в Москву). Изменился политический строй, изменилось правительство, изменились денежные знаки, а с ними и способы защиты. Поэтому, как специалисту в этой области, я решила задать вопрос, что думает Виктор Иванович о современных рублях? Насколько хорошо они защищены? На что наш герой ответил со знанием дела: «Я считаю, что Гознак преуспел: защищать больше, в принципе, нет смысла. Деньги все равно будут подделывать вне зависимости от степени защиты. Здесь надо создать социальные условия, чтобы люди не хотели их подделывать».

Нужно отметить, что наш герой довольно резко отзывался о купюре евро, называя ее абсолютно «никудышной» с точки зрения размера, использованной краски и степени защиты. «Все это не остановит фальшивомонетчиков, – уверяет Виктор Иванович. – Она является легкой добычей для мастеров подобного жанра».

В свое время Баранова даже приглашали как консультанта по вопросам подделки американской валюты: «Да, вызывали меня два раза в одно управление МВД. Речь шла о фальшивых долларах, которые попались местному генералу. Дали мне лупу. Я начал рассматривать, но ни одной достойной купюры не увидел. С такими недоделками я бы никогда не стал связываться. Если у меня не получались какие-то технические нюансы, например, не пропечатывался номер, я всегда сжигал купюру. Поэтому мне не стыдно за свою продукцию, потому что это величайший труд плюс талант».

Слава, которую заработал Виктор Баранов благодаря своим новаторским идеям и изобретениям, конечно, не могла пройти без последствий. И логично предположить, что к нему не раз обращались с просьбой продать свои «патенты». «Предлагали продать технологию водяного знака за 100 тысяч долларов, – вспоминает Виктор Иванович. – Но я отказался. Пусть убивают, но эту тайну я не отдам. Она не моя – это тайна государства».

Сейчас он разрабатывает парфюмерную жидкость. Также наш герой мечтает о создании одноколесного автомобиля, причем, по задумке Виктора Ивановича, место водителя должно располагаться в самом колесе. Но традиционно, как это бывает с непризнанными гениями, есть идеи – нет спонсора. «Обидно, что наше правительство не прислушивается к мнению специалистов, пусть даже самоучек. Возможно, многие технические катастрофы, произошедшие по вине разработчиков конструкций самолетов, кораблей, военной техники, были бы предотвращены», – считает Виктор Иванович Баранов.

А еще герой нашей статьи в 63 года стал отцом. Его маленькому сыну год и восемь месяцев. Виктор Иванович говорит, что малыш копирует все его движения, наверное, будет ученым.

Партийный водитель

В жизни Виктора Баранова, и так переполненной яркими событиями, существует один очень любопытный факт. Незадолго до ареста Баранов работал водителем в самом престижном гараже Ставрополья, который принадлежал КПСС. Ему не раз приходилось возить важных персон, в том числе и первого секретаря местного крайкома Михаила Горбачева, в будущем первого и последнего президента СССР.

Алла ГЕРМАНОВА

Леонид Каневский

Леонид Каневский родился 2 мая 1939 года в Киеве. Его родители к искусству отношения не имели. Правда, мама в юности училась в Киевской консерватории, но в семнадцать лет вышла замуж, и с консерваторией пришлось распрощаться. Отец же по профессии был технологом-фруктовщиком. Он очень любил свою профессию и хотел, чтобы и сын пошел по его стопам.
Юный Леонид, однако, мечтал совсем о другом. С одиннадцати лет он хотел стать артистом. Окончив школу, семнадцатилетний паренек отправился покорять Москву.
Поступить в театральное оказалось совсем не просто. В Школу-студию МХАТ Леонида не приняли. Великий Масальский, сложив пальцы трубочкой и приставив ее (трубочку) к глазу, сказал: «Не наша фактура!». То же самое его ждало и Щепкинском училище. Вновь юноша услышал, что не подходит по фактуре.
Удача Каневскому улыбнулась в Театральном училище им. Б.В. Щукина. Он был зачислен на курс Веры Константиновны Львовой. Здесь же ему довелось учиться у замечательных педагогов Цецилии Львовны Мансуровой и Владимира Георгиевича Шлезингера. Педагогом по художественному слову был знаменитый чтец Яков Михайлович Смоленский. Вместе с Леонидом Каневским учились: Василий Ливанов, Андрей Миронов, Зиновий Високовский и Ольга Яковлева.
По окончании в 1960 году Щукинского училища Леонид Каневский был принят в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола. В 1967 году он перешел в Театр на Малой Бронной.
Дебютировал Леонид Каневский в кино в 1965 году, снявшись в сказке «Город мастеров». А спустя три года на экраны вышла искрометная комедия «Бриллиантовая рука». Каневскому досталась совсем небольшая, почти эпизодическая роль контрабандиста. Начинающий актер сам придумал текст, придумал, как все это обыграть, и роль получилась удивительно смешной, запоминающейся. Это был его первый большой успех.
Всесоюзную славу актеру принесла роль майора Томина в знаменитом телесериале «Следствие ведут Знатоки». Первые четыре фильма вышли в 1971 году и сразу обеспечили главным героям невероятную зрительскую любовь. В какой то степени этот успех был прогнозируемым. Детективный, лихо закрученный сюжет, обаятельные и такие непохожие Знаменский (Георгий Мартынюк), Томин (Леонид Каневский) и Кибрит (Эльза Леждей) – это и стало залогом популярности. Но вот то, что сериал затянется на многие-многие годы, вряд ли кто ожидал. На протяжении двух десятилетий зрители с неослабевающим интересом следили за очередными расследованиями Знатоков.
Не меньшей любовью Знатоки пользовались и у правоохранительных органов. Знаменитые концерты, посвященные Дню Милиции, практически никогда не обходились без их выступлений. Вспоминает Леонид Каневский: «И вообще, в Союзе не было такого горотдела милиции, который бы не приглашал нас выступить. Нас передавали, как эстафетную палочку. Знали, например, что я люблю париться, а Герка обожает пельмени. Встречавшие нас милицейские руководители еще у трапа самолета говорили: «Семеныч, банька топится. Яковлевич, пельмени варятся». Замечательно встречали! Конечно, это давало заработок, но и интересно было безумно. Каждый месяц - минимум по две поездки. <…> Мы были чем-то вроде жилетки, в которую можно все свои беды и проблемы выплакать. Такая себе живая исповедальня. И для кого? Для тогдашнего руководства!»
О популярности Знатоков говорит такой факт. Однажды в Комсомольске-на-Амуре милицией был задержан вор в законе, живший в одной гостинице с артистами. Узнав, о том какие соседи проживали рядом с ним, он был невероятно огорчен, что не успел ограбить их. На удивленный вопрос начальника милиции, мол, что у них, артистов, и брать то нечего, тот ответил: «Не понимаешь ты, начальник. Не в этом суть. Представляешь, какой бы звон по зоне пошел, что я ЗнаТоКов обнес!»
При такой популярности и длительности сериала, Каневский не стал актером одной роли. Актер много и интересно снимался. При этом играл он преимущественно характерные роли. Удивительно, но его майор Томин да еще эпизод в картине «Весна на Одере» стали единственными положительными ролями в кино. Каневский с присущей ему легкостью и изяществом играл всевозможных жуликов, воров, гангстеров, хулиганов, или просто отрицательных типов.
Все прекрасно помнят, например, его господина Бонасье в приключенческом фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» (1979). Как и в «Бриллиантовой руке», вновь небольшая, эпизодическая роль, и вновь успех, который стал для актера, по его собственному признанию, «полнейшей неожиданностью, хотя и очень приятной». Замечательным оказался его дуэт с Леонидом Ярмольником в детском фильме «Пеппи-Длинный чулок» (1984), где они изобразили двух жуликов-воров – Карла и Блона.
Начало 90-х. С развалом Советского Союза, стали приходить в упадок театры и кино. Многие актеры оставались без работы. Леонид Каневский вспоминает: «В то время вообще театры пустовали. Дикое было ощущение, совершенно непривычное. Понимаешь, невостребованным оказался не я, а дело, которому я служил и служу. В то тяжелое время людям было не до спектаклей. Как раз тогда Женя Арье носился с идеей создания русскоязычного театра в Израиле, собирал труппу, пригласил и меня. Я его хорошо знал, поверил и решил в свои пятьдесят круто изменить свою жизнь».
Так в 1991 году Леонид Каневкий оказался в Израиле, в Тель-Авиве, став вместе с Евгением Арье одним из основателей Театра «Гешер» («Мост»). «На первых порах было чудовищно тяжело... Трудностей хватало. Например, однажды мы четыре месяца не получали зарплату. Старая закалка помогла все это перенести. А затем театр начал развиваться, набирать обороты. Талант Жени Арье, его огромная энергия принесли свои плоды» - рассказывает Леонид Каневский.
Очень скоро театр приобрел в Израиле большую популярность, а для актеров, в том числе и для Каневского, стал настоящим домом. Здесь им было сыграно множество разнообразных ролей. Любимыми спектаклями Леонида Семеновича являются «Дело Дрейфуса», «Три сестры», «Деревушка», «Раб», «Шоша».
Там же в Израиле Каневский проявил себя в новом качестве – ведущего телепрограммы. Когда открылся русскоязычный телеканал, он был приглашен вести передачу «Хочу все съесть». Каневский согласился вести эту программу при одном условии - если она не будет копией программы Андрея Макаревича «Смак». В результате появилась новая интересная передача, которую смотрит в буквальном смысле вся страна.
А что же кино? Леонид Каневский продолжал немало сниматься. Только теперь талантом актера уже наслаждались израильские зрители. Он сыграл в довольно известных израильских фильмах: «Опоздавшая свадьба», «Электрический человек», «Еврейская месть» (роль - пятидесятилетний репатриант Натан) и других.
Со своей будущее женой Анной Леонид Каневский познакомился в 1967 году. Анна - дочь известного актера Ефима Березина – знаменитого Штепселя из киевского дуэта «Тарапунька и Штепсель», который многие годы блистал на эстрадных подмостках Советского Союза. Программы для этого дуэта писал Александр Каневский - старший брат Леонида. Он то и познакомил их. А поженились Леонид и Анна лишь спустя восемь лет.
Анна по профессии - филолог, переводчик с английского и польского языков. В 1977 году у них родилась дочь Наташа. Она окончила театральный факультет Тель-Авивского университета. По специальности Наталья - театральный дизайнер, работает на израильском телевидении.
С января 2006 года по настоящее время Леонид Семёнович Каневский — ведущий документального сериала «Следствие вели…» на «НТВ». Параллельно актёр продолжает играть в театре «Гешер». в 2009 году снялся в сериале «Семин».
Каневский сыграл роли в более чем семидесяти фильмах и много ролей в театральных спектаклях. Награждён орденом Дружбы (20 апреля 2010).
Женат на дочери знаменитого «Штепселя» (Ефима Березина) Анне Березиной. Родной брат — писатель-сатирик Александр Каневский.