Следствие вели... с Леонидом Каневским. Медовая ловушка

Следствие вели... с Леонидом Каневским. Медовая ловушка

Все серии

В 1979 году в Москве появилась банда, грабившая иностранцев под видом сотрудников КГБ СССР. За рубежом этим сведениям уделяют повышенное внимание, ведь не за горами московская Олимпиада. В состав преступной группы входят девушки, которых используют в качестве приманок...

Маруся Климова — Мурка


Маруся Климова — Мурка

Главной героиней знаменитого на весь мир блатного шлягера стала оперативница МУРа — Маруся Климова. Блатную песню «Мурка» в разных вариантах знает и поет вся Россия. Она несется из пролетающих на скорости по улицам автомобилей, доносится по вечерам из ресторанов, из квартир граждан российских, которые что-то там дома отмечают или просто проводят вечер «за рюмкой чая». «Мурку» у нас считают чуть ли гимном уголовного мира. Да что у нас! «Мурку» поют и слушают далеко за пределами России.

Вариантов песни перевалило за тысячу, и с каждым годом появляются новые. А ведь на самом деле эта песня — фактически рифмованный рассказ о секретной операции советских спецслужб, в которой главную роль сыграла вполне реальная женщина, сотрудник секретного подразделения Московского уголовного розыска.

Чтобы понять, почему секретный агент Маруся Климова оказалась в 1922 году в Одессе, где происходили события, положенные в основу песни, вернемся в осень 1921 года. К этому времени Одесса — крупнейший порт России — стала практически неуправляемой.Точнее‚ ею управляли уголовники. Обыденным явлением стали контрабанда, фальшивомонетничество, разбои, грабежи, убийства.

Маруся Климова из МУРа

Наряду с уголовниками Одессу наводнили агенты британской и румынской разведок. В городе действовало махновское подполье — батька Махно, укрывшийся за границей, намеревался вернуться в Одессу в середине 1922 года. Доходило до абсурда: бандиты и воры, сидевшие в тюрьмах, на ночь отпускались с ведома начальников, воровали и грабили, а утром возвращались в камеры. Награбленное отдавали милицейскому начальству, получая свой процент. И это после того, как год назад ЧК уже провело спецоперацию по зачистке от «оборотней» в погонах!

Маруся Климова - Мурка
Маруся Климова — Мурка

Тогда, в 1920 году, в Одессу командировали особую группу Федора Мартынова из МУРа. Еще продолжалась Гражданская война, в Одессе был голод. Бандиты распоясались! Грабили средь бела дня, тех, кто не хотел расставаться с добром, убивали. Группе Мартынова были даны неограниченные полномочия: стрелять на поражение в любого подозрительного. По легенде, группа Мартынова изображала залетную банду, провоцируя местных на налеты, которые заканчивались арестами и ликвидацией. Сыщики комплексами не страдали и палили по бандитам изо всех стволов, действуя под девизом: «Нет уркагана — нет проблемы».

Но в 1922 году эта тактика уже не срабатывала, поэтому на Лубянке стали продумывать новую операцию по зачистке Одессы от уголовников. «Десант чистильщиков» готовился в обстановке повышенной секретности. Однако главари одесских банд теперь на пушечный выстрел не подпускали к себе чужаков. Вот тогда-то на Лубянке и было принято решение внедрить в одну из банд агента-женщину. Выбор пал на банду Миши Бриллианта. Как говорят, у него была особая слабость к женскому полу. На этом и решили сыграть.

В принципе, ход классический — сколько самых опытных секретных агентов и самых осторожных бандитов в мире ловились на приманку в юбке! Но тут была одна сложность — Бриллианта в лицо не знали ни агенты ЧК, ни милицейские осведомители.

Выбор пал на молодую сотрудницу уголовного розыска, 25-летнюю Марию Прокофьевну Климову. В органы она пришла работать недавно. По информации разных источников, Климова была по профессии врачом. Времена были тяжелые, доходило до того, что больницы закрывались, и медперсонал оставался без работы. А в милиции — гарантированный продуктовый паек. В те годы это было решающим в выборе профессии.

«Речь держала баба, звали ее Мурка. Хитрая и смелая была. Даже злые урки — и те боялись Мурки, воровскую жизнь она вела», — поется в одном из вариантов «Мурки». Характер, судя по всему, у агента Климовой действительно был железный. И актерский талант недюжинный. Ведь изображать матерую уголовницу перед такими же матерыми уголовниками — не всякий мужик сможет, тем более молодая женщина. Мария Климова смогла!

Впрочем, справедливости ради, надо сказать, что есть и другие версии прототипа главной героини песни «Мурка». В Одессе давно живет легенда о проститутке по имени Дора, которая сдавала ЧК своих клиентов из числа бандитов и белогвардейских офицеров. По другой легенде, Мурка — Маруся Соколовская, жена убитого атамана, которая продолжила дело мужа. Есть еще другие легенды.

Мурка из Одессы

Но исследователи все-таки склоняются к тому, что Муркой была именно агент Мария Климова из МУРа. Отсюда и кличка «Мурка» — от аббревиатуры МУР — Московский уголовный розыск. Правда, смущает, что в песне сказано про кожаную тужурку, в которой Мурка зашла в кабак — для спецагента это полный провал и разоблачение. В те годы черные кожанки носили как униформу сотрудники ЧК и МУРа. Никакой скрытой подоплеки в этом не было. Просто в Москве вскрыли царские склады и обнаружили огромное количество кожанок. В них и решили одеть сотрудников спецслужб — чекистов и агентов уголовного розыска. Кожанки за версту выдавали их обладателей. Из-за них нередко срывались секретные операции: бандитские наблюдатели легко отслеживали передвижения агентов угрозыска. Впрочем, секретные агенты наверняка переодевались в гражданку. И прокол Маруси Климовой, скорее всего поэтический образ. Красивый, но явно высосанный из пальца.

Спецоперация особой сложности по внедрению Мурки готовилась в обстановке повышенной секретности. Легенду для агента разработали мощную, с железными доказательствами на случай обязательных бандитских проверок. Однако со временем практически все документы под грифом «Совершенно секретно» были уничтожены, так что события исследователи воссоздают по обрывочной информации тех лет.

Маруся Климова - Мурка

Естественно, бывает невероятно сложно отделить «зерна от плевел». В 1922 году группа муровцев прибыла в Одессу под видом разведчиков, присланных батькой Махно. В доказательство своих связей в уголовном мире Мурка предоставила Бриллианту суперважные документы — уголовную милицейскую картотеку. Святая святых оперов! Картотека собиралась еще с дореволюционных времен и включала в себя весь уголовный мир — наследство царского прошлого и вновь приобретенных послереволюционных уголовников.

Вскоре Мурка стала подругой Бриллианта и одновременно партнером. Для женщины в уголовном мире это был редкий случай. Мурке даже полагалась часть награбленного, большей частью — контрабанды.

Маруся Климова — судьба неизвестна

Нельзя сказать, что спецоперация прошла без сучка и задоринки. Как всегда, начались накладки, и многое пошло не по плану ЧК и МУРа. Всего не предусмотреть, особенно в такой многоходовой и сложнейшей оперативной комбинации. Но его величество случай не раз выручал муровских сыскарей. Свою роль сыграл сильный характер Мурки и ее обаяние. Хотя
были в группе и безвозвратные потери, но в целом операция была успешно завершена. Банда Бриллианта и еще несколько крупных одесских банд были полностью разгромлены. Часть бандитов была уничтожена при задержании, другая часть оказалась за решеткой.

В песне главарь банды, узнав, что Мурка предала его, безжалостно расправляется с ней. Одесские историки не одно десятилетие искали могилу легендарной Мурки, но так и не нашли. Зато в архивах чудом сохранилась учетная карточка агента Марии Климовой, 1897 года рождения. Судя по записям в ней, Мурка осталась жива и в 1952 году вышла на пенсию в звании капитана милиции. Дальнейшая ее судьба, к сожалению, не известна.

Леонид Каневский

Леонид Каневский родился 2 мая 1939 года в Киеве. Его родители к искусству отношения не имели. Правда, мама в юности училась в Киевской консерватории, но в семнадцать лет вышла замуж, и с консерваторией пришлось распрощаться. Отец же по профессии был технологом-фруктовщиком. Он очень любил свою профессию и хотел, чтобы и сын пошел по его стопам.
Юный Леонид, однако, мечтал совсем о другом. С одиннадцати лет он хотел стать артистом. Окончив школу, семнадцатилетний паренек отправился покорять Москву.
Поступить в театральное оказалось совсем не просто. В Школу-студию МХАТ Леонида не приняли. Великий Масальский, сложив пальцы трубочкой и приставив ее (трубочку) к глазу, сказал: «Не наша фактура!». То же самое его ждало и Щепкинском училище. Вновь юноша услышал, что не подходит по фактуре.
Удача Каневскому улыбнулась в Театральном училище им. Б.В. Щукина. Он был зачислен на курс Веры Константиновны Львовой. Здесь же ему довелось учиться у замечательных педагогов Цецилии Львовны Мансуровой и Владимира Георгиевича Шлезингера. Педагогом по художественному слову был знаменитый чтец Яков Михайлович Смоленский. Вместе с Леонидом Каневским учились: Василий Ливанов, Андрей Миронов, Зиновий Високовский и Ольга Яковлева.
По окончании в 1960 году Щукинского училища Леонид Каневский был принят в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола. В 1967 году он перешел в Театр на Малой Бронной.
Дебютировал Леонид Каневский в кино в 1965 году, снявшись в сказке «Город мастеров». А спустя три года на экраны вышла искрометная комедия «Бриллиантовая рука». Каневскому досталась совсем небольшая, почти эпизодическая роль контрабандиста. Начинающий актер сам придумал текст, придумал, как все это обыграть, и роль получилась удивительно смешной, запоминающейся. Это был его первый большой успех.
Всесоюзную славу актеру принесла роль майора Томина в знаменитом телесериале «Следствие ведут Знатоки». Первые четыре фильма вышли в 1971 году и сразу обеспечили главным героям невероятную зрительскую любовь. В какой то степени этот успех был прогнозируемым. Детективный, лихо закрученный сюжет, обаятельные и такие непохожие Знаменский (Георгий Мартынюк), Томин (Леонид Каневский) и Кибрит (Эльза Леждей) – это и стало залогом популярности. Но вот то, что сериал затянется на многие-многие годы, вряд ли кто ожидал. На протяжении двух десятилетий зрители с неослабевающим интересом следили за очередными расследованиями Знатоков.
Не меньшей любовью Знатоки пользовались и у правоохранительных органов. Знаменитые концерты, посвященные Дню Милиции, практически никогда не обходились без их выступлений. Вспоминает Леонид Каневский: «И вообще, в Союзе не было такого горотдела милиции, который бы не приглашал нас выступить. Нас передавали, как эстафетную палочку. Знали, например, что я люблю париться, а Герка обожает пельмени. Встречавшие нас милицейские руководители еще у трапа самолета говорили: «Семеныч, банька топится. Яковлевич, пельмени варятся». Замечательно встречали! Конечно, это давало заработок, но и интересно было безумно. Каждый месяц - минимум по две поездки. <…> Мы были чем-то вроде жилетки, в которую можно все свои беды и проблемы выплакать. Такая себе живая исповедальня. И для кого? Для тогдашнего руководства!»
О популярности Знатоков говорит такой факт. Однажды в Комсомольске-на-Амуре милицией был задержан вор в законе, живший в одной гостинице с артистами. Узнав, о том какие соседи проживали рядом с ним, он был невероятно огорчен, что не успел ограбить их. На удивленный вопрос начальника милиции, мол, что у них, артистов, и брать то нечего, тот ответил: «Не понимаешь ты, начальник. Не в этом суть. Представляешь, какой бы звон по зоне пошел, что я ЗнаТоКов обнес!»
При такой популярности и длительности сериала, Каневский не стал актером одной роли. Актер много и интересно снимался. При этом играл он преимущественно характерные роли. Удивительно, но его майор Томин да еще эпизод в картине «Весна на Одере» стали единственными положительными ролями в кино. Каневский с присущей ему легкостью и изяществом играл всевозможных жуликов, воров, гангстеров, хулиганов, или просто отрицательных типов.
Все прекрасно помнят, например, его господина Бонасье в приключенческом фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» (1979). Как и в «Бриллиантовой руке», вновь небольшая, эпизодическая роль, и вновь успех, который стал для актера, по его собственному признанию, «полнейшей неожиданностью, хотя и очень приятной». Замечательным оказался его дуэт с Леонидом Ярмольником в детском фильме «Пеппи-Длинный чулок» (1984), где они изобразили двух жуликов-воров – Карла и Блона.
Начало 90-х. С развалом Советского Союза, стали приходить в упадок театры и кино. Многие актеры оставались без работы. Леонид Каневский вспоминает: «В то время вообще театры пустовали. Дикое было ощущение, совершенно непривычное. Понимаешь, невостребованным оказался не я, а дело, которому я служил и служу. В то тяжелое время людям было не до спектаклей. Как раз тогда Женя Арье носился с идеей создания русскоязычного театра в Израиле, собирал труппу, пригласил и меня. Я его хорошо знал, поверил и решил в свои пятьдесят круто изменить свою жизнь».
Так в 1991 году Леонид Каневкий оказался в Израиле, в Тель-Авиве, став вместе с Евгением Арье одним из основателей Театра «Гешер» («Мост»). «На первых порах было чудовищно тяжело... Трудностей хватало. Например, однажды мы четыре месяца не получали зарплату. Старая закалка помогла все это перенести. А затем театр начал развиваться, набирать обороты. Талант Жени Арье, его огромная энергия принесли свои плоды» - рассказывает Леонид Каневский.
Очень скоро театр приобрел в Израиле большую популярность, а для актеров, в том числе и для Каневского, стал настоящим домом. Здесь им было сыграно множество разнообразных ролей. Любимыми спектаклями Леонида Семеновича являются «Дело Дрейфуса», «Три сестры», «Деревушка», «Раб», «Шоша».
Там же в Израиле Каневский проявил себя в новом качестве – ведущего телепрограммы. Когда открылся русскоязычный телеканал, он был приглашен вести передачу «Хочу все съесть». Каневский согласился вести эту программу при одном условии - если она не будет копией программы Андрея Макаревича «Смак». В результате появилась новая интересная передача, которую смотрит в буквальном смысле вся страна.
А что же кино? Леонид Каневский продолжал немало сниматься. Только теперь талантом актера уже наслаждались израильские зрители. Он сыграл в довольно известных израильских фильмах: «Опоздавшая свадьба», «Электрический человек», «Еврейская месть» (роль - пятидесятилетний репатриант Натан) и других.
Со своей будущее женой Анной Леонид Каневский познакомился в 1967 году. Анна - дочь известного актера Ефима Березина – знаменитого Штепселя из киевского дуэта «Тарапунька и Штепсель», который многие годы блистал на эстрадных подмостках Советского Союза. Программы для этого дуэта писал Александр Каневский - старший брат Леонида. Он то и познакомил их. А поженились Леонид и Анна лишь спустя восемь лет.
Анна по профессии - филолог, переводчик с английского и польского языков. В 1977 году у них родилась дочь Наташа. Она окончила театральный факультет Тель-Авивского университета. По специальности Наталья - театральный дизайнер, работает на израильском телевидении.
С января 2006 года по настоящее время Леонид Семёнович Каневский — ведущий документального сериала «Следствие вели…» на «НТВ». Параллельно актёр продолжает играть в театре «Гешер». в 2009 году снялся в сериале «Семин».
Каневский сыграл роли в более чем семидесяти фильмах и много ролей в театральных спектаклях. Награждён орденом Дружбы (20 апреля 2010).
Женат на дочери знаменитого «Штепселя» (Ефима Березина) Анне Березиной. Родной брат — писатель-сатирик Александр Каневский.

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube