Следствие вели... с Леонидом Каневским.
Наполеончик
Июль 1971 года, Краснодар. В рейсовом автобусе прогремел мощный взрыв. Многотонная машина в секунды оказалась охвачена пламенем, пятеро человек погибли, десятки получили серьезные ранения. На месте трагедии были найдены части самодельного взрывного устройства. Вскоре выяснилось: случай с автобусом — не единичный. Совсем недавно лишь по чистой случайности аналогичная «адская машина» не сработала в жилом доме. Неужели в столице советской Кубани объявилась террористическая группа? Тогда и подумать никто не мог, что за этими страшными событиями стоит безжалостный одиночка, основатель подпольной «Лиги малорослых»...
Пётр Кузьмич Волынский был выпускником медицинского института. По воспоминаниям его однокурсников, именно во время учёбы у него стали проявляться первые признаки шизофрении: он постоянно носил с собой чемодан, в котором что-то тикало и время от времени звонил будильник. Окончив институт, Волынский некоторое время работал в медицинском учреждении, но вскоре его коллегами было установлено, что он болен шизофренией, и его уволили. После этого он стал работать подсобным рабочим на стройке. У Волынского развился комплекс неполноценности, связанный с его маленьким ростом (160—165 сантиметров). В кругу своих близких Волынский провозгласил создание так называемой Лиги низкорослых людей, поставив её задачей уничтожение высоких граждан и руководящих работников, и стал вести дневник, в котором утверждал, что такие, как он, — уникальные и умственно одарённые люди. Волынский был очень сильно обижен на тех, кто не дал ему больше заниматься медициной, и решил отомстить тем, кого считал виновными в этом, даже сказал о своём намерении коллегам. Раздобыв компоненты взрывчатого вещества, он приступил к сборке взрывного устройства. В январе 1971 года Волынский заминировал дверь квартиры, где жил заведующий кафедрой психиатрии Кубанского медицинского института — тот самый врач, который некогда поставил ему диагноз «шизофрения». Устройство, которое террорист повесил над дверью, представляло собой корпус огнетушителя, набитый взрывчаткой и шариками из подшипников для увеличения поражающей силы, и соединённый с ним для противовеса утюг. При нарушении баланса веса должен был произойти взрыв, но он не состоялся благодаря бдительности соседки, вовремя обнаружившей заминированную дверь. Прибывшие сотрудники милиции пришли к выводу, что имело место обычное хулиганство, и поисков проводить не стали. Также Волынский пытался пробраться с бомбой в чемодане в кинотеатр «Аврора», чтобы взорвать его, но администратор не пустила его в зал. Теракт произошел 14 июня 1971 года. В намеченном Волынским автобусе ЛАЗ-695Е маршрута № 1 «Улица Герцена — Радиозавод» находилось около 100 пассажиров. Волынский зашёл в автобус, поставил бомбу в чемодане на пол возле бензобака и вышел на следующей остановке. Взрыв, произошедший приблизительно в 8:30 на улице Тургенева, был настолько сильным, что автобус подбросило в воздух, а взрывная волна повалила росшие неподалёку деревья и выбила в окрестных домах двери и окна. На месте были убиты пять человек, ещё пять впоследствии скончались в больнице, многие пассажиры получили ранения. Автобус вспыхнул, но водитель, который не пострадал, сумел открыть заклинившие двери и выпустить выживших пассажиров до того, как автобус окончательно сгорел. По всей улице Тургенева из заборов частных домов изымались детали взрывного устройства. Уже в день взрыва было установлено, что взорвалась самодельная бомба. Одной из найденных деталей был кусок огнетушителя. Когда сотрудники правоохранительных органов стали проверять схожие преступления, они нашли данные о покушении на психиатра, квалифицированном как хулиганство. Врач сказал на допросе, что подозревает Волынского в покушении на себя. Краевое управление КГБ нашло Волынского в течение двух суток после взрыва (по другим данным — за один день). В квартире террориста были обнаружены взрывчатые вещества, которых было достаточно для взрыва пятиэтажного дома, и портрет Наполеона I с надписью «Мне можно всё». Вышедший впоследствии документальный фильм из цикла «Следствие вели…» о теракте и о самом Волынском был назван «Наполеончик». Кроме того, у Волынского нашли литературу по минному делу, разобранные подшипники, чертежи взрывных устройств, аналогичных сработавшему, и смету затрат Волынского. Оказалось, что собранная им бомба обошлась ему всего в 40 рублей. Террорист был задержан. Когда на допросе его спросили, что же побудило его на такое преступление, он не раздумывая ответил: «Я ненавижу людей». Также на допросах он утверждал, что убивал людей из-за того, что высокие люди всячески принижают низкорослых, отлавливают и кастрируют их. Судебно-психиатрическая экспертиза признала террориста невменяемым. Официальные источники сообщали, что Волынский направлен на принудительное лечение в психиатрическую лечебницу закрытого типа в Смоленской области, однако в начале 2000-х годов журналист Эдуард Сафронов, приехавший в краевую психиатрическую больницу в посёлке Новый Абинского района Краснодарского края, увидел Волынского в одной из одиночных палат. Главный врач больницы Вадим Захаров сказал Сафронову, что Волынский содержится в этой больнице уже много лет. По словам Захарова, Волынский — «интереснейший собеседник», но он, «видимо, до конца дней своих будет жить в плену собственной теории, что весь мир делится на „больших“ и „маленьких“. Прямо комплекс Наполеона. Причём первые угнетают вторых, поэтому с ними надо бороться всеми силами и средствами». В телепередаче «Следствие вели…» рассказывалось о том, что Волынский пропал без вести вскоре после своего освобождения. О теракте в Краснодаре газеты сообщали крайне скудно.
Леонид Каневский
Леонид Каневский родился 2 мая 1939 года в Киеве. Его родители к искусству отношения не имели. Правда, мама в юности училась в Киевской консерватории, но в семнадцать лет вышла замуж, и с консерваторией пришлось распрощаться. Отец же по профессии был технологом-фруктовщиком. Он очень любил свою профессию и хотел, чтобы и сын пошел по его стопам.
Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube
Автобус ЛАЗ-695Е после взрываБиография Волынского. Первые попытки терактов
Взрыв автобуса
Расследование теракта. Арест Волынского и его дальнейшая судьба
Юный Леонид, однако, мечтал совсем о другом. С одиннадцати лет он хотел стать артистом. Окончив школу, семнадцатилетний паренек отправился покорять Москву.
Поступить в театральное оказалось совсем не просто. В Школу-студию МХАТ Леонида не приняли. Великий Масальский, сложив пальцы трубочкой и приставив ее (трубочку) к глазу, сказал: «Не наша фактура!». То же самое его ждало и Щепкинском училище. Вновь юноша услышал, что не подходит по фактуре.
Удача Каневскому улыбнулась в Театральном училище им. Б.В. Щукина. Он был зачислен на курс Веры Константиновны Львовой. Здесь же ему довелось учиться у замечательных педагогов Цецилии Львовны Мансуровой и Владимира Георгиевича Шлезингера. Педагогом по художественному слову был знаменитый чтец Яков Михайлович Смоленский. Вместе с Леонидом Каневским учились: Василий Ливанов, Андрей Миронов, Зиновий Високовский и Ольга Яковлева.
По окончании в 1960 году Щукинского училища Леонид Каневский был принят в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола. В 1967 году он перешел в Театр на Малой Бронной.
Дебютировал Леонид Каневский в кино в 1965 году, снявшись в сказке «Город мастеров». А спустя три года на экраны вышла искрометная комедия «Бриллиантовая рука». Каневскому досталась совсем небольшая, почти эпизодическая роль контрабандиста. Начинающий актер сам придумал текст, придумал, как все это обыграть, и роль получилась удивительно смешной, запоминающейся. Это был его первый большой успех.
Всесоюзную славу актеру принесла роль майора Томина в знаменитом телесериале «Следствие ведут Знатоки». Первые четыре фильма вышли в 1971 году и сразу обеспечили главным героям невероятную зрительскую любовь. В какой то степени этот успех был прогнозируемым. Детективный, лихо закрученный сюжет, обаятельные и такие непохожие Знаменский (Георгий Мартынюк), Томин (Леонид Каневский) и Кибрит (Эльза Леждей) – это и стало залогом популярности. Но вот то, что сериал затянется на многие-многие годы, вряд ли кто ожидал. На протяжении двух десятилетий зрители с неослабевающим интересом следили за очередными расследованиями Знатоков.
Не меньшей любовью Знатоки пользовались и у правоохранительных органов. Знаменитые концерты, посвященные Дню Милиции, практически никогда не обходились без их выступлений. Вспоминает Леонид Каневский: «И вообще, в Союзе не было такого горотдела милиции, который бы не приглашал нас выступить. Нас передавали, как эстафетную палочку. Знали, например, что я люблю париться, а Герка обожает пельмени. Встречавшие нас милицейские руководители еще у трапа самолета говорили: «Семеныч, банька топится. Яковлевич, пельмени варятся». Замечательно встречали! Конечно, это давало заработок, но и интересно было безумно. Каждый месяц - минимум по две поездки. <…> Мы были чем-то вроде жилетки, в которую можно все свои беды и проблемы выплакать. Такая себе живая исповедальня. И для кого? Для тогдашнего руководства!»
О популярности Знатоков говорит такой факт. Однажды в Комсомольске-на-Амуре милицией был задержан вор в законе, живший в одной гостинице с артистами. Узнав, о том какие соседи проживали рядом с ним, он был невероятно огорчен, что не успел ограбить их. На удивленный вопрос начальника милиции, мол, что у них, артистов, и брать то нечего, тот ответил: «Не понимаешь ты, начальник. Не в этом суть. Представляешь, какой бы звон по зоне пошел, что я ЗнаТоКов обнес!»
При такой популярности и длительности сериала, Каневский не стал актером одной роли. Актер много и интересно снимался. При этом играл он преимущественно характерные роли. Удивительно, но его майор Томин да еще эпизод в картине «Весна на Одере» стали единственными положительными ролями в кино. Каневский с присущей ему легкостью и изяществом играл всевозможных жуликов, воров, гангстеров, хулиганов, или просто отрицательных типов.
Все прекрасно помнят, например, его господина Бонасье в приключенческом фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» (1979). Как и в «Бриллиантовой руке», вновь небольшая, эпизодическая роль, и вновь успех, который стал для актера, по его собственному признанию, «полнейшей неожиданностью, хотя и очень приятной». Замечательным оказался его дуэт с Леонидом Ярмольником в детском фильме «Пеппи-Длинный чулок» (1984), где они изобразили двух жуликов-воров – Карла и Блона.
Начало 90-х. С развалом Советского Союза, стали приходить в упадок театры и кино. Многие актеры оставались без работы. Леонид Каневский вспоминает: «В то время вообще театры пустовали. Дикое было ощущение, совершенно непривычное. Понимаешь, невостребованным оказался не я, а дело, которому я служил и служу. В то тяжелое время людям было не до спектаклей. Как раз тогда Женя Арье носился с идеей создания русскоязычного театра в Израиле, собирал труппу, пригласил и меня. Я его хорошо знал, поверил и решил в свои пятьдесят круто изменить свою жизнь».
Так в 1991 году Леонид Каневкий оказался в Израиле, в Тель-Авиве, став вместе с Евгением Арье одним из основателей Театра «Гешер» («Мост»). «На первых порах было чудовищно тяжело... Трудностей хватало. Например, однажды мы четыре месяца не получали зарплату. Старая закалка помогла все это перенести. А затем театр начал развиваться, набирать обороты. Талант Жени Арье, его огромная энергия принесли свои плоды» - рассказывает Леонид Каневский.
Очень скоро театр приобрел в Израиле большую популярность, а для актеров, в том числе и для Каневского, стал настоящим домом. Здесь им было сыграно множество разнообразных ролей. Любимыми спектаклями Леонида Семеновича являются «Дело Дрейфуса», «Три сестры», «Деревушка», «Раб», «Шоша».
Там же в Израиле Каневский проявил себя в новом качестве – ведущего телепрограммы. Когда открылся русскоязычный телеканал, он был приглашен вести передачу «Хочу все съесть». Каневский согласился вести эту программу при одном условии - если она не будет копией программы Андрея Макаревича «Смак». В результате появилась новая интересная передача, которую смотрит в буквальном смысле вся страна.
А что же кино? Леонид Каневский продолжал немало сниматься. Только теперь талантом актера уже наслаждались израильские зрители. Он сыграл в довольно известных израильских фильмах: «Опоздавшая свадьба», «Электрический человек», «Еврейская месть» (роль - пятидесятилетний репатриант Натан) и других.
Со своей будущее женой Анной Леонид Каневский познакомился в 1967 году. Анна - дочь известного актера Ефима Березина – знаменитого Штепселя из киевского дуэта «Тарапунька и Штепсель», который многие годы блистал на эстрадных подмостках Советского Союза. Программы для этого дуэта писал Александр Каневский - старший брат Леонида. Он то и познакомил их. А поженились Леонид и Анна лишь спустя восемь лет.
Анна по профессии - филолог, переводчик с английского и польского языков. В 1977 году у них родилась дочь Наташа. Она окончила театральный факультет Тель-Авивского университета. По специальности Наталья - театральный дизайнер, работает на израильском телевидении.
С января 2006 года по настоящее время Леонид Семёнович Каневский — ведущий документального сериала «Следствие вели…» на «НТВ». Параллельно актёр продолжает играть в театре «Гешер». в 2009 году снялся в сериале «Семин».
Каневский сыграл роли в более чем семидесяти фильмах и много ролей в театральных спектаклях. Награждён орденом Дружбы (20 апреля 2010).
Женат на дочери знаменитого «Штепселя» (Ефима Березина) Анне Березиной. Родной брат — писатель-сатирик Александр Каневский.