Следствие вели... с Леонидом Каневским. Нечисть

Следствие вели... с Леонидом Каневским. Нечисть

Все серии

1988-й год. Загадочное нападение на милицейский участок под Ленинградом. Преступники удивительным образом проникают через запертые двери, убивают дежурного и похищают целый арсенал. Вскоре украденное оружие дает о себе знать: происходит целая серия дерзких преступлений, но бандиты все время ускользают от сыщиков. Выйти на их след помогает... цыганская гадалка.

В мае 1988 года Ленинградскую область и город поразило известие о дерзком нападении на Пашское отделение милиции. В такой глухомани убийство сотрудника милиции и хищение из дежурной части шести боевых пистолетов Макарова с большим количеством боеприпасов к ним было уже не чрезвычайным происшествием. Это было преступление века.

Сержант Василий Кузихин, дежуривший в ту роковую ночь по отделению, так и не дожил до своего тридцатилетия. Оставшись один, он почему-то открыл входную дверь преступникам. Это подтверждало версию о том, что вошедшие были ему знакомы. Следы борьбы свидетельствовали, что Кузихин успел понять намерения «незваных гостей», достал свое табельное оружие и вступил в неравную схватку, но был обезоружен и застрелен из своего же пистолета. Тем не менее его бдительность и профессионализм сработали не в пользу преступников. Василий запер ключи от оружейной комнаты в сейф, а ключи от сейфа положил в «дальний» карман. Налетчикам пришлось взламывать сейф находившимся в помещении топором и лишь потом хозяйничать в ружейке. Все это плодило следы на месте происшествия.

Одной из версий разыгравшейся трагедии стало вероятное непосредственное участие или наводка действующих или уволенных из органов милиции сотрудников. Что такое оперативно-розыскное дело и какие пункты закладываются в план мероприятий, знает каждый оперативный работник. Это непременное участие ранее судимых, несовершеннолетних, гастролеров. Все это и было запланировано. И скрупулезно отрабатывалось. Руководители «экспедиции» – начальник отдела Юрий Иванович Соболев и его заместитель Александр Валентинович Холявко – только успевали реагировать и тут же докладывать об отработке сигналов.

Кровавые отпечатки пальцев на топорище оказались непригодны для идентификации, зато обнаружились волокна ткани. От перчаток, сшитых из лоскутков. На месте происшествия были обнаружены детали производственного респиратора. То есть, если респиратор использовался преступниками в качестве маски, покойный Кузихин мог во время борьбы сорвать его с лица нападавшего.

Поиск предприятий, где использовались аналогичные перчатки и респираторы, вошел в число первоочередных задач розыскников. Мероприятия ширились, но результата пока не давали. Товароведческая экспертиза подтвердила принадлежность обнаруженных фрагментов ткани к лепестковому противопылевому респиратору, используемому на производстве. В частности, на Волховском комбикормовом заводе. Туда же вели и микрочастицы волокон от перчаток. Но к нужному результату это не приблизило.

Тем временем близились холода, и группа мало-помалу стала «разбегаться в разные стороны». Близких перспектив в раскрытии не намечалось. Впрочем, вслед за «а» обычно произносится «б»…

Ночная сработка сигнализации в бухгалтерии депо станции Волховстрой побудила дежурного пульта немедленно направить на место экипаж группы задержания. Три минуты понадобилось милиционерам, чтобы добраться до цели, проклиная возможную ложную тревогу. Трое сотрудников пошли осматривать объект. Милиционер-водитель согласно инструкции остался у машины. На втором этаже милиционер Десятниченко почувствовал неладное и громко предупредил своих товарищей. На звук его голоса раздались выстрелы. Ответными выстрелами сотрудник обратил противника в бегство. Но на преследование не хватило сил: Десятниченко был ранен в руку, а остальные «гэзэшники» оказались на выезде без табельного оружия.

Конечно, версия о причастности работающих в депо и недавно уволенных снова главенствовала. Преступники знали об охранной сигнализации, потому пытались пробраться к сейфу, пробив брешь в прилегающей стене. Знали они и день поступления в кассу крупной суммы денег. Оставалось этих «оборотней» вычислить и задержать.

Опергруппы в Паше и Волхове ждали известия от экспертов о принадлежности пуль и гильз, изъятых с места разбойного нападения, к пистолетам, похищенным в Паше. Но ответ пришел отрицательный. Это сильно ударило по энтузиазму оперативников…

Но весной в Волхове был обнаружен на пригорке труп гражданина Некрасова, недавно демобилизовавшегося из рядов Советской Армии, с огнестрельными ранениями. От того же пистолета Макарова. Капитан милиции Василий Петлев из областного «убойного» отдела Главка был назначен старшим группы по отработке всех сигналов по линии этого убийства

А сигналы посыпались. Ведь Некрасов был местным. При изучении его связей «всплыл» один из однокашников, женившийся на девушке Некрасова, пока тот служил в армии. У него была машина ВАЗ красного цвета, похожая на ту, в которую спокойно сел Некрасов по окончании дискотеки. Ранее за ним имелись правонарушения. Но они ему прощались в силу связей отца, пенсионера МВД. Рядом замелькали другие его приятели по школе, спорту, вечеринкам. Кто-то из них ранее работал в депо, кто-то на комбикормовом заводе.

В каждом сюжете есть завязка, развитие, кульминация и развязка. В данном случае обращение к дежурящему на посту ГАИ перед Волховом инспектору двух оперативников Красногвардейского РУВД по поводу розыска красных «Жигулей» послужило толчком к окончательной стадии раскрытия. Направленные в Волхов к Петлеву оперативники рассказали, что цыгане на Красногвардейском рынке выторговали для купли «Жигули». Их владелец предложил съездить в Кириши, где была зарегистрирована машина, чтобы снять с учета. Двое цыган отправились с двумя киришанами и… не вернулись.

Когда Петлеву показали фоторобот владельца машины, составленный со слов табора, стало очевидным его сходство с внешностью соперника Некрасова в любви, счастливого обладателя его бывшей невесты… И автомашины «Жигули» красного цвета. Бывшего машиниста депо. Его фотографию предъявили табору, и результат оказался положительным. Дело было за малым…

Допрос подозреваемого, который был ошарашен неподконтрольным ему ходом событий, не представлял собой сверхзадачи. Он назвал соучастника убийства цыган, застреленных по пути в салоне «Жигулей», и показал место захоронения трупов. Пули были от пистолета Макарова, похищенного из Пашского отделения милиции. А тут еще пришел ответ от экспертов-криминалистов МВД СССР. При повторном исследовании на суперсовременной аппаратуре была выявлена принадлежность пуль и гильз, изъятых с места стрельбы в волховстроевском депо, пистолетам из Паши. Да, вышла накладка. Но лучше поздно, чем никогда…

Среди преступников оказался действующий на момент совершения первого и второго преступлений сотрудник угрозыска Волховского ГРОВД. Он старался «помочь» раскрытию, пытаясь быть в курсе всех сигналов. Был и работник комбикормового завода, и работник депо. Два года просуществовала эта преступная группа. Четыре жителя волховского района были полностью изобличены в совершении тяжких преступлений и осуждены по всей строгости…

А Василий Васильевич Петлев запомнился сослуживцам как хороший товарищ, весельчак и жизнелюб, настоящий сыщик, умеющий подвергнуть розыгрышу любого: что приятеля, что неприятеля. Вместе с ним над раскрытием этого громкого дела работал и ныне действующий руководитель одного из отделов Управления уголовного розыска, воспитанник того же Куйбышевского РУВД Айварс Янович Апшиник.

Леонид Каневский

Леонид Каневский родился 2 мая 1939 года в Киеве. Его родители к искусству отношения не имели. Правда, мама в юности училась в Киевской консерватории, но в семнадцать лет вышла замуж, и с консерваторией пришлось распрощаться. Отец же по профессии был технологом-фруктовщиком. Он очень любил свою профессию и хотел, чтобы и сын пошел по его стопам.
Юный Леонид, однако, мечтал совсем о другом. С одиннадцати лет он хотел стать артистом. Окончив школу, семнадцатилетний паренек отправился покорять Москву.
Поступить в театральное оказалось совсем не просто. В Школу-студию МХАТ Леонида не приняли. Великий Масальский, сложив пальцы трубочкой и приставив ее (трубочку) к глазу, сказал: «Не наша фактура!». То же самое его ждало и Щепкинском училище. Вновь юноша услышал, что не подходит по фактуре.
Удача Каневскому улыбнулась в Театральном училище им. Б.В. Щукина. Он был зачислен на курс Веры Константиновны Львовой. Здесь же ему довелось учиться у замечательных педагогов Цецилии Львовны Мансуровой и Владимира Георгиевича Шлезингера. Педагогом по художественному слову был знаменитый чтец Яков Михайлович Смоленский. Вместе с Леонидом Каневским учились: Василий Ливанов, Андрей Миронов, Зиновий Високовский и Ольга Яковлева.
По окончании в 1960 году Щукинского училища Леонид Каневский был принят в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола. В 1967 году он перешел в Театр на Малой Бронной.
Дебютировал Леонид Каневский в кино в 1965 году, снявшись в сказке «Город мастеров». А спустя три года на экраны вышла искрометная комедия «Бриллиантовая рука». Каневскому досталась совсем небольшая, почти эпизодическая роль контрабандиста. Начинающий актер сам придумал текст, придумал, как все это обыграть, и роль получилась удивительно смешной, запоминающейся. Это был его первый большой успех.
Всесоюзную славу актеру принесла роль майора Томина в знаменитом телесериале «Следствие ведут Знатоки». Первые четыре фильма вышли в 1971 году и сразу обеспечили главным героям невероятную зрительскую любовь. В какой то степени этот успех был прогнозируемым. Детективный, лихо закрученный сюжет, обаятельные и такие непохожие Знаменский (Георгий Мартынюк), Томин (Леонид Каневский) и Кибрит (Эльза Леждей) – это и стало залогом популярности. Но вот то, что сериал затянется на многие-многие годы, вряд ли кто ожидал. На протяжении двух десятилетий зрители с неослабевающим интересом следили за очередными расследованиями Знатоков.
Не меньшей любовью Знатоки пользовались и у правоохранительных органов. Знаменитые концерты, посвященные Дню Милиции, практически никогда не обходились без их выступлений. Вспоминает Леонид Каневский: «И вообще, в Союзе не было такого горотдела милиции, который бы не приглашал нас выступить. Нас передавали, как эстафетную палочку. Знали, например, что я люблю париться, а Герка обожает пельмени. Встречавшие нас милицейские руководители еще у трапа самолета говорили: «Семеныч, банька топится. Яковлевич, пельмени варятся». Замечательно встречали! Конечно, это давало заработок, но и интересно было безумно. Каждый месяц - минимум по две поездки. <…> Мы были чем-то вроде жилетки, в которую можно все свои беды и проблемы выплакать. Такая себе живая исповедальня. И для кого? Для тогдашнего руководства!»
О популярности Знатоков говорит такой факт. Однажды в Комсомольске-на-Амуре милицией был задержан вор в законе, живший в одной гостинице с артистами. Узнав, о том какие соседи проживали рядом с ним, он был невероятно огорчен, что не успел ограбить их. На удивленный вопрос начальника милиции, мол, что у них, артистов, и брать то нечего, тот ответил: «Не понимаешь ты, начальник. Не в этом суть. Представляешь, какой бы звон по зоне пошел, что я ЗнаТоКов обнес!»
При такой популярности и длительности сериала, Каневский не стал актером одной роли. Актер много и интересно снимался. При этом играл он преимущественно характерные роли. Удивительно, но его майор Томин да еще эпизод в картине «Весна на Одере» стали единственными положительными ролями в кино. Каневский с присущей ему легкостью и изяществом играл всевозможных жуликов, воров, гангстеров, хулиганов, или просто отрицательных типов.
Все прекрасно помнят, например, его господина Бонасье в приключенческом фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» (1979). Как и в «Бриллиантовой руке», вновь небольшая, эпизодическая роль, и вновь успех, который стал для актера, по его собственному признанию, «полнейшей неожиданностью, хотя и очень приятной». Замечательным оказался его дуэт с Леонидом Ярмольником в детском фильме «Пеппи-Длинный чулок» (1984), где они изобразили двух жуликов-воров – Карла и Блона.
Начало 90-х. С развалом Советского Союза, стали приходить в упадок театры и кино. Многие актеры оставались без работы. Леонид Каневский вспоминает: «В то время вообще театры пустовали. Дикое было ощущение, совершенно непривычное. Понимаешь, невостребованным оказался не я, а дело, которому я служил и служу. В то тяжелое время людям было не до спектаклей. Как раз тогда Женя Арье носился с идеей создания русскоязычного театра в Израиле, собирал труппу, пригласил и меня. Я его хорошо знал, поверил и решил в свои пятьдесят круто изменить свою жизнь».
Так в 1991 году Леонид Каневкий оказался в Израиле, в Тель-Авиве, став вместе с Евгением Арье одним из основателей Театра «Гешер» («Мост»). «На первых порах было чудовищно тяжело... Трудностей хватало. Например, однажды мы четыре месяца не получали зарплату. Старая закалка помогла все это перенести. А затем театр начал развиваться, набирать обороты. Талант Жени Арье, его огромная энергия принесли свои плоды» - рассказывает Леонид Каневский.
Очень скоро театр приобрел в Израиле большую популярность, а для актеров, в том числе и для Каневского, стал настоящим домом. Здесь им было сыграно множество разнообразных ролей. Любимыми спектаклями Леонида Семеновича являются «Дело Дрейфуса», «Три сестры», «Деревушка», «Раб», «Шоша».
Там же в Израиле Каневский проявил себя в новом качестве – ведущего телепрограммы. Когда открылся русскоязычный телеканал, он был приглашен вести передачу «Хочу все съесть». Каневский согласился вести эту программу при одном условии - если она не будет копией программы Андрея Макаревича «Смак». В результате появилась новая интересная передача, которую смотрит в буквальном смысле вся страна.
А что же кино? Леонид Каневский продолжал немало сниматься. Только теперь талантом актера уже наслаждались израильские зрители. Он сыграл в довольно известных израильских фильмах: «Опоздавшая свадьба», «Электрический человек», «Еврейская месть» (роль - пятидесятилетний репатриант Натан) и других.
Со своей будущее женой Анной Леонид Каневский познакомился в 1967 году. Анна - дочь известного актера Ефима Березина – знаменитого Штепселя из киевского дуэта «Тарапунька и Штепсель», который многие годы блистал на эстрадных подмостках Советского Союза. Программы для этого дуэта писал Александр Каневский - старший брат Леонида. Он то и познакомил их. А поженились Леонид и Анна лишь спустя восемь лет.
Анна по профессии - филолог, переводчик с английского и польского языков. В 1977 году у них родилась дочь Наташа. Она окончила театральный факультет Тель-Авивского университета. По специальности Наталья - театральный дизайнер, работает на израильском телевидении.
С января 2006 года по настоящее время Леонид Семёнович Каневский — ведущий документального сериала «Следствие вели…» на «НТВ». Параллельно актёр продолжает играть в театре «Гешер». в 2009 году снялся в сериале «Семин».
Каневский сыграл роли в более чем семидесяти фильмах и много ролей в театральных спектаклях. Награждён орденом Дружбы (20 апреля 2010).
Женат на дочери знаменитого «Штепселя» (Ефима Березина) Анне Березиной. Родной брат — писатель-сатирик Александр Каневский.

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube