Следствие вели... с Леонидом Каневским. Откройте, Мосгаз! - смотреть онлайн бесплатно
Главная

Перейти на мобильную версию сайта

Следствие вели... с Леонидом Каневским. Откройте, Мосгаз!

Его кровавые деяния навсегда вошли в историю криминалистики, а его прозвищем мамы пугали детей. Ведь он был первым маньяком Советского Союза.
По приказу Хрущева, на поимку серийного убийцы отводилось две недели. Приказ был выполнен в срок.
Мало кто знает, что все свои преступления Мосгаз посвятил юной артистке кордебалета. Он убивал с легкостью, словно играл роль. Но однажды доигрался.

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube
Влади́мир Ионеся́н («Мосгаз») (27 августа 1937, Тбилиси, Грузинская ССР, СССР — 31 января 1964, Москва, РСФСР, СССР) — один из самых первых советских серийных убийц. Его популярной неофициальной кличкой стал «Мосгаз», поскольку Ионесян проникал в квартиры, представляясь работником Мосгаза.

Владимир Ионесян в период работы в Оренбургском театре музыкальной комедии

Ранняя биография

Ионесян родился 27 августа 1937 года в Тбилиси, по национальности был армянином. В детстве он хорошо пел, и родители активно поощряли развитие его вокальных способностей. Помимо среднего образования Ионесян имел диплом музыкального училища, благодаря которому его как хорошего студента приняли без экзаменов в Государственную Тбилисскую консерваторию. На втором курсе консерватории он ушёл работать в театр, где проработал до 13 декабря 1963 года.

Детали биографии Ионесяна очень разнятся в различных источниках. По одной версии, когда Ионесян ещё учился в школе, его отца осудили на семь лет за торговые махинации, из-за чего, предположительно, Владимир пошёл по кривой дорожке, что привело его к тому, что в 1954 году, закончив среднюю школу, Ионесян был пойман за кражу и осуждён на 5 лет лишения свободы условно. В 1959 году его призвали в армию, так как он, учась тогда в консерватории, вынужден был бросить обучение из-за, как он сказал на допросе, «чисто нервной болезни». Когда он пришёл в военкомат на освидетельствование, его отправили на обследование в первую больницу Тбилиси, где врачи дали заключение, что он не может служить. Он принёс соответствующие документы в военкомат, где некий человек, по его словам, уничтожил их, а самого Ионесяна посадил за уклонение от воинской повинности. Его приговорили к двум с половиной годам тюрьмы (по ст. 68 УК РСФСР). На суде он пытался доказать свою невиновность, но человека, который порвал его справки, в суд почему-то не вызвали. Но есть другая версия биографии Ионесяна в тот период, по которой Ионесян получил первый срок как раз за уклонение от воинской обязанности после школы (в чём активно помогали родители), так как считал, что служба в армии погубит его вокальный талант, и этот срок составил всё те же два года. Пока он их отбывал, арестовали его отца. Есть так же третья версия биографии Ионесяна, изложенная в «Комсомольской правде», которая привела отрывки из записей допроса Ионесяна: по ним первый срок он всё-таки получил за уклонение от воинской обязанности в 1959 году — о судимости 1954 года в этих выдержках ничего не говорится.

После суда Ионесяна отправили в лагерь облегчённого типа в Гори. Там он хорошо себя вёл и даже проработал культоргом, из-за чего его иногда отпускали в город. Во время одного увольнения Ионесян не вернулся в лагерь, так как, не сдержавшись на нервной почве, он приехал домой. После этого его заключение заменили на один год принудительных работ и освободили. После освобождения Ионесяна вновь призвали в армию и опять послали в центральный неврологический диспансер, где выдали заключение, что он нервнобольной и не может служить, и, наконец, — военный билет. Через какое-то время он женился на выпускнице Тбилисской консерватории по имени Медея и у него родился сын. Не сумев найти хорошо оплачиваемой работы, решился пойти на групповую кражу. На этот раз суд, учитывая его возраст и семейное положение, дал ему 5 лет условно. По просьбе жены, которая хотела оградить его от общения с его друзьями-подельниками, Ионесян с семьей переехал в Оренбург, где стал работать солистом-тенором (по другой версии — концертмейстером) в местном театре музыкальной комедии. В ноябре 1963 года в театр из Казани приехал на работу некий художник с женой, которая, в свою очередь, позвала с собой из Казани балерину Алевтину Николаевну Дмитриеву (род. в 1942). Супруги и Дмитриева поселились рядом с семьёй Ионесян, и у Владимира с Алевтиной начался роман. Однако дирекция театра была недовольна работой Дмитриевой, и ей сказали, что для театра она не подходит и что ей еще нужно учиться танцевать. Как Ионесян сказал на допросе, для неё это было серьёзным ударом, и он решил помочь, как он выражался, «очень хорошему человеку во всех смыслах» и предложил вместе с ним поехать в Иваново, где у него жил приятель, до этого бывший режиссером Оренбургского театра оперетты.

Ради Дмитриевой Ионесян решился бросить жену и ребёнка и без спроса покинуть рабочее место. Но поскольку Дмитриева была не очень им заинтересована, то он, чтобы уговорить её на переезд, соврал, что он работает в КГБ и с помощью своих связей сделает её примой Большого театра. Но в Иваново у них ничего не вышло, и они решили отправиться в Москву. Для этого он сказал ей, что в Москве их ждёт наследство, которое ему оставил умерший в Германии дядя. В Москве они сняли квартиру на 2-й Мещанской улице возле Рижского вокзала у пенсионерки, с которой познакомились фактически в первые часы приезда в столицу. Однако средств на жизнь не хватало — Дмитриеву не взяли ни в один из столичных театров, — и Ионесян решил добыть деньги грабежом. Дмитриевой он опять соврал, что получил повышение по службе и вынужден будет часто уезжать на «задания». Факт, что «агент КГБ» носит не самую роскошную одежду, он объяснял Дмитриевой тем, что «работает под прикрытием и не должен выделяться».

Мотивы

Поскольку КПСС и правительство СССР торопили с казнью, то мотивы Ионесяна детально установлены не были. Официальным мотивом в деле была указана кража, что не совсем вписывалось в действия Ионесяна, так как в половине случаев он не брал лежащих на виду по-настоящему ценных вещей и вместо этого забирал различную мелочь, которая, по его мнению, могла понравиться Дмитриевой, что он потом и дарил ей. Информации о тяжелом детстве биографы Ионесяна не имеют и, предположительно, подробного изучения детства Ионесяна для поиска каких-либо факторов, которые могли бы объяснить его будущие преступления, не проводилось. На допросе Ионесян утверждал, что он просто искал деньги. Он смог объяснить первое убийство тем фактом, что из-за нехватки денег находился в нервно-стрессовом состоянии, но объяснить причины последующих убийств он так и не смог.

Исследователи в области криминологии, в частности, и известный антрополог и скульптор Михаил Герасимов пришли к выводу, что Владимир Ионесян принадлежал к истероидному типу и что преступления были для него способом самоутверждения, в котором он хотел добиться всеобщего признания. Это подтверждается тем, что в Оренбургском театре музыкальной комедии Ионесян, несмотря на вокальное образование, играл второсортные роли и считал, что достоин большего. Это стало главной причиной того, что в 1963 году он решил попробовать свои силы в Москве.

Убийства

Ионесян никогда не планировал заранее преступления. Прикидываясь контролёром из ГУП Мосгаз или работником ЖЭКа № 13, он проходил в квартиры, снимал показания со счётчиков, проверял газовые горелки. Выбирая место будущего грабежа, он ориентировался в большей степени не на богатое убранство квартиры, а на количество человек, находящихся в тот момент в квартире. В качестве оружия использовал туристический топорик, купленный в ГУМе. Выделяющейся внешней деталью была ушанка, которую Ионесян, в отличие от подавляющего числа москвичей, завязывал на затылке, а не на макушке. Тем не менее известны случаи, когда Ионесян вместо ушанки надевал кепку.

Первое убийство

Первое убийство Ионесян совершил 20 декабря 1963 года в доме на Балтийской улице, в районе Сокола. Под видом работника Мосгаза он прошелся по нескольким квартирам, в которых под предлогом профилактического осмотра высмотрел наиболее удобную жертву. Ею оказался 12-летний Константин Соболев. Убедившись, что дома никого нет, Ионесян нанёс мальчику топором большое количество рубленых ран (по другим данным, убийца использовал нож, причём это был единственный раз, когда он применил нож. Убив ребёнка, Ионесян забрал детский свитер, шестьдесят рублей, флакон одеколона «Шипр» и пляжные очки.

Опросив жильцов дома, милиция вышла на Артёма Фролова, в чью квартиру Ионесян тоже заходил в тот день, но мальчика спасла чистая случайность — когда Ионесян спросил, есть ли кто-то ещё в квартире, мальчик по ошибке сказал, что дома есть его бабушка, хотя та в тот день лежала в больнице. Показания Фролова сыграли большую роль в работе криминалиста Софьи Файнштейн, когда она создавала фоторобот. Для воссоздания внешности преступника также обращались за помощью к художнику Науму Карповскому и известному скульптору и антропологу Михаилу Герасимову. Между тем, пока Файнштейн работала с Фроловым, в её кабинет заглянул один из сотрудников МУРа, который, по совпадению, оказался внешне очень похож на Ионесяна, что позволило составить более точный портрет убийцы.

Убийства в Иваново

25 декабря 1963 года Ионесян вместе с Дмитриевой приехал в Иваново, где совершил сразу два убийства. Продолжая представляться работником газового хозяйства, он проникал в квартиры и выискивал жертв. В квартире на улице Калинина он убил топором 12-летнего Михаила Кулешова, унёс пиджак, кофту, две авторучки и несколько облигаций. В другой квартире на Октябрьской улице он убил 74-летнюю женщину и взял из её квартиры карманный фонарик и 70 копеек. Вернувшись на улицу Калинина, он снова стал обходить квартиры. В одной из них изнасиловал 15-летнюю Галину Петропавловскую и нанёс ей девять ударов топором по голове. Забрал свитер, кофту, пуховый платок и 90 рублей. Девочка выжила и смогла описать внешность Ионесяна.

В тот же вечер Ионесян и Дмитриева бежали из Иваново (он говорил ей, будто выполняет «правительственное задание» и боится, что их могут убить). Они прошли в сторону Москвы пешком 10 километров и только потом сели на автобус.

После убийств в Иваново делу «убийцы из Мосгаза» придали статус особо важного, его взяли под личный контроль министр охраны общественного порядка (так тогда называлось МВД) и заместитель председателя совета министров Алексей Косыгин. Ходом дела интересовался даже сам Никита Хрущёв.

Четвёртое убийство

28 декабря в Москве, в квартире на Ленинградском проспекте Ионесян убил 11-летнего Александра Лисовца. Когда Ионесян нанёс ему удар топором, мальчик побежал в туалет и попытался там закрыться, но убийца сумел догнать его и убил в туалете. Ионесян ничего не взял из квартиры: дверь в комнату, где стоял шкаф, была заперта, но найти ключ и взломать её он не смог.

Последнее убийство

Последнее своё убийство Ионесян совершил 8 января 1964 года в квартире на Шереметьевской улице, в районе Марьиной рощи. Жертвой стала 46-летняя Мария Ермакова, которой он представился на этот раз работником ЖЭКа. Ионесян нанёс ей почти двадцать ударов топором. Из её квартиры пропало пять мотков пряжи, три пары носков, кошелёк, 30 рублей, настольные часы «Мир» и телевизор «Старт-3».

Арест

Несколько жителей Марьиной рощи сообщили милиции, что видели, как в день убийства молодой человек южной внешности с завёрнутым в простыню телевизором уехал с Шереметьевской улицы на грузовой машине. Участковый уполномоченный Малышев также видел это и запомнил первые две цифры госномера самосвала — 96. Сыщики быстро установили полный номер машины — МОЖ 96-26. У водителя узнали, что он действительно подвозил мужчину кавказской внешности и высадил его на углу улиц Трифоновская и 2-я Мещанская.

Одна женщина, проживавшая на улице Щепкина, сообщила, что у её соседки живёт племянница с мужем, что он похож на кавказца и недавно принёс телевизор, который тут же продал жильцу из соседнего дома. Проверив жильца, милиция выяснила, что это был тот самый телевизор, который пропал из квартиры Ермаковой. На квартире Ионесяна устроили засаду, но вместо самого убийцы задержали Алевтину Дмитриеву, которая сказала сыщикам, что Ионесян работает в КГБ и находится на выполнении секретного задания (при аресте сам Ионесян действительно представился как майор КГБ). Быстрая проверка, которой руководил тогдашний председатель КГБ Владимир Семичастный, показала, что Владимир Ионесян в КГБ не числится. Дмитриеву посадили в одиночную камеру. Она созналась, что её сожитель отправился в Казань, куда через некоторое время должна была приехать и она. На вокзале её должен был встречать Ионесян. В качестве приманки вместо Дмитриевой в Казань отправили загримированную сотрудницу МУРа.

Задержанием Ионесяна руководил лично министр внутренних дел Татарской АССР. 12 января 1964 года без каких-либо трудностей убийцу из Мосгаза арестовали прямо на перроне вокзала Казани.

Суд и приговор

Существует версия, что с Ионесяном беседовали лично Роман Руденко и Никита Хрущёв. Якобы посмотрев на Ионесяна, Хрущёв заявил: «Чтобы через две недели его уже не было…»

Процесс Ионесяна был недолгим. Фактически его судьба была решена ещё до суда. Поскольку его преступления приобрели широкую огласку и возмутили общественность, то Министерство охраны общественного порядка внесло предложение как можно скорее закончить следствие, организовать суд и выдать Ионесяну расстрельный приговор. В переписке милицейского начальства с ЦК упоминается предложение «приговорить Ионесяна к смертной казни через повешение и приговор привести в исполнение публично». Предлагались и другие, более жестокие и изощренные меры наказания. В планы руководства ЦК КПСС, однако, не входило широкое освещение процесса, на котором, кстати, настаивали и некоторые работники этой организации. В Президиум ЦК было направлено письмо за подписями заведующих административными отделами ЦК КПСС и ЦК КПСС по РСФСР Миронова и Лапутина: «Считаем, что стремление придать предстоящему судебному процессу сенсационный характер ничем не оправдано. По нашему мнению, было бы целесообразно в соответствии с законом о подсудности дело Ионесяна рассмотреть в Верховном суде РСФСР... Ход судебного процесса в печати, по радио и телевидению не освещать, ограничившись кратким сообщением о приговоре суда в центральной прессе. Прокуратура СССР (т. Руденко) и Верховный суд СССР (т. Куликов) это предложение поддерживают. Просим согласия».

Следствие и судебный процесс заняли всего две недели. 30 января 1964 года Верховный суд РСФСР вынес приговор: смертная казнь. Прошение о помиловании было тут же отклонено, и уже 31 января в 23 часа Владимир Ионесян был расстрелян. Алевтину Дмитриеву суд признал пособницей, хотя Ионесян на допросах всё время выгораживал её, утвеждая, что она ничего не знала об убийствах, и даже её вина, по большому счёту, не была доказана судом. Её приговорили к 15 годам лишения свободы, но впоследствии приговор был пересмотрен, и в 1972 году (или в 1971) она была освобождена.

Леонид Каневский

Леонид Каневский родился 2 мая 1939 года в Киеве. Его родители к искусству отношения не имели. Правда, мама в юности училась в Киевской консерватории, но в семнадцать лет вышла замуж, и с консерваторией пришлось распрощаться. Отец же по профессии был технологом-фруктовщиком. Он очень любил свою профессию и хотел, чтобы и сын пошел по его стопам.
Юный Леонид, однако, мечтал совсем о другом. С одиннадцати лет он хотел стать артистом. Окончив школу, семнадцатилетний паренек отправился покорять Москву.
Поступить в театральное оказалось совсем не просто. В Школу-студию МХАТ Леонида не приняли. Великий Масальский, сложив пальцы трубочкой и приставив ее (трубочку) к глазу, сказал: «Не наша фактура!». То же самое его ждало и Щепкинском училище. Вновь юноша услышал, что не подходит по фактуре.
Удача Каневскому улыбнулась в Театральном училище им. Б.В. Щукина. Он был зачислен на курс Веры Константиновны Львовой. Здесь же ему довелось учиться у замечательных педагогов Цецилии Львовны Мансуровой и Владимира Георгиевича Шлезингера. Педагогом по художественному слову был знаменитый чтец Яков Михайлович Смоленский. Вместе с Леонидом Каневским учились: Василий Ливанов, Андрей Миронов, Зиновий Високовский и Ольга Яковлева.
По окончании в 1960 году Щукинского училища Леонид Каневский был принят в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола. В 1967 году он перешел в Театр на Малой Бронной.
Дебютировал Леонид Каневский в кино в 1965 году, снявшись в сказке «Город мастеров». А спустя три года на экраны вышла искрометная комедия «Бриллиантовая рука». Каневскому досталась совсем небольшая, почти эпизодическая роль контрабандиста. Начинающий актер сам придумал текст, придумал, как все это обыграть, и роль получилась удивительно смешной, запоминающейся. Это был его первый большой успех.
Всесоюзную славу актеру принесла роль майора Томина в знаменитом телесериале «Следствие ведут Знатоки». Первые четыре фильма вышли в 1971 году и сразу обеспечили главным героям невероятную зрительскую любовь. В какой то степени этот успех был прогнозируемым. Детективный, лихо закрученный сюжет, обаятельные и такие непохожие Знаменский (Георгий Мартынюк), Томин (Леонид Каневский) и Кибрит (Эльза Леждей) – это и стало залогом популярности. Но вот то, что сериал затянется на многие-многие годы, вряд ли кто ожидал. На протяжении двух десятилетий зрители с неослабевающим интересом следили за очередными расследованиями Знатоков.
Не меньшей любовью Знатоки пользовались и у правоохранительных органов. Знаменитые концерты, посвященные Дню Милиции, практически никогда не обходились без их выступлений. Вспоминает Леонид Каневский: «И вообще, в Союзе не было такого горотдела милиции, который бы не приглашал нас выступить. Нас передавали, как эстафетную палочку. Знали, например, что я люблю париться, а Герка обожает пельмени. Встречавшие нас милицейские руководители еще у трапа самолета говорили: «Семеныч, банька топится. Яковлевич, пельмени варятся». Замечательно встречали! Конечно, это давало заработок, но и интересно было безумно. Каждый месяц - минимум по две поездки. <…> Мы были чем-то вроде жилетки, в которую можно все свои беды и проблемы выплакать. Такая себе живая исповедальня. И для кого? Для тогдашнего руководства!»
О популярности Знатоков говорит такой факт. Однажды в Комсомольске-на-Амуре милицией был задержан вор в законе, живший в одной гостинице с артистами. Узнав, о том какие соседи проживали рядом с ним, он был невероятно огорчен, что не успел ограбить их. На удивленный вопрос начальника милиции, мол, что у них, артистов, и брать то нечего, тот ответил: «Не понимаешь ты, начальник. Не в этом суть. Представляешь, какой бы звон по зоне пошел, что я ЗнаТоКов обнес!»
При такой популярности и длительности сериала, Каневский не стал актером одной роли. Актер много и интересно снимался. При этом играл он преимущественно характерные роли. Удивительно, но его майор Томин да еще эпизод в картине «Весна на Одере» стали единственными положительными ролями в кино. Каневский с присущей ему легкостью и изяществом играл всевозможных жуликов, воров, гангстеров, хулиганов, или просто отрицательных типов.
Все прекрасно помнят, например, его господина Бонасье в приключенческом фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» (1979). Как и в «Бриллиантовой руке», вновь небольшая, эпизодическая роль, и вновь успех, который стал для актера, по его собственному признанию, «полнейшей неожиданностью, хотя и очень приятной». Замечательным оказался его дуэт с Леонидом Ярмольником в детском фильме «Пеппи-Длинный чулок» (1984), где они изобразили двух жуликов-воров – Карла и Блона.
Начало 90-х. С развалом Советского Союза, стали приходить в упадок театры и кино. Многие актеры оставались без работы. Леонид Каневский вспоминает: «В то время вообще театры пустовали. Дикое было ощущение, совершенно непривычное. Понимаешь, невостребованным оказался не я, а дело, которому я служил и служу. В то тяжелое время людям было не до спектаклей. Как раз тогда Женя Арье носился с идеей создания русскоязычного театра в Израиле, собирал труппу, пригласил и меня. Я его хорошо знал, поверил и решил в свои пятьдесят круто изменить свою жизнь».
Так в 1991 году Леонид Каневкий оказался в Израиле, в Тель-Авиве, став вместе с Евгением Арье одним из основателей Театра «Гешер» («Мост»). «На первых порах было чудовищно тяжело... Трудностей хватало. Например, однажды мы четыре месяца не получали зарплату. Старая закалка помогла все это перенести. А затем театр начал развиваться, набирать обороты. Талант Жени Арье, его огромная энергия принесли свои плоды» - рассказывает Леонид Каневский.
Очень скоро театр приобрел в Израиле большую популярность, а для актеров, в том числе и для Каневского, стал настоящим домом. Здесь им было сыграно множество разнообразных ролей. Любимыми спектаклями Леонида Семеновича являются «Дело Дрейфуса», «Три сестры», «Деревушка», «Раб», «Шоша».
Там же в Израиле Каневский проявил себя в новом качестве – ведущего телепрограммы. Когда открылся русскоязычный телеканал, он был приглашен вести передачу «Хочу все съесть». Каневский согласился вести эту программу при одном условии - если она не будет копией программы Андрея Макаревича «Смак». В результате появилась новая интересная передача, которую смотрит в буквальном смысле вся страна.
А что же кино? Леонид Каневский продолжал немало сниматься. Только теперь талантом актера уже наслаждались израильские зрители. Он сыграл в довольно известных израильских фильмах: «Опоздавшая свадьба», «Электрический человек», «Еврейская месть» (роль - пятидесятилетний репатриант Натан) и других.
Со своей будущее женой Анной Леонид Каневский познакомился в 1967 году. Анна - дочь известного актера Ефима Березина – знаменитого Штепселя из киевского дуэта «Тарапунька и Штепсель», который многие годы блистал на эстрадных подмостках Советского Союза. Программы для этого дуэта писал Александр Каневский - старший брат Леонида. Он то и познакомил их. А поженились Леонид и Анна лишь спустя восемь лет.
Анна по профессии - филолог, переводчик с английского и польского языков. В 1977 году у них родилась дочь Наташа. Она окончила театральный факультет Тель-Авивского университета. По специальности Наталья - театральный дизайнер, работает на израильском телевидении.
С января 2006 года по настоящее время Леонид Семёнович Каневский — ведущий документального сериала «Следствие вели…» на «НТВ». Параллельно актёр продолжает играть в театре «Гешер». в 2009 году снялся в сериале «Семин».
Каневский сыграл роли в более чем семидесяти фильмах и много ролей в театральных спектаклях. Награждён орденом Дружбы (20 апреля 2010).
Женат на дочери знаменитого «Штепселя» (Ефима Березина) Анне Березиной. Родной брат — писатель-сатирик Александр Каневский.