Следствие вели... с Леонидом Каневским. Позорное клеймо

Следствие вели... с Леонидом Каневским. Позорное клеймо

Все серии

Весна 1979 года. На оживленной московской улице задержан гражданин. Он пьян, на теле — следы побоев, а на лбу багровеет клеймо — «вор». Потерпевший оказался парторгом крупного столичного универмага. Сыщики недоумевали: что за ребячество? Если это месть, то за что? Вскоре задержали подростков, которые катались на угнанной у парторга машине. На первый взгляд, дело было раскрыто, но вскоре неизвестные расправились с еще одним работником торговли. На лице жертвы снова «красовалось» позорное клеймо. Сыщиками было установлено, что пострадавшие не просто работали вместе, но и ранее проходили по одному уголовному делу...

Клеймение преступников — наложение на тело преступника неизгладимых знаков, в виде эмблематических изображений или начальных букв, указывающих на преступление или на присуждённое наказание (фр. la marque, клеймо, штемпельные, указные знаки), сюда же должны быть отнесены некоторые добавочные членовредительные наказания (отрезание уха, вырывание ноздрей). Цель — предупреждение побегов и отделение преступников от мирного населения. Пожалуй, это одно из самых старых наказаний. Ему подвергали людей, которых хотели отметить на будущее.

Так, в древности клеймили рабов, особенно беглых. Во многих странах клеймили преступников, особенно воров и мятежников. Самым распространенным было выжигание какого-то знака раскаленным железом, клеймо такого типа было достаточно глубоким и избавиться от него было крайне сложно. Кроме выжигания, достаточно часто клеймо наносили татуировкой, так делали еще во времена фараонов Египта, когда рабам на плече наносили татуировку в виде имени владельца. Штампы с различными эмблемами или буквами в руках палача уже были готовые, мастера уже научились закреплять на поверхности острые иглы в виде контура изображения, оставалось только ткнуть им в хорошо заметную часть тела. Затем еще в свежую рану втиралась красящая жидкость. Не исключено, что такие чернила (что это было - неизвестно) усугубляли боль и инфицирование раны, а, может, и наоборот. В Древней Греции рабов и преступников клеймили раскаленным железом или надрезом на теле с последующим втиранием красящего вещества (стигма - от греч. "укол"). Пойманных рабов клеймили еще раз буквой Ф ("феутикос" "беглый").

На Востоке клейма имеют более символическое значение. Так, в Индии похитителя золота у жреца клеймили изображением собачьей ноги, убийцу брамана — изображением обезглавленного человека. Очень часто такие клейма ставили в Китае, где их наносили не только рабам, но даже наложницам.

Римляне выжигали букву «F» (лат. «fugitivus»«беглый») на рабах, бывших в бегах; клеймо налагалось и на преступников, осуждённых на работы в рудниках. Константин Великий повелел, чтобы клейма налагались на руки, плечи и икры, но не на лицо, созданное по образу и подобию Божию. Еще в Библии описана "Каинова печать".

В Средние века клеймение преступников было в большом ходу и поддерживалось каноническим правом и инквизиционной практикой.

В Швейцарии богохульников клеймили на губах раскалённым железом.

В Японии клеймо наносилось на лицо, икры, ступни и ладони людей-изгоев, преступников, чьи слова и поступки могли вызвать неудовольствие со стороны властей. Подробнее об этом наказании-татуировке и об отношении к татуировкам в современной Японии можно прочитать в данной статье.

Клеймение

Широко применяли клеймение заключенных и мексиканские ацтеки. Их метки были изготовлены на длинных металлических шестах, которые накладывались поперек тела. В результате образовывались ожоги в виде полос. Не исключено, что именно отсюда пошел обычай надевать на арестантов полосатые одежды.

В эпоху позднего Средневековья клеймо также помогало при идентификации преступников. У каждого города была своя "метка". Метки делились по видам преступлений. Хорошо выполненное клеймо помогало разоблачить рецидивиста, поэтому палачи, прекрасно осознающие свою значимость в деле раскрытия преступления, очень старались.

В Англии в XVII веке клеймили воров: пойманному в первый раз у основания большого пальца выжигали литеру "T" - первую букву слова "thief", т.е. "вор", если же он попадался во второй раз его беспощадно вешали. В музее Тауэра сохраняется специальный зажим, в котором защимляли руку преступника перед выжиганием такого клейма. Но ведь можно было сунуть в лапу палачу монетку и тот приложил бы холодное клеймо.

Во Франции клеймение каторжников, на правом плече, буквами «ТF» (фр. «travaux forcés»), было сохранено даже Уголовным кодексом1810 г. и было отменено лишь в 1832 г. Даже знаменитый Видок - первый начальник французской тайной полиции Сюртэ, бывший каторжник, имел на плече литеру "G" - "galera", как тогда называли каторгу. Наверно самое известное читателям клеймо упомянуто в "Трех мушкетерах" Дюма - там на плече обольстительной леди Винтер горела лилия, клеймо королевской Франции.

Еще в США до ликвидации рабства допускалось клеймение беглых или склонных к побегу, рабов. В Мексике, во время войны с США, клеймили женщин, замеченных в интимных отношениях с американскими оккупантами - отрезанием ушей и выжиганием на лбу литер "US".

В Англии богохульники получали на лоб букву B, мошенники — R, бродяги — V на грудь, а скандалисты — F. Тех, кого в Средние века отдавали на суд Церкви, обычно клеймили буквой T за воровство и M за убийство. Продолжали клеймить даже во время Крымской войны 1854—1856: дезертиров — буквой D, а тех, кто опозорил честь родного полка, — BC.

В 1844 капитан корабля Джонатан Уолкер, помогавший бежать семи рабам, был приговорен к стоянию у позорного столба (его забрасывали тухлыми яйцами), семи годам тюрьмы и выплате за каждого раба по 600 долларов и клеймению правой руки буквами SS (от slave stealer — "похититель рабов").

Клеймение

Россия: Преступников, подлежащих ссылке на каторгу, клеймили особыми клеймами.

К А Т - "Каторжник"

Это делалось для того, чтобы они «от прочих добрых и не подозрительных людей отличны были». Клеймёный позорным тавром человек становился изгоем.

Р З Б

«Разбойник» – клеймо, использовавшееся в XVII-XVIII вв. На правой щеке ставили литеру «Р», на лбу – «З», на левой – «Б».

В домосковской Руси клеймение преступников, по-видимому, не было известно; по крайней мере, новгородцы не согласились на предложение ганзейских гостей подвергать русского за кражу у немца клеймению на щеке (1270).

Клеймение преступников проникло в Россию под влиянием византийского права, а также под влиянием татар. Впервые о нём упоминает двинская уставная грамота 1398 г., которая, установив смертную казнь за третью кражу, присовокупляет: «а татя всякого пятнати». Из дальнейших законодательных актов вновь говорится о клеймении лишь в указе 10 февраля 1637 г., которым царь Михаил Фёдорович заменил для подделывателей монеты смертную казнь кнутом и пожизненным тюремным заключением, а для улики велел клеймить их на щеках словом «вор», дабы эти воры были «знатны».

«Соборное уложение 1649 года» не упоминает о клеймах, но та же цель достигалась отрезанием ушей: за первую кражу добавочным наказанием служило отрезание левого уха, за вторую кражу отрезали правое ухо; если же попадался в краже человек, у которого обрезаны оба уха, то это служило доказательством, что он уже два раза был обвинен в татьбе, и тогда он предавался смертной казни. У осуждённого за первый разбой отрезали правое ухо, а за второй — полагалась смертная казнь.

Новоуказные статьи 22 января 1669 г. заменили отрезание уха, как признак судимости, отсечением пальцев рук и ног в тех видах, чтобы эти признаки точнее указывали на характер преступления, за которое обвиняемый был раньше осуждён.

Клеймение в собственном смысле этого слова введено было указом 3 мая 1691 г. (до того «бунтовщики» 1662 г. были заклеймены буквой «Б»), которым повелено всех почему-либо освобождённых от смертной казни ссылать, запятнав буквой «В»:

«для того, буде впредь кто из тех воров из ссылки сбежит, а объявится в Москве, было бы потому познать».

В дополнение к этому указу, 22 января 1692 г. было постановлено:

«которые ссыльные клейменные объявятся на Москве, тех клеймить вдругоряд и ссылать, а объявятся в третьи с воровством или без оного — казнить смертью».

С 1698 г. ссыльных преступников, замеченных «в воровстве», клеймили в Сибири, в каждом городе, особым клеймом.

Указом 5-го февраля 1705 г. Пётр I ввёл для всех обвинённых в татьбе и в разбоях и во всяких воровствах новое клеймо, и — «натирать те пятна порохом многажды накрепко, чтобы те пятна на них ворах были знатны по смерть их»; колодников, которые уже прежде заклеймены были, повелено было при этом переклеймить новым клеймом, а у важнейших преступников, которые, вместо смертной казни, будут наказаны кнутом и запятнаны, вырезать ноздри и ссылать на вечную каторгу.

Указом 15 января 1724 г. предписано было у осуждённых на вечную каторгу «вынимать ноздри до кости», с тем, чтобы эта мера распространена была и на наказанных уже колодников, у которых «ноздри выняты мало знатны». От заклеймения и вырезания ноздрей не освобождал ни пол, ни возраст, ни общественное положение. В 1746 г., вместо клеймения на щеке или на лбу целым словом «вор», повелено было клеймить в три приема, ставя «во лбу ВО, на правой щеке Р, а на левой Ъ». На практике для наложения клейм употреблялись различные штемпели, вследствие чего сенат в 1754 г. постановил «стемпели, сколько надлежит, сделать юстиц-коллегии и во все губернии, провинции и города разослать, дабы во всех местах знаки были равны». В то же время установлена новая форма клеймения, по которой предписано на лбу ставить одну только литеру «В», а на щеках — «О» и «Р».

Указом 25 декабря 1817 г. отменено рвание ноздрей.

Наложение клейма было сохранено и «Сводом» 1832 и 1842 гг., и «Уложением о наказаниях» 1845 г.; последним определено только, вместо прежнего клейма «вор», ставить на лбу букву «К», на правой щеке «А», а на левой «Т» («каторжный»). Клеймению подлежали осуждённые на каторжную работу; наложение клейм непосредственно следовало за наказанием плетьми, также публично и рукой палача.

Первоначально клеймение имело характер полицейской меры, установленной в видах предотвращения побегов, но «Уложение 1845 г.» возвело его на степень добавочного позорящего наказания. От клеймения освобождены были 70-летие старцы, несовершеннолетние, не достигшие 21 года (женщины освобождены были от клеймения и рвания ноздрей ещё Елизаветой Петровной, в 1757 г.), лица привилегированных сословий, а также получившие некоторое образование или служившие по выборам городских и сельских обществ; затем, в 1830 г., от клеймения изъяты были все нижние военные чины, так как «Государь Император признал род наказания сего несоответствующим военному званию».

Указом 21 июля 1845 г. постановлено было у каждого беглого из ссыльнопоселенцев, вне Сибири пойманного, и у каждого беглого каторжного ставить на правой руке, ниже локтя, и на лопатке клейма с буквами «СБ» или «СК» («ссыльнобеглый», «ссыльнокаторжный»), причём за каждый новый побег ставят новые клейма, спускаясь ниже по руке и лопатке; на всех бродяг и беглых, объявляющих себя не помнящими родства или называющих себя ложными именами, налагать знак на правой руке, ниже локтя, с буквой «Б» («бродяга» или «беглый»). Клейма эти налагались по постановлению губернского правления той губернии, где беглый был задержан, фельдшером, в присутствии чиновника полиции, уездного стряпчего и врача, на которого закон возлагал ответственность за правильное наложение клейм. Впоследствии, по настоянию медицинского совета, врачи были освобождены от участия в наложении клейм.

В О Р Ъ

Так с начала XVIII в. по 1846 г. клеймили щёки и лоб преступников (после 1753 г. использовали только три первые буквы).

И – изменник, Б – бунтовщик, З – злодей

Такими клеймами клеймили участников восстания Е.И.Пугачёва 1774 г.

Техника клеймения состояла в том, что специальным прибором - пробойником. на котом остроконечными иглами гравировалось изображение, приставляя его к телу и ударяя по тупому концу молотком, наносили небольшие ранки, которые затем натирали порохом до 1846 г., а с этого времени — особо изобретённым для того в медицинском совете составом (смесь индиго и туши). В указе 1705 г. предписывалось натирать ранки порохом «многажды накрепко», чтобы преступники «тех пятен ничем не вытравливали». Для наложения клейм «СК» и «СБ» изобретены были в то же время особые машинки с курком и пружиной, которые вдавливали клейма в руку преступнику.

Впрочем, колодники издавна умели выводить позорные знаки: они не давали заживать «правильным» ранкам и растравляли их. Не случайно петровский указ о наказании закоренелых преступников предписывал: «пятнать их новым клеймом». Но в тюрьме и на каторге всегда находилось много разных «умельцев», благодаря которым уже через несколько лет клейма становились почти незаметны.

Уже в XIX в. просвещённые чиновники понимали всю дикость клеймения. Особенно живо обсуждалась эта проблема в начале царствования Александра I, когда стало известно дело о двух крестьянах, приговорённых за убийство к вырезанию ноздрей, клеймению и ссылке в Нерчинск. Но вскоре выяснилось, что оба они не виноваты, им дали вольную и постановили: «к поправлению варварского вырезания ноздрей и штемпелевания по лицам следует снабдить их видом (документом), свидетельствующим невинность».

Т А Т

«Татъ» (вор) – клеймо, использовавшееся в XVII-XVIII вв. На правой щеке ставили литеру «Т», на лбу – «А», на левой щеке – «Т».

В 1846 г. слово «ВОР» было заменено литерами «КАТ» для каторжных, «С Б» – для ссыльно-беглых и «С К» для ссыльно-каторжных.

«У»

«Убийца». Клеймо второй половины XVIII в. – времени, когда стали стремиться обозначить на лице преступника характер его преступления.

Клеймение отменено указом от 17 апреля 1863 г. Государственный совет признал, что клеймение как полицейская мера, установленная в видах предупреждения побегов преступников и облегчения поимки их, не достигает цели, так как практика убеждает, что клейма весьма часто вытравливаются различными способами, предотвратить которые нет никакой возможности; во всяком случае, польза от этой меры, если бы даже она и оказалась целесообразной и не была жестокой, не может идти в сравнение с ужасом тех, вероятно, нередких случаев, когда человек, заклеймённый вечным позором, оказывается впоследствии осуждённым невинно.

Надо отметить, что клеймили далеко не всегда преступников или рабов, так в 1712 г. Пётр I повелел, чтобы всем рекрутам, при отправлении их в войска, в устранение побегов накалывался на левой руке (у основания большого пальца) крест и натирался порохом. Что клеймение рекрут практиковалось ещё в 1718 г., это видно из дел военной коллегии, хотя возможно, что «рекрутское пятно» налагалось только на бывших в бегах. Этим питались народные толки об обращении рекрутов в антихристову веру, с наложением на них антихристовой печати.

Клеймение применялось в наше время, а, скорее всего, и до сих пор применяется. Так во времена Гражданской войны в России белые выжигали или вырезали звезды коммунистам, то же делали и германские фашисты. В концлагерях узникам вытатуировывали на руке личный номер.

Что такое клеймение?
Клеймение - это скарификация (нанесение шрамов на кожжу) путем ожога. Высокая температура разрушает ткань путем серьезного ожога. По мере заживления раны образуется шрам.

Что такое контактное клеймение?
Проникающее клеймение - наиболее распространенная и традиционная форма клеймения. Она основана на прикладывании куска раскаленного металла к коже для образования ожога.

На что похоже зажившее клеймо?
В идеале, зажившее клеймо выгладит как узор из толстых выпуклых линий, немного светлее чем цвет кожи. Тем не менее, степень выпуклости или келоидности сильно варьируется в зависимости от множества факторов. Иногда эти шрамы скорее втянутые чем выпуклые.

Что такое келоид?
Говоря популярно, келоиды - рельефные шрамы. Это говорит о том, что не все шрамы келоиды - келоиды это очень специфический вид фиброзной шрамовой ткани, которую тело вырабатывает в ответ на травму.
Келоиды частично зависят от количества меланина в вашей коже; чем темнее кожа, тем лучше образуются келоиды. (То есть, поскольку у миледи кожа была светлая, у нее и без притираний клеймо должно было быть не очень-то заметно?)

Насколько болезненно клеймение?
Контактное клеймение в действительности гораздо менее болезненно, чем полагает большинство людей - это некоторым образом настолько же "игра ума" насколько физическое испытание. Обычное контактное клеймение болезненно в течение секунды до того как сгорают нервы (в отличие от небольших ожогов, как, например, от печки, которые поражают только поверхность). Сказанное не следует понимать, в смысле "безболезненно" - это ОЧЕНЬ болезненно как во время, так и после наложения штриха.
Независимо от болезненности самой процедуры, клеймо будет беспокоить в течение долгого периода заживления, особенно на подвижной части тела (где рана будет расходиться при малейшем движении).

Какой формы должен быть инструмент для контактного клеймения?
Полное клеймо никогда не делается целиком. Весь дизайн разделен на много более мелких сегментов, не более 1,5 дюйма. Следует также отметить, что небольшие участки кожи, окруженные пораженной тканью (к примеру, небольшая выжженная окружность) возможно также отомрет и станет частью шрама (поскольку будет лишена кровоснабжения).
Учтите, что обычное зажившее клеймо будет в 3 или 4 раза толще инструмента и обычно никогда не бывает тоньше чем 3/16 дюйма (примерно как линия, проведенная толстым маркером). Когда клеймо сделано, оно сильно расплывается. Клеймо должно быть достаточно большим и простым, чтобы компенсировать расплытие.

Как долго и сильно следует прижимать клеймо?
Клеймо следует прижимать достаточно долго чтобы прожечь всю поверхность кожи. В противном случае клиент получит сильную боль и волдыри, а после заживления либо не останется шрама, либо нечто неясное, отдаленно напоминающее первоначальный дизайн. То, насколько долго и сильно прямо зависит от того, насколько был нагрет материал. Следует заметить, что когда клеймо сделано, кожа на этом месте будет сжиматься, деформируя ткань и слегка изменяя путь наложения последующих штрихов.

Как долго заживает клеймо?
Клеймо (как и все виды скарификации) требует длительного периода времени для полного заживления. Клеймо проходит несколько фаз, которые сильно отличаются по времени (и по характеру) в каждом конкретном случае.
В первой фазе клеймо покрыто струпом и выглядит как совершенно ужасная рана. Эта фаза занимает от нескольких недель до месяца. Затем клеймо будет выглядеть как ярко красный выпуклый шрам, который будет медленно розоветь и в конце станет немного светлее, чем обычный цвет кожи. Эта стадия занимает для большинства людей от шести до двенадцати месяцев и в этот период может происходить дополнительный рост.

Можно ли удалить клеймо?
В теории, косметический хирург может удалить клеймо используя лазеры и другую продвинутую технику, но это будет очень дорого и не всегда эффективно. Не делайте клеймо если Вы его не хотите - это серьезный ожог, вызывающий серьезный шрам от ожога и его следует удалять в этом качестве. Рассчитывайте на время, которое обычно уходит на то, чтобы скрыть свои шрамы у пострадавших от ожога.
В реальной ситуации удалить клеймо невозможно. (Даже сейчас!)

Леонид Каневский

Леонид Каневский родился 2 мая 1939 года в Киеве. Его родители к искусству отношения не имели. Правда, мама в юности училась в Киевской консерватории, но в семнадцать лет вышла замуж, и с консерваторией пришлось распрощаться. Отец же по профессии был технологом-фруктовщиком. Он очень любил свою профессию и хотел, чтобы и сын пошел по его стопам.
Юный Леонид, однако, мечтал совсем о другом. С одиннадцати лет он хотел стать артистом. Окончив школу, семнадцатилетний паренек отправился покорять Москву.
Поступить в театральное оказалось совсем не просто. В Школу-студию МХАТ Леонида не приняли. Великий Масальский, сложив пальцы трубочкой и приставив ее (трубочку) к глазу, сказал: «Не наша фактура!». То же самое его ждало и Щепкинском училище. Вновь юноша услышал, что не подходит по фактуре.
Удача Каневскому улыбнулась в Театральном училище им. Б.В. Щукина. Он был зачислен на курс Веры Константиновны Львовой. Здесь же ему довелось учиться у замечательных педагогов Цецилии Львовны Мансуровой и Владимира Георгиевича Шлезингера. Педагогом по художественному слову был знаменитый чтец Яков Михайлович Смоленский. Вместе с Леонидом Каневским учились: Василий Ливанов, Андрей Миронов, Зиновий Високовский и Ольга Яковлева.
По окончании в 1960 году Щукинского училища Леонид Каневский был принят в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола. В 1967 году он перешел в Театр на Малой Бронной.
Дебютировал Леонид Каневский в кино в 1965 году, снявшись в сказке «Город мастеров». А спустя три года на экраны вышла искрометная комедия «Бриллиантовая рука». Каневскому досталась совсем небольшая, почти эпизодическая роль контрабандиста. Начинающий актер сам придумал текст, придумал, как все это обыграть, и роль получилась удивительно смешной, запоминающейся. Это был его первый большой успех.
Всесоюзную славу актеру принесла роль майора Томина в знаменитом телесериале «Следствие ведут Знатоки». Первые четыре фильма вышли в 1971 году и сразу обеспечили главным героям невероятную зрительскую любовь. В какой то степени этот успех был прогнозируемым. Детективный, лихо закрученный сюжет, обаятельные и такие непохожие Знаменский (Георгий Мартынюк), Томин (Леонид Каневский) и Кибрит (Эльза Леждей) – это и стало залогом популярности. Но вот то, что сериал затянется на многие-многие годы, вряд ли кто ожидал. На протяжении двух десятилетий зрители с неослабевающим интересом следили за очередными расследованиями Знатоков.
Не меньшей любовью Знатоки пользовались и у правоохранительных органов. Знаменитые концерты, посвященные Дню Милиции, практически никогда не обходились без их выступлений. Вспоминает Леонид Каневский: «И вообще, в Союзе не было такого горотдела милиции, который бы не приглашал нас выступить. Нас передавали, как эстафетную палочку. Знали, например, что я люблю париться, а Герка обожает пельмени. Встречавшие нас милицейские руководители еще у трапа самолета говорили: «Семеныч, банька топится. Яковлевич, пельмени варятся». Замечательно встречали! Конечно, это давало заработок, но и интересно было безумно. Каждый месяц - минимум по две поездки. <…> Мы были чем-то вроде жилетки, в которую можно все свои беды и проблемы выплакать. Такая себе живая исповедальня. И для кого? Для тогдашнего руководства!»
О популярности Знатоков говорит такой факт. Однажды в Комсомольске-на-Амуре милицией был задержан вор в законе, живший в одной гостинице с артистами. Узнав, о том какие соседи проживали рядом с ним, он был невероятно огорчен, что не успел ограбить их. На удивленный вопрос начальника милиции, мол, что у них, артистов, и брать то нечего, тот ответил: «Не понимаешь ты, начальник. Не в этом суть. Представляешь, какой бы звон по зоне пошел, что я ЗнаТоКов обнес!»
При такой популярности и длительности сериала, Каневский не стал актером одной роли. Актер много и интересно снимался. При этом играл он преимущественно характерные роли. Удивительно, но его майор Томин да еще эпизод в картине «Весна на Одере» стали единственными положительными ролями в кино. Каневский с присущей ему легкостью и изяществом играл всевозможных жуликов, воров, гангстеров, хулиганов, или просто отрицательных типов.
Все прекрасно помнят, например, его господина Бонасье в приключенческом фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» (1979). Как и в «Бриллиантовой руке», вновь небольшая, эпизодическая роль, и вновь успех, который стал для актера, по его собственному признанию, «полнейшей неожиданностью, хотя и очень приятной». Замечательным оказался его дуэт с Леонидом Ярмольником в детском фильме «Пеппи-Длинный чулок» (1984), где они изобразили двух жуликов-воров – Карла и Блона.
Начало 90-х. С развалом Советского Союза, стали приходить в упадок театры и кино. Многие актеры оставались без работы. Леонид Каневский вспоминает: «В то время вообще театры пустовали. Дикое было ощущение, совершенно непривычное. Понимаешь, невостребованным оказался не я, а дело, которому я служил и служу. В то тяжелое время людям было не до спектаклей. Как раз тогда Женя Арье носился с идеей создания русскоязычного театра в Израиле, собирал труппу, пригласил и меня. Я его хорошо знал, поверил и решил в свои пятьдесят круто изменить свою жизнь».
Так в 1991 году Леонид Каневкий оказался в Израиле, в Тель-Авиве, став вместе с Евгением Арье одним из основателей Театра «Гешер» («Мост»). «На первых порах было чудовищно тяжело... Трудностей хватало. Например, однажды мы четыре месяца не получали зарплату. Старая закалка помогла все это перенести. А затем театр начал развиваться, набирать обороты. Талант Жени Арье, его огромная энергия принесли свои плоды» - рассказывает Леонид Каневский.
Очень скоро театр приобрел в Израиле большую популярность, а для актеров, в том числе и для Каневского, стал настоящим домом. Здесь им было сыграно множество разнообразных ролей. Любимыми спектаклями Леонида Семеновича являются «Дело Дрейфуса», «Три сестры», «Деревушка», «Раб», «Шоша».
Там же в Израиле Каневский проявил себя в новом качестве – ведущего телепрограммы. Когда открылся русскоязычный телеканал, он был приглашен вести передачу «Хочу все съесть». Каневский согласился вести эту программу при одном условии - если она не будет копией программы Андрея Макаревича «Смак». В результате появилась новая интересная передача, которую смотрит в буквальном смысле вся страна.
А что же кино? Леонид Каневский продолжал немало сниматься. Только теперь талантом актера уже наслаждались израильские зрители. Он сыграл в довольно известных израильских фильмах: «Опоздавшая свадьба», «Электрический человек», «Еврейская месть» (роль - пятидесятилетний репатриант Натан) и других.
Со своей будущее женой Анной Леонид Каневский познакомился в 1967 году. Анна - дочь известного актера Ефима Березина – знаменитого Штепселя из киевского дуэта «Тарапунька и Штепсель», который многие годы блистал на эстрадных подмостках Советского Союза. Программы для этого дуэта писал Александр Каневский - старший брат Леонида. Он то и познакомил их. А поженились Леонид и Анна лишь спустя восемь лет.
Анна по профессии - филолог, переводчик с английского и польского языков. В 1977 году у них родилась дочь Наташа. Она окончила театральный факультет Тель-Авивского университета. По специальности Наталья - театральный дизайнер, работает на израильском телевидении.
С января 2006 года по настоящее время Леонид Семёнович Каневский — ведущий документального сериала «Следствие вели…» на «НТВ». Параллельно актёр продолжает играть в театре «Гешер». в 2009 году снялся в сериале «Семин».
Каневский сыграл роли в более чем семидесяти фильмах и много ролей в театральных спектаклях. Награждён орденом Дружбы (20 апреля 2010).
Женат на дочери знаменитого «Штепселя» (Ефима Березина) Анне Березиной. Родной брат — писатель-сатирик Александр Каневский.

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube