Следствие вели... с Леонидом Каневским. Ведьма - смотреть онлайн бесплатно
Главная

Перейти на мобильную версию сайта

Следствие вели... с Леонидом Каневским. Ведьма

Страшное и необъяснимое убийство. В этом деле была только одна зацепка. Перед смертью мальчик рассказывал о мучившей его ведьме. Но кто на самом деле скрывался под мистическим обличием?

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Ведьма

Ведьма — один из главных персонажей низшей мифологии восточных славян. В этом образе отразились и древние языческие мотивы, и книжные, христианские воззрения. Само слово ведьма означает «та, что обладает ведовством, знанием» и происходит от славянского глагола ведать «знать». Ведовством на Руси называли любое тайное магическое знание, независимо от того, использовалось ли оно для излечения болезней или для наведения порчи. В 1598 году, присягая Борису Годунову, его подданные, в частности, клялись «ни в платье, ни в ином чем лиха никакого не учиняти и не испортити, ни зелья лихого, ни коренья не давати... да и людей своих с ведовством не посылати и ведунов не добывати на государское лихо ... и кто такое ведовское дело похочет мыслити или делати ... того поймати». В разных местностях ведьму называли вештицей, волшебницей, колдуньей, чаровницей, босоркой и иными именами.
В народе верили, что ведьмы бывают «рожденные», то есть такие, кому ведовство досталось по наследству, и «ученые», по собственной воле заключившие договор со злым духом. При этом «рожденная» ведьма знает больше и может творить и плохое и хорошее, а «ученая» делает только зло и не может исправить вред, причиненный ею же самой. Ведьмой от рождения становилась дочь ведьмы или девочка, рожденная вне брака во втором или третьем поколении (т.е. та, чьи мать и бабка тоже были внебрачными дочерьми), или седьмая либо пятая дочь в семье, где подряд рождались одни девочки. Считалось также, что если беременная женщина в Сочельник случайно проглотит кусочек угля, рожденная ею дочь станет ведьмой, а сын — колдуном.
«Учеными» ведьмами становятся женщины, добровольно поступившие в обучение к ведьме и отрекшиеся от Христа. Такая женщина должна совершить кощунство и поругание креста, хлеба или иконы: снять с себя крест и положить его в башмак под пятку; или взять икону, которой ее благословили родители при выходе замуж, и растоптать ее; или проткнуть хлеб ножом. Все это нужно совершить на берегу реки, возле водяной мельницы либо на перекрестке дорог, затем три раза прочитать «Отче наш» наоборот, то есть от конца к началу. Известны и другие ритуалы, например, на гумне перекинуться три раза через нож, поставленный острием вверх, и сказать при этом некие тайные слова. Или еще полагали, что старая ведьма обмывает свою ученицу каким-то отваром, после чего та вылетает в трубу и возвращается уже ведьмой. Но окончательно женщина станет ведьмой, когда познакомится с чертом. Черт или вселяется в нее, или поступает к ней в услужение, или сожительствует с нею, но обязательно заключает с ней договор, по которому душа ведьмы после ее смерти достается черту. Ведьмой может стать и обычная женщина, если умирающая ведьма передала ей свое ведовство через какой-либо предмет (например, веник или клубок), на который были нашептаны знания.
Перед тем как принять новую ученицу, старая ведьма устраивала ей испытание: женщины брали по куску хлеба (или творога) и шли в уединенное место, где каждая клала свой кусок на белую тряпку. Через некоторое время к хлебу, положенному ведьмой, сползались змеи, жабы, ящерицы, мыши и другая нечисть и раздирали его на куски. Хлеб обычной женщины оставался нетронутым. Старая ведьма говорила: «Как терзают мой хлеб, так будут терзать мою душу после смерти. А твой хлеб пока цел, как и твоя душа». Женщина, убоявшаяся страшной посмертной участи, могла отказаться от обучения, но если ее это не пугало, старшая ведьма приступала к занятиям.
В народе верили, что ведьму можно отличить по определенным признакам, самым ярким из которых считался хвост — голый у молодой, обросший волосами у опытной ведьмы.

Ведьмы родимые есть, а есть и такие, что учили их. Они от матери перенимают все. У моего брата жена была, она оборачивалась кем хочешь. Он умер, а она снова замуж вышла. У нее был хвост — она родимая ведьма. Ее второй муж говорит: «Что это у тебя хвост?» А она отвечает: «Я — родимая». Про родимую так и говорят: «Ведьма с хвостом». Она оборачивалась чем хочешь — колесом и собакой, выбегала котом. Если человек увидит ее около коровы, так может убить.

На Украине полагали, что хвост можно увидеть только у спящей ведьмы, потому что при пробуждении она его прячет.
Думали также, что волосы на теле ведьмы растут не так, как у обычных людей: у нее обросшие ноги, на верхней губе усы, брови сросшиеся, а по всему хребту от затылка до пояса пролегает тонкая полоска волос, но при этом нет волос на лобке и под мышками. Признаками ведьмы считались и различные уродства: два ряда зубов, горб, сутулость, хромота, крючковатый нос, костлявые руки. На Русском Севере верили, что наиболее сильные, «заядлые» ведьмы обрастают мхом. Ведьма выдает себя необычным взглядом — она не может смотреть человеку прямо в глаза, поэтому глаза у нее бегают, а в зрачках изображение человека перевернуто.
Ведьма может превращаться в любое существо и в любой предмет, но охотнее всего оборачивается кошкой, собакой, свиньей, зайцем, большой жабой, из птиц — вороной, совой или сорокой. Согласно русской легенде, когда при Иване Грозном сжигали женщин, заподозренных в колдовстве, две из них вылетели в трубу сороками, и их пытался заклясть сам царь. По свидетельству историка Татищева, в 1714 году одну женщину приговорили к смерти за колдовство и за то, что она оборачивалась сорокой. Считалось, что ведьма любит оборачиваться колесом, клубком ниток, стогом сена, палкой, корзинкой. Она может и стать невидимой.
Ведьмы сильнее всего в полнолуние, грозовые ночи, а также накануне больших праздников, особенно Ивана Купалы, которого даже звали иногда Иван Ведьмарский, или Ведьмин Иван. Опасны ведьмы также на Юрьев день, Пасху, Троицу, Рождество. А в течение суток их время — конечно же, ночь и особенно полночь, реже — полдень и час перед восходом солнца.
Самый сильный вред ведьма наносит тем, что портит скот и отнимает молоко у чужих коров. Делает она это разными способами, но чаще всего так: в купальскую ночь ведьма выходит на чужое поле, снимает с себя платок, фартук или сорочку и волочит их по росе, приговаривая: «Беру пожиток, но не весь». Пропитанный росой платок ведьма отжимает в ведро и дает выпить своей корове или обливает ее этой росой.

Бывает, что на Юрьев день ведьмы собирают росу, пока солнце еще не взошло. Как собирает росу ведьма, она эту росу на свою корову льет. Бывает, что корова ведьмы выйдет утром, а роса так и лежит на ней.

После этого корова ведьмы начинает давать очень много жирного молока, зато соседские коровы теряют молоко или же оно становится жидким, без сливок.

Пастух пас коней, а его кума пришла в поле и тянет за собой тряпку по траве. А пастух это видит и думает: «Для чего же ты тряпку-то тянешь? Я завтра тоже так попробую». Взял он тряпку, поволок ее по траве и говорит: «Что куме, то и мне, что куме, то и мне». Трижды сказал, потянул тряпку по траве и пошел домой. Приходит домой, видит — а из потолка молоко льется, кругом уже натекло. Он не знает, что делать. Побежал к куме: «Иди же сделай что-нибудь, ты знаешь!» — «А что такое?» — «А что ты делала, то и я делал — тряпку тянул, теперь из потолка молоко льется». Она побежала, за эту тряпку подержала, и молоко перестало литься. Она ему говорит: «Смотри, никому не говори».

Пасли три человека на Купалу коней, и тут смотрят — бежит свинья. Один встал и побежал за ней. А свинья превратилась в женщину — она бегала собирать росу. Тогда этот человек узнал в ней свою куму и говорит: «Что куме, то и мне». И на человека полилось молоко. Это ведьма была, она крала молоко.

Отбирать молоко у чужих коров ведьмы могут и по-другому: перекатываться по росе на Ивана Купалу до восхода солнца, бить розгами по траве, перекидывать вожжи или свой пояс, предварительно смоченный росой с чужих полей, через потолочную балку хлева и «доить» их, дергая за концы, а в подставленное ведро польется молоко.

Ведьма утянула у нас молоко. У нас было двенадцать коров, а у нее молоко рекою текло. Мы призвали знахаря из соседнего села, а он говорит: «Тянет у вас молоко ваша соседка». — «А как?» А он показал: у нас по потолку через всю хату жерди были проложены. Вот он перекинул полотенце через одну жердь и поставил ведро. И стал тянуть за концы полотенца, а молоко в ведро течет. Ей-богу, правда!

А еще ведьма может красть молоко, отбирая «след» коровы, т.е. вырезая землю с отпечатком копыта животного или подложив под чужую корову какую-либо вещь.

Наша корова шла на пастбище, а там за ней старая баба шла и взяла три следа от нашей коровы. Отец видел — он шел поодаль. Видел, как она брала следочки — и сразу нет молока. А мой отец был охотник, у него было ружье. Он пошел к этой бабе и сказал: «Если завтра не будет молока, то застрелю». А она говорит: «А, Игнат, чего ты так сердишься? Завтра будет молоко». Действительно, наутро молоко появилось.

Ведьминское знание мать передает дочери. Ведьма нам кинула в хлев щетку под корову. Этой щеткой она, видно, погреб белила, вот эта щетка разорванная лежала под коровой. Никого у нас в хлеву не было, а щетка — под коровой. Я и говорю: «Чтобы ему руки покорчило, чтобы ему ноги позагибало, тому, кто это сделал». А одна женщина к нам пришла и сказала: «Это ведьма вам сделала, чтобы себе корову выдаивать». И что было: пойду я доить корову, а ведьма себе молоко вытягивает, а у нас нет молока.

Ведьма может и просто подоить чужую корову на Юрьев день, Пасху или другой большой праздник и с этого дня все молоко от этой коровы будет течь из отверстия в бревне дома или хлева ведьмы. Обычно это отверстие заткнуто колышком, который ведьма вынимает, когда ей нужно молоко. Считалось также, что ведьма может отбирать у коров молоко не только в определенные календарные даты, но и в любую ночь, пробравшись в чужой хлев в виде кошки, собаки, свиньи, а чаще всего большой жабы. Убьешь такую кошку или жабу, говорили в народе, из нее хлынет молоко.

Было у нас пять коров, а молока не было. Ночью скот начинал реветь. Свекровь сказала: «Нужно взять лампу и пойти в хлев посмотреть». Пойдем, побудем в хлеву, коровы успокоятся, мы идем в хату. Тогда коровы снова начинают реветь, и так целую ночь, а утром стоят, как мертвые, а молока нету. Свекровь мне говорит: «Иди, хозяйка, в хлев, посмотри, чтобы ничего не случилось». Я иду в хлев, а из хлева — как будто свинья или кобылица здоровая. А я говорю: «Ах ты, такая-сякая, ты раньше меня встала». Да взяла кочергу. А она как отскочит: через тын да в огород. Ведьма — она и собакой может перекинуться, и свиньей.

Иногда полагали, что ведьма не сама выдаивает молоко у коров, а у нее для этого есть помощники — ужи, жабы или мелкие демоны коловерши, похожие на грязных зайцев или кошек с большим зобом. Эти помощники забираются в чужие погреба и хлева и там выпивают сметану, съедают творог, высасывают молоко, а вернувшись к хозяйке, срыгивают набранную пищу в приготовленную ведьмой посуду.
Ведьма ворует не только молоко, но и урожай с чужих полей. Для этого она вытягивает из колоса «спор», «спорину» — жизненную силу, заключенную в хлебе. В ночь на Ивана Купалу она идет на чужое поле, выстригает узкую полоску колосьев — пережин, и забирает их себе. Из-за этого ведьму в некоторых областях России называли пережинщицей. Три колоса, сжатые на чужом поле, ведьма вешала у себя в амбаре, чтобы зерно от соседей перетекало к ней, и у них урожай становился совсем маленьким, а хлеб пустым и несытным. Кое-где считалось, что ведьма, совершая пережин, ходит по полю на руках, а перед выходом из дома переворачивает вверх ногами все иконы. Вот как душа умершей ведьмы кается в своих грехах:

От коровушек молочко отдаивала,
Промеж межи полоску прожиновала,
От хлебушка спорынью отымывала.

Ведьма могла отнимать чужой урожай по-другому — с помощью залома, или закрутки, завитки, сделанных на соседском поле. Залом и закрутка — это пучок колосьев, надломленных на корню, закрученных в узел и прижатых колосьями к земле или просто спутанных между собой. Такой залом не просто уменьшает урожай хлеба, он грозит хозяевам поля тяжелой болезнью и даже смертью. Если во время жатвы жнец, не заметив залома, случайно заденет спутанные колосья, то с ним непременно случится несчастье: отнимется рука, его разобьет паралич или же он умрет на месте. В Полесье об этом рассказывают так.

Залом, завитка — кто-то зло сделал, чтобы ты умер или еще что было. Если не знаешь, как обезвредить, так не дотрагивайся, а то руки скрутит, ногами ходить не будешь. Тот, кто заламывает, приговаривает: «Как будешь жать, то будешь больной лежать, как будешь молотить, то будет в голове колотить, как будешь молоть, то будет в груди колоть, а как будешь печь, то будет кровь течь».
Раньше были такие люди, что если она зло на тебя держит, то она делает такую завитку, заломку. И если ты ее выжнешь, то у тебя будут болеть руки. А как не выжнешь, то потом находят человека, знахаря, который умеет порчу снимать, и он ее вырывает и сжигает на огне из осиновых веток, и тогда эта завитка уже не повредит ни хозяину, ни полю.

Заломить колосья можно во вред любому, кто коснется залома, а можно и на определенного человека, чаще всего на хозяина поля. Залом считался величайшим несчастьем. Чтобы не пострадать самим и уменьшить вред для урожая, хозяева предпочитали не трогать залом, они приглашали знахаря или колдуна, и те особым способом обезвреживали его.
Ведьма вредит самыми разнообразными способами: наводит порчу на людей и скот, насылает болезни, пугает и душит людей, расстраивает свадьбы, вносит раздоры в семью. У русских переселенцев в Сибири ведьме, называемой там вещицей, приписывалась способность вынимать плод у беременных женщин, а вместо него помещать в живот старый веник.

Это мне моя свекровь рассказывала. Один женился, а его мать невестку не полюбила. Невестка в положении ходила. Пришло время рожать, прилетают сороки — вещицы, которые в сорок превращаются, и залетают в печную трубу. Ну вот они прилетели, усыпили невестку и вытащили ребеночка. Утром невестка просыпается — тяжело ей что-то очень, а живота нету. А старухи, которых она спрашивала, сказали, что она трубу не закрыла к ночи, сороки прилетели и унесли. Первого ребенка так, и со вторым такая же история. Это все свекровь подстраивала, она невестку сильно не любила. Третья беременность была. Она плачет и просит мужа не уходить, боится. Он говорит: «Ложись и спи. Не бойся, я приду, чтоб меня никто не видел, я спрячусь». Пришел, спрятался под койкой, зарядил ружье и лег там. Подошло время, двенадцать часов ночи. Прилетают эти сороки. Первая подходит свекровка и начинает... и огонек уже на шестке развела. Сын, как только вытащила она ребенка (он еще живой был), подстрелил ее. Те сороки-вещицы-то вылетели, а ее он убил. Так и сохранили третьего ребеночка, самого последнего.

Проявления насланной ведьмой порчи бывают разные. Порченый ребенок страдает бессонницей и «криксами» — беспрерывно и взахлеб плачет, особенно по ночам, порченая женщина становится бесплодной, страдает истерическими припадками; мужчина лишается половой силы; скот перестает давать молоко, заболевает и умирает.
Ведьма стремится и просто вредить всем людям без разбора — она посылает порчу «на ветер»: пускает по ветру клочки шерсти, стружки, щепки, обрывки ниток, пыль, нашептывая при этом вредоносные заговоры. И тот, на кого попадет такой порыв ветра, тяжело заболеет. А на определенного человека порчу наводят так: ведьма ждет, когда человек ступит на такое место, где его след четко отпечатается на земле, затем незаметно вынимает кусок почвы с отпечатком следа и совершает с ним разные вредоносные действия, например, подкладывает его в чей-нибудь гроб или в печь, чтобы он там высох. Считалось, что человек, которому этот след принадлежал, скоро умрет или будет долго сохнуть, как сохнет в печи отпечаток его ступни.

Были такие ведьмы, что след брали. Вынимая след, они говорили: «Беру след на семь лет, чтобы от ветра шатался, солнца боялся». Возьмет тряпку, нож и берет след, три раза, три следа берет. И тогда этот след кладет в печной, вьюшке — он там сохнет, и человек сохнет.

Порчу на семью можно навести, если подбросить людям в дом или в хлев (чаще всего под столб, на котором держатся ворота, под порог, под печь) какие-нибудь предметы, нашептав на них вредоносный заговор. Это могут быть разбитые тухлые яйца, пустая скорлупа, змеиная кожа, дохлые животные, кости, запутанные нитки, сломанные иглы, т.е. все то, что символизирует пустоту, смерть и несчастье. После этого в доме болеют и умирают люди, начинаются раздоры и неурядицы. В хлеву, где была положена порча, хворает и дохнет скот. О наведении порчи подобным образом говорится в судебном деле 1635 году — «Челобитной ... о неправедных делах вдовы Марьи» — содержится донос на некую Марью, которая обвинялась в колдовстве: «И в те поры та Марья, придя, подложила под подвальное бревно кудес (т.е. колдовские предметы) и землю загребла. А он, тот Дмитрий Тайн, сказал мне посмотреть, что в завалину к вам Марья положила. И я посмотрел в завалине — а там объявился в завалине кудес всякий». Ведьма может и сглазить, т.е. посмотреть на кого-либо с недобрыми мыслями, а также вылить человеку под ноги наговоренную воду. В некоторых областях России о наведении порчи говорят: «хомут надеть». Вот как об этом рассказывается в быличках.

А тут хомуты надевают, слова по ветру пускают. Вот и в войну было. Плохо жили, не было ничего, а у меня корова была, картошка была. Женщина жила на той улице, вот она по ветру и пустила, и до меня пришло. Она думала:
«Пойду, на нее пошлю, все равно меня подарит». Я знала, что она ворожка. Я с работы иду, а у меня лицо зудеть стало, загорелось, как около костра стоишь. Пришла домой. Легла на полу, сил нет. Уж ночь, она приходит, открывает дверь. Она говорит: «Постой, я тебя сейчас натру». Ей сметаны принесли, молока. Она на меня дунула. Ветер дует, а мне легче делается. Ну, посидела, посидела, опять давай ладить. Три раза поладила, я утром встала, нет ничего. Она сама по ветру пустила и сама же пришла ладить.

У нас одна была — портила. Хомуты надевала. Вот она даже по ветру пускает. Ветер дунет внезапно, и ты попадешь под него, только бы на твое имя она вздумала наслать. Значит, все! По ветру порчу пустит, ты идешь, на тебя нанесло — все! Было у меня, на отца надевала хомут Феня Полищукова, была старуха, портила. Ну, например, надела хомут на живот, так посинеет все и рубец, и потом — смертельно, если не хватишься, то все. Одни надевают, а другие снимают эти хомуты. Тоже шепчут, на масло ладят. Отца глянули: «Ага, хомут!» — Бегут к знахарю ладить. Он изладил, пошептал на масло — легче стало.

Ведьм обвиняли в том, что они насылают на поля грызунов и вредных насекомых, отбирают яйценоскость у кур, воруют пряжу у прях и даже звезды с неба; вызывают град, наводнения, пожары, ливни, моровые поветрия. Древнерусские документы свидетельствуют, что причину эпидемий и стихийных бедствий видели почти всегда в деятельности ведьм и сжигали женщин, заподозренных в ведовстве, на кострах. В Уставе князя Владимира о церковных судах была отдельная статья, по которой судили за «ведьмовство и зелейничество» (т.е. приготовление волшебных напитков из трав). В первой половине XV века во время моровой язвы во Пскове сожгли живыми двенадцать женщин, обвиненных в чародействе, а во времена царя Алексея Михайловича некую старицу Олену сожгли в срубе вместе с обнаруженными у нее чародейскими бумагами и кореньями за то, что она портила людей и некоторых учила ведовству.
Любимое развлечение ведьм — полеты на шабаш. Согласно поверьям, шабаши бывают накануне больших церковных праздников, обычно перед Пасхой и Воздвиженьем. Длятся они с наступления темноты до первых петухов. На Украине верят, что ведьмы, черти и прочая нечистая сила слетается в эти ночи в Киев, на Лысую гору. В других местах — что шабаши происходят на перекрестках, полевых межах, на старых деревьях (особенно на дубах, березах и грушах). В Полесье рассказывают так:

А где моя соседка жила на хуторе, посреди поля груша большая была, старая, дичок. И к этой груше, знаете, ведьмы из России прилетали. Они до нее долетали то ли чертями, то ли такими птичками и танцевали на ней.

Для того чтобы добраться на шабаш, ведьмы натирают себя специальной мазью из разных колдовских трав, состав которой известен только им. Впрочем, говорят, будто эта мазь варится из крови младенцев, собачьих костей и кошачьего мозга. Намазав себя под мышками мазью, ведьма садится на помело, кочергу, хлебную лопату или березовую палку и вылетает через трубу. Чтобы в полете не наткнуться на дерево, гору или другое препятствие, ведьма должна сказать: «Выезжаю, выезжаю, ни за что не задеваю». Об этом до сих пор известно много быличек.

Ехал один гончар и на ночь попросился переночевать в один дом. Его положили на лавку. Хозяйка думала, что он спит, а он смотрит: пришло много бабок, засветили светильник, а он глаза прикрыл и смотрит. Двери не открываются, а их все меньше и меньше. Когда ни одной не стало, он заглянул в печку, и его затянуло в трубу, и оказался он около дегтярни (где раньше деготь изготавливали) на вербе, куда ведьмы слетались, они на березовых палках прилетели, и он так.

Собрались в хату ведьмы и черт с ними, а хозяйкин сын был в это время дома. Ведьмы вместе приготовили горшок с зельем, каждая понюхала и пошла через трубу. Черт сидит, всех ожидает. А этот парень понюхал, схватил ступу и через трубу в воздух унесся.

На шабаш ведьма может отправиться верхом на каком-нибудь животном или подвернувшемся под руку человеке, как описано в повести Н.В. Гоголя «Вий». На шабаше нечистая сила предается бурному веселью, кощунственно оскверняя при этом христианские святыни. Ведьмы танцуют с чертями, пируют, дерутся, отчитываются перед Сатаной и получают от него наставления. По некоторым поверьям, на шабаше ведьмы вступают в браки с чертями и с самим Сатаной. В украинских и белорусских судебных документах XVII—XVIII веков сохранилось немало обвинений женщин в полетах на шабаш и общении там с нечистой силой.

Подсудимая говорила, что когда ее соседка, сварив какую-то кашу, давала ей поесть, то она вместе с другими, обратившись в сороку, полетела в соседнюю деревню и здесь в пруду купались. Здесь было еще около тридцати незнакомых женщин, у них был свой начальник — «немец кудлатый». Потом все ведьмы отправились в чулан одного дома, принадлежавшего ведьме, и имели совет между собой. Когда запел петух, они снова очутились в своей деревне.
Некто Марианна Костюкова показала, что полетела вместе с женщинами, среди которых была одна главная, которая помазала их под мышками какой-то мазью. Все они полетели на гору Шатрию перед днем Ивана Купалы. Там они увидели много народу. Видели на Шатрии черта в виде пана в немецкой одежде, в шляпе и с тросточкой. На скрипке играл рогатый черт, сам «пан» и его дети тоже рогаты. «Пан» танцевал с ними по очереди. Веселились до первых петухов, а потом полетели назад. Летели высоко — выше лесов.

Очень часто на Украине рассказывают о солдате (или случайном прохожем), остановившемся на ночлег в доме, хозяйка которого оказалась, ведьмой.

Один солдат стоял на квартире у вдовы, которая была ведьмой. Раз ночью, когда он лежал в постели, притворившись спящим, в хату к его хозяйке стали сходиться бабы. Это были ученые ведьмы, а хозяйка его была ведьмой рожденной. Они приготовили какую-то мазь и поставили на припечке. Одна за другой подходили женщины, мазали себя под мышками и сразу же вылетали в трубу. После того как все бабы улетели, солдат не долго думая намазался мазью и почувствовал, как его вынесло в трубу и понесло по воздуху. Но поскольку он не совсем правильно произнес заклинание, то во время полета натыкался то на сухое дерево, то на колючий куст, то на скалу и прилетел на Лысую гору весь избитый. Хозяйка оглянулась, увидела его среди чертей и колдунов и закричала: «Чего ты сюда забрался? Кто тебя просил?» Потом подвела ему лошадь и велела возвращаться обратно, но предупредила, что этой лошади нельзя говорить ни «тпру» ни «но». Солдат немедленно сел на коня и поворотил домой, но, пролетая над лесом, подумал: «Что я за дурак такой буду, если не скажу коню ни «тпру» ни «но», да и крикнул на коня: «но!» В ту же минуту полетел он вниз, в чащу леса, а конь тут же превратился в березовую палку. Только на четвертый день добрел солдат на свою квартиру.

Редко, но все же думали, что ведьма может приносить пользу окружающим. К ней обращались за советом, когда нужно было выбрать подходящий день для начала пахоты или сева, за помощью в случае стихийных бедствий или болезней.
Чтобы уберечься от ведьмы, следует ее распознать. Считалось, что ведьму можно узнать, посмотрев на нее сквозь решето, хомут, осиновую борону, сделанную за один день или найденную на чужом поле, а также сквозь дырку, которая образовалась от выпавшего сучка в доске из гроба.
Удобнее всего это делать на Пасху и в ночь накануне Ивана Купалы. Если в селе находилась такая женщина, которая приходила к купальскому костру просить огня, ее принимали за ведьму. Считалось, что купальский костер доставляет ведьме невыносимые страдания, притягивает ее и она приходит к нему, чтобы облегчить свои муки.
В купальскую ночь ведьмы, как правило, оборачиваются жабами и другими животными, чтобы доить чужих коров, поэтому, обнаружив в эту ночь в хлеву кошку, жабу или лягушку, старались вилами пробить им лапу или выколоть глаз. Если на следующий день оказывалось, что одна из женщин в селе захромала или окривела, это означало, что она и есть ведьма. Вот как об этом говорится в быличках.

Рассказывали люди: соседи были такие. Одна-то купается в молоке, а у другой ничего нету. Ну, что делать, говорят муж и сын: «Будем ходить в хлев ночевать». Вот они пошли в хлев, чтобы ведьму поймать. Закрылись изнутри. Ну вот она приходит, та ведьма, и давай открывать дверь. А они взяли с собой топор. И как она стала дверь открывать, то уже не рука у нее, а лапа такая, как у собаки. Так вот они по этой лапе топором трах, да и отрубили. А по утрам та соседка к ним всегда приходила, а тут — что такое? — нет ее. Пришли к соседям, спрашивают, а им говорят: «Она больна лежит». Они посмотрели на нее, а у нее рука отрублена. Оказывается, это она ночью в собаку превратилась.

Однажды на Ивана Купалу хозяин в сарае караулил ведьму. Вдруг видит — скачет большая жаба. Он ее схватил да отсек ей лапу на колоде. Наутро приходит к соседям, спрашивает, все ли дома. «Одна из невесток, — отвечают, — занемогла, на печи лежит». Он говорит ей: «Слезай». Она слезла, глядь — а у нее рука завязана.

Гулял парень с девушкой вечером. Видит — около хлева жаба сидит. Он взял нож, отрубил лапу той жабе. Возвращается он домой — сидит его бабка. Парень говорит: «Что вы сидите?» А она его ругать: «Ты же мне руку этой ночью отрубил!»

Широко распространен рассказ о парне, который, возвращаясь поздней купальской ночью с гулянки, обнаружил, что за ним катится колесо (по другим вариантам — копна, клубок ниток) или бежит кошка (собака, свинья), которая не дает ему идти, сбивает с ног или пытается прыгнуть ему на плечи. Парню удается надеть колесо или клубок на частокол, или же — отсечь ножом навязчивой кошке или собаке ухо либо лапу, или избить их палкой. Наутро парень находит свою бабку (мать или крестную) со следами побоев на теле, с окровавленной рукой, перевязанным ухом и понимает, что именно она и есть ведьма. Вот полесские былички на эту тему.

Один парень ходил к девушке. Матери его она не нравилась. Мать ему говорила: «Не ходи!» А он: «Буду!» Идет он раз вечером к своей девушке, глядь — а корова впереди него встала и не пускает. А он из плетня кол вытащил да между рогов корове и врезал. Пришел домой, а мать дома лежит, голова замотана. То его мать была ведьмой.

Поссорился парень с девушкой. Она ему и сказала: «Ну, такой-сякой, будешь ты меня помнить!» А у нее мать была ведьмой. Вот идет раз парубок с гулянья поздно вечером, вдруг что-то сзади его по ногам как ударит. Он упал. Поднялся, видит — никого, только клубок катится по дороге. Он за ним, а клубок прочь катится. Только он собрался идти, а клубок ему как даст по ногам. Парень побежал скорей домой, а клубок сзади его по ногам, по ногам, так избил бедного парня, что он едва живой добрался до хаты. Стал парень рассказывать о том, что с ним случилось, и кто-то ему сказал: «Это на тебя какая-то ведьма злобу имеет. Тебе нужно было схватить этот клубок левой рукой и не голой, а через левую полу». Вот на следующий раз опять идет парень с гулянки, а ему собака бросается под ноги. Он не долго думая взял левую полу да и схватил эту собаку через полу: «А, попалась, голубушка, ну, постой, больше не будешь людей пугать!» И отрубил ей передние лапы. А на следующее утро все узнали, что у матери этой девушки пальцы на руках отрублены. Так она больше и на люди не показывалась.

Подобные сюжеты известны и на Русском Севере.

В одной деревне одна бабка жила, она такая старая. Дом у нее стоял далеко от других, ниже от деревни. Говорили люди, что ведьма. Ну вот, раз с танцев шел парень с девушкой, ночь уже, за полночь. Вдруг бежит на них большая свинья, такая здоровая. Девчонка-то испугалась, а парень и ударь ее пряжкой от ремня прямо в лоб. Ну, испугалась свинья, захрюкала и убежала. На другой день парень-то в магазине это и рассказал. Вдруг входит туда эта ведьма-то, а у нее на лбу сияет отпечаток от пряжки.

В Полесье в купальскую ночь протягивали через дорогу, по которой гоняют скот, нитку или посыпали ее семенами конопли, маком или муравьями, либо боронили дорогу и наутро, когда стадо гнали на пастбище, следили — чья корова не сможет перейти через эту черту, та и есть корова ведьмы.
Чтобы узнать ведьму на Пасху, нужно перед началом Великого поста оставить за щекой кусочек творога и спать, не вынимая творога изо рта. Наутро надо зашить этот творог в пояс и в течение поста побывать с этим поясом в церкви двенадцать раз. Если прийти с таким поясом в церковь на Пасхальную заутреню, то можно увидеть всех местных ведьм — они будут стоять спинами к алтарю с дойницами на головах. Вместо творога можно держать во рту узелок с маком, а после окончания службы рассыпать мак вокруг себя, а самому со всех ног бежать домой. Если этого не сделать, то ведьмы набросятся на такого человека и растерзают его. Рекомендовалось также во время всего Великого поста каждое воскресенье бросать за печную трубу по одной палочке, а на Пасху, придя из церкви, зажечь на припечке костер из семи палочек — если какая женщина в этот момент придет просить огня, она и есть ведьма.
В народе верили, что во время пасхальной службы ведьмы последними входят в церковь и стремятся поцеловать церковный замок, притронуться к ручке церковной двери или к ризе священника, чтобы восстановить свою колдовскую силу.

На Пасху, перед тем как батюшка скажет: «Христос воскресе!», в двенадцать часов ведьмы гуляют. Идет священник, его охраняют мужчины, а те ведьмы за мужчинами бегут, хотят схватить батюшку за ризу. Если схватит, недоглядят мужчины, то батюшка заболеет, а ведьма что хочет, то и может делать целый год. Это точно. Если не успеет — значит, пропала, ничего не сделает: молоко сможет ходить доить, но уже не обернется ни собакой, ни чем. Если на праздник за попом женщины бегут, это точно ведьмы. На Пасху ведьмы бегают.

На Пасху, на всеночную батюшка вокруг церкви со свечками ходит, хоругви выносят. Так эти женщины, ведьмарки, они бегают за батюшкой и хватаются за его ризы. Присмотришься — так их много, кто хочет схватить его за ризы. Когда батюшка становится на порог церкви, они хватаются. Для того, чтобы эта ведьма здорова была.

На Пасху в церкви читают Евангелие, как Христа распинали, потом берут иконы и кругом ходят. Тогда замыкают двери церкви. А ведьмы в это время целуют замок, чтобы молоко у кого взять. А вы целуйте замок хоть двадцать раз — ничего у вас не получится.

Считалось также, что ведьма не способна вынести тот момент пасхальной службы, когда священник произносит: «Христос воскресе!», и на это время удаляется из церкви, не может она и участвовать в крестном ходе. А если, проходя мимо группы женщин на Пасху, сложить два кукиша и спрятать правую руку с кукишем под левой мышкой, а левую под правой мышкой, то ведьма, если она там есть, скажет: «Ты что мне дули показываешь, отнеси их своему отцу!»
Ведьму, которая испортила корову или отняла у нее молоко, можно распознать так: хозяйка коровы должна надоить немного молока в горшок, положить туда девять новых иголок и цедилку, подкову, найденную в хлеву, лягушку или первую пойманную рыбу и кипятить молоко на медленном огне. Иногда надоенное молоко предписывалось лить на серп или другой острый предмет. Считалось, что это доставляет ведьме такие мучения, что она обязательно придет в этот дом и попросит снять с огня молоко, обещая больше не портить коров. При этом нужно внимательно следить, чтобы ведьма не забрала из дома или со двора какой-нибудь предмет, пусть даже соломинку или камушек — тогда все окажется бесполезным.

Ведьма все время делала зло одной женщине, чтобы у нее ничего не было в хозяйстве. А этой женщине один дед и подсказал: «Ты поймай жабку маленькую, да заверни эту жабку в марлю и грей ее над плитой. А та ведьма, которая убытки делает, будет приходить к тебе и спрашивать: «Ну, что ты делаешь?» Только не кидай жабку в огонь, иначе умрет ведьма». И вот эта женщина так и поступила, а к ней приходит та ведьма и спрашивает, что она делает. А женщина отвечает: «О, так, что-нибудь». А ведьма снова приходит, ведь ее печет, гадюку, ведьму эту. И она замучила эту женщину своими вопросами: «Что ты делаешь? Что ты делаешь?» Женщина кинула эту жабку в огонь да и говорит:
«Господи, прости меня, что я жабку спалю». А через пять недель эта ведьма сгорела.

Правда, в некоторых местах считали, что от ритуального кипячения молока будет страдать не сама ведьма, а ее корова, она будет реветь от боли, пухнуть и даже может лопнуть. Такое обезвреживание ведьмы греховно, поскольку наносит вред не ей самой, а невинному животному.

Леонид Каневский

Леонид Каневский родился 2 мая 1939 года в Киеве. Его родители к искусству отношения не имели. Правда, мама в юности училась в Киевской консерватории, но в семнадцать лет вышла замуж, и с консерваторией пришлось распрощаться. Отец же по профессии был технологом-фруктовщиком. Он очень любил свою профессию и хотел, чтобы и сын пошел по его стопам.
Юный Леонид, однако, мечтал совсем о другом. С одиннадцати лет он хотел стать артистом. Окончив школу, семнадцатилетний паренек отправился покорять Москву.
Поступить в театральное оказалось совсем не просто. В Школу-студию МХАТ Леонида не приняли. Великий Масальский, сложив пальцы трубочкой и приставив ее (трубочку) к глазу, сказал: «Не наша фактура!». То же самое его ждало и Щепкинском училище. Вновь юноша услышал, что не подходит по фактуре.
Удача Каневскому улыбнулась в Театральном училище им. Б.В. Щукина. Он был зачислен на курс Веры Константиновны Львовой. Здесь же ему довелось учиться у замечательных педагогов Цецилии Львовны Мансуровой и Владимира Георгиевича Шлезингера. Педагогом по художественному слову был знаменитый чтец Яков Михайлович Смоленский. Вместе с Леонидом Каневским учились: Василий Ливанов, Андрей Миронов, Зиновий Високовский и Ольга Яковлева.
По окончании в 1960 году Щукинского училища Леонид Каневский был принят в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола. В 1967 году он перешел в Театр на Малой Бронной.
Дебютировал Леонид Каневский в кино в 1965 году, снявшись в сказке «Город мастеров». А спустя три года на экраны вышла искрометная комедия «Бриллиантовая рука». Каневскому досталась совсем небольшая, почти эпизодическая роль контрабандиста. Начинающий актер сам придумал текст, придумал, как все это обыграть, и роль получилась удивительно смешной, запоминающейся. Это был его первый большой успех.
Всесоюзную славу актеру принесла роль майора Томина в знаменитом телесериале «Следствие ведут Знатоки». Первые четыре фильма вышли в 1971 году и сразу обеспечили главным героям невероятную зрительскую любовь. В какой то степени этот успех был прогнозируемым. Детективный, лихо закрученный сюжет, обаятельные и такие непохожие Знаменский (Георгий Мартынюк), Томин (Леонид Каневский) и Кибрит (Эльза Леждей) – это и стало залогом популярности. Но вот то, что сериал затянется на многие-многие годы, вряд ли кто ожидал. На протяжении двух десятилетий зрители с неослабевающим интересом следили за очередными расследованиями Знатоков.
Не меньшей любовью Знатоки пользовались и у правоохранительных органов. Знаменитые концерты, посвященные Дню Милиции, практически никогда не обходились без их выступлений. Вспоминает Леонид Каневский: «И вообще, в Союзе не было такого горотдела милиции, который бы не приглашал нас выступить. Нас передавали, как эстафетную палочку. Знали, например, что я люблю париться, а Герка обожает пельмени. Встречавшие нас милицейские руководители еще у трапа самолета говорили: «Семеныч, банька топится. Яковлевич, пельмени варятся». Замечательно встречали! Конечно, это давало заработок, но и интересно было безумно. Каждый месяц - минимум по две поездки. <…> Мы были чем-то вроде жилетки, в которую можно все свои беды и проблемы выплакать. Такая себе живая исповедальня. И для кого? Для тогдашнего руководства!»
О популярности Знатоков говорит такой факт. Однажды в Комсомольске-на-Амуре милицией был задержан вор в законе, живший в одной гостинице с артистами. Узнав, о том какие соседи проживали рядом с ним, он был невероятно огорчен, что не успел ограбить их. На удивленный вопрос начальника милиции, мол, что у них, артистов, и брать то нечего, тот ответил: «Не понимаешь ты, начальник. Не в этом суть. Представляешь, какой бы звон по зоне пошел, что я ЗнаТоКов обнес!»
При такой популярности и длительности сериала, Каневский не стал актером одной роли. Актер много и интересно снимался. При этом играл он преимущественно характерные роли. Удивительно, но его майор Томин да еще эпизод в картине «Весна на Одере» стали единственными положительными ролями в кино. Каневский с присущей ему легкостью и изяществом играл всевозможных жуликов, воров, гангстеров, хулиганов, или просто отрицательных типов.
Все прекрасно помнят, например, его господина Бонасье в приключенческом фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» (1979). Как и в «Бриллиантовой руке», вновь небольшая, эпизодическая роль, и вновь успех, который стал для актера, по его собственному признанию, «полнейшей неожиданностью, хотя и очень приятной». Замечательным оказался его дуэт с Леонидом Ярмольником в детском фильме «Пеппи-Длинный чулок» (1984), где они изобразили двух жуликов-воров – Карла и Блона.
Начало 90-х. С развалом Советского Союза, стали приходить в упадок театры и кино. Многие актеры оставались без работы. Леонид Каневский вспоминает: «В то время вообще театры пустовали. Дикое было ощущение, совершенно непривычное. Понимаешь, невостребованным оказался не я, а дело, которому я служил и служу. В то тяжелое время людям было не до спектаклей. Как раз тогда Женя Арье носился с идеей создания русскоязычного театра в Израиле, собирал труппу, пригласил и меня. Я его хорошо знал, поверил и решил в свои пятьдесят круто изменить свою жизнь».
Так в 1991 году Леонид Каневкий оказался в Израиле, в Тель-Авиве, став вместе с Евгением Арье одним из основателей Театра «Гешер» («Мост»). «На первых порах было чудовищно тяжело... Трудностей хватало. Например, однажды мы четыре месяца не получали зарплату. Старая закалка помогла все это перенести. А затем театр начал развиваться, набирать обороты. Талант Жени Арье, его огромная энергия принесли свои плоды» - рассказывает Леонид Каневский.
Очень скоро театр приобрел в Израиле большую популярность, а для актеров, в том числе и для Каневского, стал настоящим домом. Здесь им было сыграно множество разнообразных ролей. Любимыми спектаклями Леонида Семеновича являются «Дело Дрейфуса», «Три сестры», «Деревушка», «Раб», «Шоша».
Там же в Израиле Каневский проявил себя в новом качестве – ведущего телепрограммы. Когда открылся русскоязычный телеканал, он был приглашен вести передачу «Хочу все съесть». Каневский согласился вести эту программу при одном условии - если она не будет копией программы Андрея Макаревича «Смак». В результате появилась новая интересная передача, которую смотрит в буквальном смысле вся страна.
А что же кино? Леонид Каневский продолжал немало сниматься. Только теперь талантом актера уже наслаждались израильские зрители. Он сыграл в довольно известных израильских фильмах: «Опоздавшая свадьба», «Электрический человек», «Еврейская месть» (роль - пятидесятилетний репатриант Натан) и других.
Со своей будущее женой Анной Леонид Каневский познакомился в 1967 году. Анна - дочь известного актера Ефима Березина – знаменитого Штепселя из киевского дуэта «Тарапунька и Штепсель», который многие годы блистал на эстрадных подмостках Советского Союза. Программы для этого дуэта писал Александр Каневский - старший брат Леонида. Он то и познакомил их. А поженились Леонид и Анна лишь спустя восемь лет.
Анна по профессии - филолог, переводчик с английского и польского языков. В 1977 году у них родилась дочь Наташа. Она окончила театральный факультет Тель-Авивского университета. По специальности Наталья - театральный дизайнер, работает на израильском телевидении.
С января 2006 года по настоящее время Леонид Семёнович Каневский — ведущий документального сериала «Следствие вели…» на «НТВ». Параллельно актёр продолжает играть в театре «Гешер». в 2009 году снялся в сериале «Семин».
Каневский сыграл роли в более чем семидесяти фильмах и много ролей в театральных спектаклях. Награждён орденом Дружбы (20 апреля 2010).
Женат на дочери знаменитого «Штепселя» (Ефима Березина) Анне Березиной. Родной брат — писатель-сатирик Александр Каневский.