Следствие вели... с Леонидом Каневским. Виктор Цой: смертельный поворот - смотреть онлайн бесплатно
Главная

Перейти на мобильную версию сайта

Следствие вели... с Леонидом Каневским. Виктор Цой: смертельный поворот

Его песни стали символом эпохи. Еще при жизни певец превратился в легенду. Что случилось на пустынной трассе под Ригой — случайная автокатастрофа или трагическая неизбежность?
Наркотики, невнимательность, несчастная любовь или чей-то злой умысел... Десятки версий, но какая из них единственная правильная? Леонид Каневский проводит собственное расследование.
Кому умирать молодым? Тайна гибели лидера группы «Кино»...

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube
Виктор Цой

Виктор Цой в 1986 году
(фото Игоря Мухина)
Основная информация
Полное имя

Виктор Робертович Цой

Дата рождения

21 июня 1962({{padleft:1962|4|0}}-{{padleft:6|2|0}}-{{padleft:21|2|0}})

Место рождения

Ленинград, РСФСР, СССР

Дата смерти

15 августа 1990 (28 лет)({{padleft:1990|4|0}}-{{padleft:8|2|0}}-{{padleft:15|2|0}})

Место смерти

35-й км шоссе Слока—Талси,
Тукумсский район,
Латвия, СССР

Годы активности

19781990

Страна

СССРFlag of the Soviet Union.svg СССР

Профессии

поэт, певец, гитарист, композитор, актёр, кочегар, художник

Жанры

рок-музыка, новая волна, панк-рок, пост-панк

Коллективы
  • Палата № 6,
  • Гарин и гиперболоиды,
  • Автоматические удовлетворители,
  • Кино
Сотрудничество

Юрий Айзеншпис

Лейблы

АнТроп, Мелодия

Ви́ктор Ро́бертович Цой (21 июня 1962, Ленинград — 15 августа 1990, близ посёлка Кестерциемс, Латвийская ССР) — советский рок-музыкант, автор песен и художник. Основатель и лидер рок-группы «Кино», в которой пел, играл на гитаре, писал музыку и стихи. Снялся в нескольких фильмах.

Биография

Виктор Цой родился в роддоме Московского района Ленинграда (м. Парк Победы, улица Кузнецовская, д. 25) в семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Гусевой (8 января 1937 — 28 ноября 2009) и инженера корейского происхождения Роберта Максимовича Цоя (род. 5 мая 1938). Единственный ребёнок в семье. После рождения ребёнка привезли на Московский проспект дом № 193.

С 1974 по 1977 год посещал среднюю художественную школу, где возникла группа «Палата № 6» во главе с Максимом Пашковым. После исключения за неуспеваемость из художественного училища имени В. Серова поступил в СГПТУ-61 на специальность резчика по дереву. В молодости был поклонником Михаила Боярского и Владимира Высоцкого, позднее Брюса Ли, имиджу которого начал подражать. Увлекался восточными единоборствами и часто дрался «по-китайски» с Юрием Каспаряном.

Смерть в автокатастрофе

15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут Виктор Цой погиб в автокатастрофе. ДТП произошло на 35 километре трассы «Слока — Талси» под Тукумсом в Латвии, в нескольких десятках километров от Риги. Согласно наиболее правдоподобной официальной версии, Цой заснул за рулём, после чего его «Москвич-2141» тёмно-синего цвета вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом «Икарус», модели 250 (иногда этот автобус идентифицируют как 280 модель).

Столкновение автомобиля «Москвич-2141» тёмно-синего цвета с рейсовым автобусом «Икарус-280» произошло в 12 час. 28 мин. 15 августа 1990 г. на 35 км трассы Слока — Талси. Автомобиль двигался по трассе со скоростью не менее 130 км/ч, водитель Цой Виктор Робертович не справился с управлением. Смерть В. Р. Цоя наступила мгновенно, водитель автобуса не пострадал. …В. Цой был абсолютно трезв накануне гибели. Во всяком случае, он не употреблял алкоголь в течение последних 48 часов до смерти. Анализ клеток мозга свидетельствует о том, что он уснул за рулем, вероятно, от переутомления.

из милицейского протокола; по данным сайта kinoman.net.

19 августа Виктор Цой был похоронен на Богословском кладбище в Ленинграде.

«Стена Цоя» в Кривоарбатском переулке в Москве

Смерть Виктора Цоя была шоком для множества поклонников. Несколько фанатов даже покончили с собой. Тысячи человек пришли на похороны Виктора.

Прочие версии гибели
  • Создатели д/ф из цикла «Следствие вели…» предположили, что Цой мог попасть в аварию, когда решил переставить другой стороной кассету в своём магнитофоне, тем самым отвлекшись от движения у «слепого поворота» дороги. Речь в передаче шла о кассете с демозаписью последнего альбома. Гитарист Юрий Каспарян еще в 2002 году опроверг информацию о наличии этой кассеты в автомобиле Цоя: «Пользуясь случаем, хочу развеять миф, что на месте аварии нашли кассету с демо „Черного альбома“… Все было не так. Я специально приехал в Юрмалу с аппаратурой, с инструментами и мы делали аранжировки для нового альбома. Когда доделали, я забрал кассету и поехал в Петербург. Я приехал утром, вечером узнал о случившемся. И поехал обратно. И кассета все время была у меня в кармане».
  • Также распространялись слухи, что катастрофа могла быть подстроена - например, КГБ, путём порчи рулевого управления или тормозов. Цой как общественный деятель мог представлять опасность для тогдашних властей. Никаких доказательств этому нет, кроме предположений о возможной связи со смертью еще нескольких известных людей в тот же период.

Семья

  • Дед Виктора Цоя по отцу — Сын Дюн Цой (Максим Максимович Цой) — кореец из Казахстана, у которого было четыре сына: Юрий, Роберт (отец Виктора), Леонид и Лев, а также дочь Алла. Таким образом, со стороны отца у Виктора Цоя было 3 родных дяди и одна тётка.
  • Отец Роберт Максимович Цой (род. в мае 1938) — инженер.
  • Мать Валентина Васильевна (д. Гусева) (8 января 1937 — 28 ноября 2009, Пушкин) — преподаватель физкультуры.
  • Марианна Игоревна Цой (д. Родованская) (5 марта 1959 — 27 июня 2005) — жена. Виктор Цой и Марьяна разошлись в 1987 году, он ушёл к Наталье Разлоговой, переехав в Москву. Однако брак официально они не расторгали.
  • Александр Викторович Цой (род. 5 августа 1985) — единственный ребёнок Виктора, работает программистом, официально оформил отношения с Еленой Осокиной (которую в бульварной прессе ошибочно называли «дизайнером») в декабре 2010 года, в это же время женился второй раз Роберт Максимович Цой, его дед; в своём первом интервью (июнь 2012, «Москва-24») рассказал, что занимается своим клубом, пишет музыку и зарабатывает как дизайнер-оформитель. Был гитаристом в группе «Para bellvm».
  • Наталья Эмильевна Разлогова — последняя любовь Виктора Цоя, киновед и переводчица, сестра известного киноведа Кирилла Разлогова, после смерти Цоя вышла замуж за журналиста Евгения Додолева и уехала в США, у них с мужем двое детей, её можно увидеть в документальных фильмах о Цое — «Солнечные дни» (1996), «Еловая субмарина: Виктор Цой. Дети минут» (2008), «Жизнь как кино» (2005).

Творчество

В конце 1970-х — начале 1980-х началось тесное общение между Алексеем Рыбиным из любительской группы «Пилигримы» и Виктором Цоем, игравшим на бас-гитаре в группе «Палата № 6», оба они заходили в гости к Майку Науменко («Зоопарк») или к Андрею Панову (Свин), на квартире которого репетировала панк-группа «Автоматические удовлетворители».

Там и происходили первые квартирники Виктора Цоя. Приобретя некоторую известность, Виктор Цой и Алексей Рыбин в составе «Автоматических удовлетворителей» ездили в Москву и играли панк-рок-металл на квартирниках Артемия Троицкого. Во время одной из таких поездок Виктора Цоя, поющего под гитару с компанией в электричке, заметил Борис Гребенщиков. Он предложил Виктору помощь и поддержку не только со своей стороны, но и со стороны Андрея Тропилло, Сергея Курёхина и других.

Первый альбом

Летом 1981 года Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский основали группу «Гарин и Гиперболоиды», которая уже осенью была принята в члены Ленинградского рок-клуба. Вскоре Валинского забирают в армию, а группа, сменив название на «Кино», приступила к записи первого альбома. «Кино» под руководством Бориса Гребенщикова записывались на студии Андрея Тропилло в Доме Юного Техника, в записи принимали участие все музыканты «Аквариума». Вскоре «Кино» уже выступали со своим первым электрическим концертом на фестивале рок-клуба, всё выступление шло под драм-машину, а под песню «Когда-то ты был битником» из-за кулис на сцену с гитарами выскочили БГ, Майк и Панкер. К лету 1982 года альбом был полностью завершён, продолжительность его звучания составляла 45 минут, откуда и появилось название. Но позже из окончательного варианта была убрана песня «Я — асфальт», которую можно найти в переиздании «45», где она прилагается в качестве бонус-трека. Запись получила некоторое распространение по стране, о группе заговорили, начались квартирные концерты в Москве и Ленинграде. Осенью, вместе с барабанщиком Зоопарка, «Кино» записывают в студии Кускова несколько песен, в том числе «Весна» и «Последний герой», вошедшие в сборник «Неизвестные песни Виктора Цоя» (всего четыре издания)

Тогда запись была забракована и распространения не получила, так как Цой забрал ленту себе.

19 февраля 1983 года проходит совместный электрический концерт «Кино» и «Аквариума», музыканты выступали с тёмным макияжем и в костюмах со стразами. При этом они исполняли «Электричку», «Троллейбус» и «Алюминиевые огурцы». В основной состав были приглашены Каспарян и Густав. Весной из-за разногласий с Цоем Алексей Рыбин покидает группу «Кино». Лето уходит на совместные репетиции с новым гитаристом. В результате этого Виктор Цой и Юрий Каспарян записали альбом «46», который вначале задумывался как демозапись «Начальника Камчатки». Алексей Вишня «скинул» запись нескольким друзьям на плёнку. «46» получил широкое распространение и был воспринят как полноценный альбом. Осенью 1983 года Виктор Цой лёг на обследование в психиатрическую больницу на Пряжке, где провёл полтора месяца, избегая призыва в армию. После выписки из психиатрической клиники он пишет песню «Транквилизатор». Весной выступил на втором фестивале рок-клуба, где «Кино» получила лауреатское звание, а песня «Я объявляю свой дом безъядерной зоной», открывшая фестиваль, признана лучшей антивоенной песней фестиваля 1984 года.

Второй состав «Кино»

Летом 1984 года в студии «Антроп» Андрея Тропилло начинается запись альбома «Начальник Камчатки», к которому, кроме Виктора, приложили свою руку БГ и Сергей Курёхин.

В феврале 1985 Виктор и Марьяна празднуют свадьбу. На свадьбу были приглашены Гребенщиков, Майк, Титов, Каспарян, Гурьянов и другие.

Весной 1985 «Кино» заработали ещё одно звание лауреата, и засели в студию к А. Тропилло писать «Ночь», процесс записи затянулся из-за желания создать новую музыку с новыми приёмами игры. Альбом никак не получался, Виктор бросил «Ночь» недоделанной и в студии Алексея Вишни занялся записью «Это не любовь», который получился всего за неделю с небольшим. К осени «Это не любовь» была сведена и удачно разошлась по стране, а в январе 1986 вышла «Ночь», среди песен которой были известные «Мама Анархия» и «Видели ночь». Параллельно с выходом пластинки растёт популярность Виктора Цоя, а в феврале на 4-м фестивале рок-клуба «Кино» получает диплом за лучшие тексты. 5 августа 1985 года у Цоя родился сын Саша.

Летом 1986 года Виктор работал в бане на проспекте Ветеранов, он там мыл помещения из брандспойта. Необходимо было приходить на один час в день, но это было время с 22 до 23 часов, что ему мешало, так как Цой проводил это время суток с группой.

Также летом все участники группы уезжают в Киев на съёмки фильма «Конец каникул» (режиссёр Сергей Лысенко), а чуть позже дают совместный концерт с «Аквариумом» и «Алисой» в ДК МИИТ в Москве, с этими же группами в США выходит «Красная волна». Осенью Сергей Фирсов приглашает Виктора работать кочегаром. Цой согласился и они оба начали работать кочегарами в котельной «Камчатка», откуда выросли многие знаменитые рок-музыканты.

В ней Рашид Нугманов организовал съёмки короткометражки «Йя-Хха», там же проходят съёмки фильма «Рок» Алексея Учителя — оба фильма при участии Цоя. Осень и зима проходят в Ялте на съёмках «Ассы» Сергея Соловьёва.

Весна 1987 богата концертными событиями: премьера «Ассы» в ДК МЭЛЗ, последнее участие на фестивале рок-клуба, где «Кино» получили приз «За творческое совершеннолетие».

На порто-студии «Yamaha MT44» «Кино» начинают записывать альбом «Группа крови». Осенью 1987 года Виктор улетает к Рашиду Нугманову в Алма-Ату на съёмки своего последнего фильма «Игла», в связи с этим «Кино» доработали «Группу крови» и на время прекратили концертную деятельность. В 1988 выходит «Игла» и «Группа крови», которые породили «киноманию».

Начинаются триумфальные гастроли по России, Украине и Белоруссии — «Кино» собирают аншлаги на всех концертах.

16 ноября 1988 на мемориальном концерте памяти Александра Башлачёва публика ведёт себя крайне активно; по плану концерт должна была заканчивать песня Башлачёва «Время колокольчиков» (в записи), памяти которого был посвящён концерт, но по невыясненным причинам во время выступления Цоя (он играл на гитаре) внезапно включили «Время колокольчиков», Цой прекратил играть, не понимая откуда идёт звук, который он не производит и что вообще происходит. Администрация многократно объявляла, что всем нужно расходиться, концерт окончен. Цой не уходил, он несколько раз подходил к выключенным микрофонам и проверял, работают ли. Потом разводил руками — «не работает», и ходил по сцене туда и сюда с цветком, не уходя со сцены, но и не имея возможности петь и что-то сказать публике. Публика не расходилась, люди шумели, кричали, было видно, что что-то идёт не так. Создавалось впечатление, что некая злая воля решила прекратить концерт и включила финальную песню прямо во время выступления Цоя. Через 10 минут этого противостояния администрация включила микрофон. Цой, в очередной раз подойдя проверять микрофон, услышал что он включён, и объявил людям, что по непонятным причинам несвоевременно была включена финальная песня Саши Башлачева, но после этого петь и играть уже не очень удобно. После этого он стал собираться и публика потянулась к выходу.

Весной 1988 записывается черновик, а зимой окончательный вариант альбома «Звезда по имени Солнце», который решили выпустить осенью. Цой знакомится с Юрием Айзеншписом, который с 1989 стал продюсером «Кино», организовывая концертные туры и частые выступления на телевидении, после чего группа обретает всесоюзную популярность. В день 50-летия Цоя Александр Градский в эфире канала «Москва-24» рассказал, что в тот период Артемий Троицкий инспирировал письмо в Московский Горком, которое должно было настроить московских рок-музыкантов против Виктора Цоя.

На телевидении Виктор Цой дебютировал в программе «Взгляд», об этом рассказано в книге «Взгляд» — битлы перестройки».

В начале 1989 группа «Кино» впервые едет за границу во Францию, где записывают и выпускают альбом «Последний герой». Летом Виктор с Юрием Каспаряном едут в США. Тем временем «Игла» выходит на второе место в прокате советских фильмов, а на кинофестивале «Золотой Дюк» в Одессе Виктора Цоя признают лучшим актёром СССР.

24 июня 1990 года прошёл последний концерт «Кино» в Москве на Большой спортивной арене Лужников. На этом концерте, впервые после московской Олимпиады-80 был зажжён огонь в Олимпийской чаше. После этого Цой с Каспаряном уединились на даче под Юрмалой, где под акустическую гитару начали записывать материал для нового альбома. Этот альбом, дописанный и сведённый музыкантами группы «Кино» уже после смерти Цоя, вышел в декабре 1990 и получил символическое название «Чёрный альбом», с соответствующим оформлением обложки.

Фильмография

По результатам ежегодного опроса журнала «Советский экран» за исполнение роли Моро в фильме «Игла» Виктор Цой был признан лучшим актёром 1989 года.

  1. 1986 — «Йя-Хха» (документальное видео). Режиссёр Рашид Нугманов
  2. 1986 — «Конец каникул». Режиссёр Сергей Лысенко
  3. 1987 — «Рок» (документальные кадры). Режиссёр Алексей Учитель
  4. 1987 — «Асса». Режиссёр Сергей Соловьёв
  5. 1988 — «Игла». Режиссёр Рашид Нугманов
  6. 1990 — «Секс и перестройка (Sex et perestroïka)» (главный герой вместе с его русской коллегой посещает концерт группы «КИНО»; также в фильме использована песня «Фильмы». Режиссёры Франсуа Жуффа, Франсис Леруа). В фильме был фрагмент концерта группы, где Виктор Цой исполнял песни «Печаль» и «Закрой за мной дверь, я ухожу». Перед исполнением отрывка в кадре промелькнул подстрочный комментарий на французском, в котором говорилось, что Виктор Цой погиб три месяца спустя после съёмок фильма.
  7. 1992 — «Последний герой». Режиссёр Алексей Учитель
  8. 1996 — «Солнечные дни» (документальный)
  9. 2005 — «Жизнь как кино» (документальный)
  10. 2006 — «Просто хочешь ты знать» (документальный)
  11. 2008 — «Еловая субмарина: Виктор Цой. Дети минут» (документальный)
  12. 2009 — «Последний герой: Двадцать лет спустя» (документальный)
  13. 2010 — «Игла Remix». Режиссёр Рашид Нугманов

Виктор Цой ошибочно упомянут в числе актёров на плакате к фильму «Оно», где в действительности сыграл Вячеслав Цой.

Дискография

  • Список песен Виктора Цоя

Награды

  • Двадцатка «лучших музыкантов в большом кино» по мнению журнала Rolling Stone Russia.

Мнения современников

« Земля — Небо. Между Землей и Небом — война.

Спев одну эту строчку, Виктор Цой мог уже больше ничего не петь. Он сказал все. Просто и гениально.
До сих пор мне непонятна смерть Цоя; предполагаю, что он был проводником Белых сил и явно не успел выполнить возложенную на него миссию. Он ушел внезапно. Я думаю, что, на какое-то мгновение расслабившись, он потерял контроль над собой и открыл таким образом брешь в энергетическом поле защиты, причем сделал это так неожиданно, что Белые не успели среагировать, тогда как Черные среагировали мгновенно. Цоя нет, как нет и Высоцкого.
Игорь Тальков
»

Слова И. Талькова о том, что Цой «был проводником Белых сил» развивает исследователь его творчества З. Кадиков в своей книге «По следам пророка света. Расшифровка песен Виктора Цоя»:

«

Виктор Цой соединяет мир тот — Высший, с нашим — Земным.

»

Память

Мемориальная композиция Виктору Цою во дворе дома № 15 по улице Блохина в Санкт-Петербурге

Песни Цоя остаются популярны среди молодёжи по сей день. Считается, что смерть Цоя даже способствовала популярности «Кино», создав своего рода культ трагически погибшего героя. Майк Науменко (сам умерший через 1 год и 12 дней после Цоя) по этому поводу сказал: «В нашей стране желательно погибнуть, чтобы стать окончательно популярным». Звукорежиссёр и продюсер Андрей Тропилло добавил, что Цой «ушёл вовремя» в том смысле, что его поздние работы, по мнению Андрея, слабее ранних, а дальнейшее творчество было бы ещё хуже.

Памятники

Портрет Виктора Цоя в ТТЦ Останкино
  • В Санкт-Петербурге в июле 2009 года был временно установлен памятник Виктору Цою. Гипсовая скульптура, изображающая музыканта сидящим на мотоцикле, была установлена на Невском проспекте, напротив кинотеатра «Аврора». Автор памятника — московский скульптор Алексей Благовестнов. 4 февраля 2010 года было объявлено, что памятник музыканту появится в лесопарке Александрино, напротив которого Цой с семьёй жил и в котором часто гулял.
  • На месте гибели Виктора Цоя, на 35-м км шоссе Слока — Талси, установлен памятник Виктору Цою высотой 2 метра 30 сантиметров. Средства на памятник собирали почитатели таланта Цоя. Авторы памятника — художник Руслан Верещагин и скульптор Амиран Хабелашвили — выбрали для создания монумента одну из самых популярных фотографий музыканта, на которой он запечатлен со скрещенными руками. На постаменте выбиты строчки из знаменитой песни «Легенда»: «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать…».
  • 14 августа 2010 года в Вильнюсе (Литва), в парке Вингис был открыт временный памятник-макет Виктору Цою. Состоялся концерт, посвящённый 20-й годовщине его гибели. Вопрос о постоянной установке памятника пока не решён.
  • 20 ноября 2010 года в городе Барнауле Алтайского края состоялось открытие первого в России постоянного памятника Виктору Цою[37][38].
  • Открытие памятника в Москве неоднократно откладывалось. Марианна Цой, вдова Виктора Цоя, лично курирующая вопрос установки памятника, так и не дождалась при жизни того момента, когда в Москве установят памятник Виктору Цою, который в очередной раз обещали открыть ко дню его рождения 21 июня.
  • Памятник на могиле Виктора Цоя

  • Памятник в Барнауле около АлтГПА

  • Стена Цоя

    • В Кривоарбатском переулке (Москва) появилась «стена Цоя», которую поклонники группы исписали надписями «Кино», «Цой жив», цитатами из песен и признаниями в любви музыканту. У поклонников творчества Цоя до сих пор принято оставлять в специальной пепельнице у Стены надломленную прикуренную сигарету. Там же планировалось установить памятник музыканту: босиком и сидящему на мотоцикле. В 2006 году стена была закрашена группой вандалов, но впоследствии восстановлена фанатами.
    • В Днепропетровске, недалеко от Памятника Славы находится Стена Цоя, которая негласно считается мемориалом и является местом встреч днепропетровских поклонников музыканта.
    • В Минске (Белоруссия) с середины 1990-х также существует «Стена Цоя», ныне, после нескольких переносов, находящаяся в Ляховском сквере.
    • Есть «Стена Цоя» и в Могилёве (Белоруссия), которая находится по адресу ул. Ленинская, 61 (здание лицея при Белорусско-Российском университете). «Стена» разрисована учащимися лицея и служит элементом «Московского дворика» в Могилёве. В начале лета 2012 года «Стена» закрашена.

    Улицы

    • Улица Виктора Цоя в городе Арзамасе Нижегородской области (в микрорайоне «Кирилловский»).
    • Улица Виктора Цоя в городе Ноябрьск Ямало-Ненецкого Автономного округа (в микрорайоне № 7).
    • Улица Виктора Цоя в пригороде Новороссийска — посёлке Цемдолина.

    Скверы

    • Сквер Виктора Цоя — расположен в Петроградском районе Санкт-Петербурга около котельной «Камчатка».

    Прочее

    Почтовая марка России из серии «Популярные певцы российской эстрады», посвящённая Виктору Цою, 1999, 2 рубля (ЦФА 542, Скотт 6548)
    • Имя Виктора Цоя носит астероид № 2740.
    • В 1999 году была выпущена почтовая марка России, посвященная Виктору Цою.
    • В 2012 году была выпущена монета номиналом 10 долларов Фиджи, посвященная Виктору Цою.
    • В Киеве, на озере Тельбин, где снимался короткометражный фильм «Конец каникул», до настоящего времени растут старые ивы, которые видны на кадрах фильма, и это место является культовым для украинских фанатов Виктора Цоя.
    • В мае 2007 года общественности Санкт-Петербурга и представителям молодёжных левых движений (в частности, АКМ) удалось не допустить сноса музея — бывшей котельной, в которой одно время работал Виктор Цой, так называемой «Камчатки».
    • В 2009 году прокремлёвские молодёжные движения («Местные» и «Молодая гвардия») аналогично выступили в защиту московской «Стены Цоя» на Арбате.
    • В сентябре 2011 года в Судаке состоялся первый международный рок-фестиваль «КИНО сначала», посвященный 30-летию создания группы «Кино», участниками которого стали В. Бутусов и Ю. Каспарян (гр. «Ю-Питер»), а в июле 2012 года второй фестиваль был посвящен 50-летию Виктора Цоя.

    Отражение в культуре

    В литературе

    Алексей Машевский в стихотворной строчке «Попадешь на шабаш к битлам и Цою!» ставит Цоя рядом с группой «Битлз» как наиболее характерные проявления несимпатичной ему новейшей рок-культуры. Таким же воплощением деградации культуры выступает Виктор Цой в стихотворении Дмитрия Сухарева «Цой с вами». Напротив, в датированном 1988 годом стихотворении Татьяны Щербины Цой изображён как герой и символ времени:

    Он поет в микрофон как в цветок.
    Зигфрид из ПТУ.

    В музыке

    Трибьюты памяти Виктора Цоя:

    • Виктор Цой «50». Симфоническое КИНО. В Петербурге на сцене БКЗ «Октябрьский» состоялся уникальный концерт — песни Виктора Цоя прозвучали в исполнении симфонического оркестра Государственного Эрмитажа, а солировал на гитаре бессменный гитарист «КИНО» Юрий Каспарян. На этом концерте выступили иностранные музыканты, создавшие свои версии песен «КИНО» — группа «Brazzaville»(США-Испания) и Jean Luc Debouzy(Франция), записавший несколько песен Виктора Цоя на французском языке совместно с гитаристом Романом Мирошниченко. В концерте также приняла участие группа памяти Виктора Цоя — «Виктор».
    • КИНОпробы. Трибьют рокеров России, вышедший в 2000 году. Такие рок-звёзды, как Мумий Тролль, НАИВ, Земфира, Михей и Джуманджи, Вячеслав Бутусов, Король и Шут, Мультfильмы, Пикник, исполнили кавер-версии песен.
    • КИНОпробы. Рэп-трибьют. Трибьют русских рэп-исполнителей, вышедший в 2010 году. Песни рэперов представляют собой рэп-читку, ссемплированную под припев Виктора Цоя. В записи альбома поучаствовали группы CENTR, Многоточие, 25/17, Легенды Про…, а также Noize MC, Dino MC47, ST1M и Юра Неплохой.

    Песни Виктора Цоя в исполнении других музыкантов:

    • «Звезда по имени Солнце» — Натали;
    • «Кукушка» — Dots Family (Рэп-remix); Ольга Кормухина; Земфира;
    • «Малыш» — Мумий Тролль;
    • «Песня без слов», «Спокойная ночь» — Алиса;
    • «Печаль» — «Кукрыниксы»;
    • «Легенда», «Ночь» — F.P.G.;
    • «Видели ночь» — «Zdob şi Zdub» («Agroromantica»);
    • «Каждую ночь» — Земфира;
    • «Просто хочешь ты знать», «Битник» — ДДТ;
    • «Алюминиевые огурцы» — Ляпис Трубецкой;
    • «Следи за собой» — Комба БАКХ;
    • «Транквилизатор» — Tequilajazzz;
    • «Спокойная ночь» - Eihelstraat.

    Песни Виктора Цоя в исполнении зарубежных музыкантов:

    • «Печаль», «Пачка Сигарет» — Jean Luc Debouzy(Франция), франкоязычные версии, аранжировка — Роман Мирошниченко
    • «Звезда по имени Солнце» — «Brazzaville» (США-Испания)
    • «Группа крови» — рок-группа «Yoon Do Hyun Band» (Южная Корея)

    Песни, посвященные Виктору Цою и группе «Кино»:

    • «7Б» — «Виктор Цой» — песня полностью посвящена рок-музыканту.
    • «Аквариум» — «Афанасий Никитин Буги или Хождение за три моря-2» — строчка «Я перевёл все песни Цоя с урду на латынь»; «Пока несут сакэ» — строчка «Мне снится Басё с плакатом „Хочу быть, как Цой!“».
    • «Алиса» — «Всё в наших руках» — Песня была написана осенью 1990 года, а её первое исполнение состоялось 24 сентября в СКК им. Ленина (ныне Спортивно-концертный комплекс «Петербургский») на концерте памяти Виктора Цоя. Песня входит в альбом Шабаш.
    • «Алиса» — «Rock’n’Roll» — Цой упоминается среди других известных рок-музыкантов. Также на концертах группа исполняет песни Цоя «Песня без слов» и «Спокойная ночь», предваряя последнюю словами: «Пока мы живы, мы будем петь эту песню всегда, потому что она нам очень близка и дорога». После исполнения каждой из этих песен Кинчев произносит: «Спасибо вам! Спасибо Цою!».
    • «Алиса» — «Пульс хранителя дверей лабиринта» 2008 год — По словам К. Е. Кинчева, альбом посвящён Виктору Цою (Хранителю Лабиринта).
    • «Алиса» — песня «Жизнь струны» посвящена Виктору Цою.
    • «Разные Люди» — «Пусть сегодня никто не умрёт» — первый куплет посвящён Цою: «И он снова зажжёт потухшую сигарету, / И уходя, смущаясь, бросит — 'гуд бай'! / А на полночной кухне холодный свет одинокой звезды, / На нашем кассетнике кончилась плёнка — смотай» Последняя строчка — цитата из песни Цоя «Видели ночь».
    • Игорь Тальков — «Памяти Виктора Цоя» («Поэты не рождаются случайно…», 1990)
    • Пилигрим — «Памяти Виктора Цоя».
    • «Пилот» — «Дорога в рай» — эпиграфом к песне служат строки из «Группы крови», а в ней самой звучит небольшой отрывок песни «Спокойная ночь» (проигрыш). Песни «Сегодняшним днём» и «Ч/б» с альбома «Ч/б», по словам Ильи Чёрта, являются современными песнями группы «Кино», если бы Цой был жив.
    • «Бригадный подряд» — в песне «Попса» есть строки: «Их территория помечена, отравлен водопой. / Если ты туда полезешь, то закончишь как Цой». В поздней редакции вторую строчку заменили на «Аншлаги обеспечены глухонемой толпой».
    • В 1995 году появилась группа «Виктор», музыка и вокал которой напоминает «Кино». Название было дано после концерта памяти Виктора Цоя 15 августа 1995 года.
    • «5’Nizza» — в песне «Ушедшим слишком рано», наряду с Владимиром Высоцким, Куртом Кобейном, Бобом Марли и Джимом Моррисоном упоминается и Виктор Цой. В песне цитируются строки из песен этих музыкантов.
    • Гарик Сукачев и группа «Неприкасаемые» — в песне «Право на выбор» есть строчки: «На заборе написано Виктор Цой, но за этим забором ничего нет».
    • «Многоточие» — песня «Его ведёт».
    • Пушкинг — песня «Песня без слов» — такое же название имеет одна из песен группы «Кино».
    • «Ундервуд» — «Товары и услуги» — несколько раз упоминается отрывок из песни Цоя «Когда твоя девушка больна» — Солнце светит, и растёт трава
    • «Фактор 2» — «Родной город» — «На кассете альбом группы Кино, Виктор Цой заставляет нас жить, не подозревая, что погибнуть ему скоро суждено»
    • «Ленинград» — собственная песня Шнурова «Группа Крови», на концертах, во вступлении, он посвящает её Виктору Цою.
    • «Лигалайз» — песня «Стресс».
    • «Кирпичи» — песня «Рэп калл» — строчка «Кино и Алиса, Алиса и Кино — мы любим эту музыку и слушаем давно».
    • «Красная плесень» — песня «Памяти В. Цоя Там Где Ты».
    • «Сектор газа» — песня «Эстрадная песня» — строчка «А где же Кино, где Алиса, где Облачный край …».
    • «Ландыши» — песня «Вот так» — после первого припева играется основная тема из песни «Кукушка».
    • ДДТ — «В последнюю осень» — согласно Юрию Шевчуку, посвящена Цою.; «Милиционер в рок-клубе» — строчка «А я торчу на „Алисе“, „ДДТ“ и „Кино“»
    • «Чайф» — «Рок-н-ролл этой ночью» — строчка «Один из них сказал, что любит Кино, Но понял я, что любит он Зоопарк».
    • Noize MC — «Жечь электричество» — строчка «Мы хотим танцевать, как завещал нам Цой в конце XX века».
    • Веня Д’ркин — «Автовокзал» — строчка «В котором есть дом, где хотя бы портретом на голой стене — Цой…».
    • 25/17 — во вступлении к песне «Два пять один семь» звучит отрывок из песни Цоя «Дальше действовать будем мы».
    • Анита Цой — в конце видеоклипа на её дебютный сингл «Полет» появляется строчка: «Посвящается Виктору».
    • Ольгины сны — «Кончится лето…» — симфоническая кавер-версия на одноимённую песню.
    • «Сьцяна» — «Сьлёзы пад дажджом» (Слёзы под дождём) — строчка «Вiктар Цой заўжды герой» (Виктор Цой всегда герой).
    • «Провода» — песня «Про Кино».
    • К.П.П. — «Гоп-стоп буги» — строчка «…Митёк был местной рок-звездой, сексуальный как Бон Джови, неприступный как Цой…».
    • NevidomeZadovolennya и Андре Таннебергер — песня и клип «Весна». Слова «Звонкой песней апрель отшумит, и в весеннем балтийском ненастье, как и прежде, душа заболит, снова май надо мною не властен. Снова будет черемухи цвет, осыпаясь, ложиться на плечи, и привычная боль этих лет превратится в случайную встречу. Улыбнёшься, платок теребя, и подумаешь, горечь скрывая, — это снова весна без меня плачет в сердце твоём, чуть живая …»
    • NevidomeZadovolennya — в песне «Русский писец» 2012 года строчки «Люблю я петь вместе с Кино, и в этот миг нет никого. И пульс мой бьётся учащённо, хочется жить, слушать влюблённо.»

    В кинематографе

    • 1991 год — документальный фильм «Человек в чёрном».
    • 1992 год — документальный фильм «Последний герой» (режиссёр Алексей Учитель).
    • 2007 год — документальный фильм-концерт о творчестве Виктора Цоя «Просто хочешь ты знать».
    • 2011 год — художественный фильм «Бездельники».

    На телевидении

    • 1998 год — НТВ, в передаче «Намедни-1990» есть фрагмент про смерть Цоя.
    • 2008 год — ТВ3, передача Тайные знаки. «Тот, кому умирать молодым… КИНОдрама Виктора Цоя».
    • 2005 год — документальный фильм по заказу Первого канала «Виктор Цой. Жизнь как кино» (режиссёры Ирина Ван, Сергей Холодный).
    • 2007 год — на НТВ выходила в эфир передача «Виктор Цой: Смертельный поворот» из цикла передач «Следствие вели… с Л. Каневским».
    • 2007 год — на РЕН ТВ выходила в эфир передача «Виктор Цой: Сон со смертельным исходом» из цикла передач «Громкое дело» (режиссёр Дмитрий Сорокин).
    • 2010 год 13 августа — Первый канал показал передачу «Виктор Цой: Мы ждем перемен» из цикла передач «Пусть говорят» с Андреем Малаховым.
    • 2010 год — на РЕН ТВ вышла передача «Виктор Цой: Здравствуй, последний герой» из цикла передач «Громкое дело. Спецпроект» (режиссёр Дмитрий Сорокин).
    • 2012 год 20 июня на ТВЦ вышел документальный фильм «Виктор Цой. Вот такое „Кино“».
    • 2012 год 21 июня на Первом канале к 50-летию Виктора Цоя вышел документальный телефильм «Цой — „Кино“» и концерт «Виктор Цой и группа „Кино“. Концерт в „Олимпийском“».

    Дополнительная информация

    • Цой профессионально вырезал из дерева фигурки нэцкэ.
    • Рост Виктора Цоя был 183 см, по другим данным — 184 см.
    • Любимый цвет одежды — чёрный.
    • Виктор достаточно хорошо знал английский язык, при том, что в школе изучал немецкий.
    • У отца Виктора Цоя есть ещё один сын, единокровный брат Виктора.

    Леонид Каневский

    Леонид Каневский родился 2 мая 1939 года в Киеве. Его родители к искусству отношения не имели. Правда, мама в юности училась в Киевской консерватории, но в семнадцать лет вышла замуж, и с консерваторией пришлось распрощаться. Отец же по профессии был технологом-фруктовщиком. Он очень любил свою профессию и хотел, чтобы и сын пошел по его стопам.
    Юный Леонид, однако, мечтал совсем о другом. С одиннадцати лет он хотел стать артистом. Окончив школу, семнадцатилетний паренек отправился покорять Москву.
    Поступить в театральное оказалось совсем не просто. В Школу-студию МХАТ Леонида не приняли. Великий Масальский, сложив пальцы трубочкой и приставив ее (трубочку) к глазу, сказал: «Не наша фактура!». То же самое его ждало и Щепкинском училище. Вновь юноша услышал, что не подходит по фактуре.
    Удача Каневскому улыбнулась в Театральном училище им. Б.В. Щукина. Он был зачислен на курс Веры Константиновны Львовой. Здесь же ему довелось учиться у замечательных педагогов Цецилии Львовны Мансуровой и Владимира Георгиевича Шлезингера. Педагогом по художественному слову был знаменитый чтец Яков Михайлович Смоленский. Вместе с Леонидом Каневским учились: Василий Ливанов, Андрей Миронов, Зиновий Високовский и Ольга Яковлева.
    По окончании в 1960 году Щукинского училища Леонид Каневский был принят в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола. В 1967 году он перешел в Театр на Малой Бронной.
    Дебютировал Леонид Каневский в кино в 1965 году, снявшись в сказке «Город мастеров». А спустя три года на экраны вышла искрометная комедия «Бриллиантовая рука». Каневскому досталась совсем небольшая, почти эпизодическая роль контрабандиста. Начинающий актер сам придумал текст, придумал, как все это обыграть, и роль получилась удивительно смешной, запоминающейся. Это был его первый большой успех.
    Всесоюзную славу актеру принесла роль майора Томина в знаменитом телесериале «Следствие ведут Знатоки». Первые четыре фильма вышли в 1971 году и сразу обеспечили главным героям невероятную зрительскую любовь. В какой то степени этот успех был прогнозируемым. Детективный, лихо закрученный сюжет, обаятельные и такие непохожие Знаменский (Георгий Мартынюк), Томин (Леонид Каневский) и Кибрит (Эльза Леждей) – это и стало залогом популярности. Но вот то, что сериал затянется на многие-многие годы, вряд ли кто ожидал. На протяжении двух десятилетий зрители с неослабевающим интересом следили за очередными расследованиями Знатоков.
    Не меньшей любовью Знатоки пользовались и у правоохранительных органов. Знаменитые концерты, посвященные Дню Милиции, практически никогда не обходились без их выступлений. Вспоминает Леонид Каневский: «И вообще, в Союзе не было такого горотдела милиции, который бы не приглашал нас выступить. Нас передавали, как эстафетную палочку. Знали, например, что я люблю париться, а Герка обожает пельмени. Встречавшие нас милицейские руководители еще у трапа самолета говорили: «Семеныч, банька топится. Яковлевич, пельмени варятся». Замечательно встречали! Конечно, это давало заработок, но и интересно было безумно. Каждый месяц - минимум по две поездки. <…> Мы были чем-то вроде жилетки, в которую можно все свои беды и проблемы выплакать. Такая себе живая исповедальня. И для кого? Для тогдашнего руководства!»
    О популярности Знатоков говорит такой факт. Однажды в Комсомольске-на-Амуре милицией был задержан вор в законе, живший в одной гостинице с артистами. Узнав, о том какие соседи проживали рядом с ним, он был невероятно огорчен, что не успел ограбить их. На удивленный вопрос начальника милиции, мол, что у них, артистов, и брать то нечего, тот ответил: «Не понимаешь ты, начальник. Не в этом суть. Представляешь, какой бы звон по зоне пошел, что я ЗнаТоКов обнес!»
    При такой популярности и длительности сериала, Каневский не стал актером одной роли. Актер много и интересно снимался. При этом играл он преимущественно характерные роли. Удивительно, но его майор Томин да еще эпизод в картине «Весна на Одере» стали единственными положительными ролями в кино. Каневский с присущей ему легкостью и изяществом играл всевозможных жуликов, воров, гангстеров, хулиганов, или просто отрицательных типов.
    Все прекрасно помнят, например, его господина Бонасье в приключенческом фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» (1979). Как и в «Бриллиантовой руке», вновь небольшая, эпизодическая роль, и вновь успех, который стал для актера, по его собственному признанию, «полнейшей неожиданностью, хотя и очень приятной». Замечательным оказался его дуэт с Леонидом Ярмольником в детском фильме «Пеппи-Длинный чулок» (1984), где они изобразили двух жуликов-воров – Карла и Блона.
    Начало 90-х. С развалом Советского Союза, стали приходить в упадок театры и кино. Многие актеры оставались без работы. Леонид Каневский вспоминает: «В то время вообще театры пустовали. Дикое было ощущение, совершенно непривычное. Понимаешь, невостребованным оказался не я, а дело, которому я служил и служу. В то тяжелое время людям было не до спектаклей. Как раз тогда Женя Арье носился с идеей создания русскоязычного театра в Израиле, собирал труппу, пригласил и меня. Я его хорошо знал, поверил и решил в свои пятьдесят круто изменить свою жизнь».
    Так в 1991 году Леонид Каневкий оказался в Израиле, в Тель-Авиве, став вместе с Евгением Арье одним из основателей Театра «Гешер» («Мост»). «На первых порах было чудовищно тяжело... Трудностей хватало. Например, однажды мы четыре месяца не получали зарплату. Старая закалка помогла все это перенести. А затем театр начал развиваться, набирать обороты. Талант Жени Арье, его огромная энергия принесли свои плоды» - рассказывает Леонид Каневский.
    Очень скоро театр приобрел в Израиле большую популярность, а для актеров, в том числе и для Каневского, стал настоящим домом. Здесь им было сыграно множество разнообразных ролей. Любимыми спектаклями Леонида Семеновича являются «Дело Дрейфуса», «Три сестры», «Деревушка», «Раб», «Шоша».
    Там же в Израиле Каневский проявил себя в новом качестве – ведущего телепрограммы. Когда открылся русскоязычный телеканал, он был приглашен вести передачу «Хочу все съесть». Каневский согласился вести эту программу при одном условии - если она не будет копией программы Андрея Макаревича «Смак». В результате появилась новая интересная передача, которую смотрит в буквальном смысле вся страна.
    А что же кино? Леонид Каневский продолжал немало сниматься. Только теперь талантом актера уже наслаждались израильские зрители. Он сыграл в довольно известных израильских фильмах: «Опоздавшая свадьба», «Электрический человек», «Еврейская месть» (роль - пятидесятилетний репатриант Натан) и других.
    Со своей будущее женой Анной Леонид Каневский познакомился в 1967 году. Анна - дочь известного актера Ефима Березина – знаменитого Штепселя из киевского дуэта «Тарапунька и Штепсель», который многие годы блистал на эстрадных подмостках Советского Союза. Программы для этого дуэта писал Александр Каневский - старший брат Леонида. Он то и познакомил их. А поженились Леонид и Анна лишь спустя восемь лет.
    Анна по профессии - филолог, переводчик с английского и польского языков. В 1977 году у них родилась дочь Наташа. Она окончила театральный факультет Тель-Авивского университета. По специальности Наталья - театральный дизайнер, работает на израильском телевидении.
    С января 2006 года по настоящее время Леонид Семёнович Каневский — ведущий документального сериала «Следствие вели…» на «НТВ». Параллельно актёр продолжает играть в театре «Гешер». в 2009 году снялся в сериале «Семин».
    Каневский сыграл роли в более чем семидесяти фильмах и много ролей в театральных спектаклях. Награждён орденом Дружбы (20 апреля 2010).
    Женат на дочери знаменитого «Штепселя» (Ефима Березина) Анне Березиной. Родной брат — писатель-сатирик Александр Каневский.